Юридическая психология как единая прикладная психологическая наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Юридическая психология как отрасль психологии, связанная с психологическим обеспечением правоохранительной деятельности, являясь сферой повседневной деятельности тысяч специалистов, имеет значительный научный потенциал и серьёзные перспективы для развития.

Содержание работы

Введение 3
1.Юридическая психология как единая прикладная психологическая наука 5
2. Схема изучения личности 8
3. Страдания: понятие, признаки страданий как особой формы переживаний человека 15
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 22

Файлы: 1 файл

Юридическая психология.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Титул 

Содержание

 

 

 

Введение

 

За последние  десятилетия отечественная юридическая  психология достигла заметных успехов в своем становлении как самостоятельная отрасль психологического знания.

Были подняты  острые проблемы, относящиеся к психологической  составляющей правоохранительной деятельности; разработаны важнейшие направления  юридической психологии; изучены, описаны и детализированы многие психические явления, процессы и состояния, лежащие в основе ее научного базиса; заложены основы исследований на перспективу.

Серьезному  рассмотрению и обсуждению подверглись  вопросы общетеоретических и  методологических основ юридической психологии: ее истории, основы, структуры, системы категорий.

В рамках юридической, психологии активно развивается  психолого-акмеологический подход, направленный на глубокую теоретическую  разработку содержательно-методического  обеспечения профессионального развития практического психолога, оптимизацию всего процесса его профессионализации

Такой подход позволяет  развивать у практического психолога  новые для него качества профессионального  «Я» на основе предварительно сформулированных критериев оценки уровня профессионализма и продуктивности деятельности.

В последнее  время в рамках традиционных представлений  о юридической психологии особенно большое развитие получил ее прикладной аспект, непосредственно связанный  с запросами практической деятельности.

Таким образом, юридическая  психология как отрасль психологии, связанная с психологическим  обеспечением правоохранительной деятельности, являясь сферой повседневной деятельности тысяч специалистов, имеет значительный научный потенциал и серьёзные перспективы для развития.

В то же время ее развитие сдерживается не до конца отрефлексированным отношением юридической психологии к самой себе как к особому виду профессиональной деятельности, требующей особого отношения к вузовской подготовке психологов-специалистов.

 

1.Юридическая психология  как единая прикладная психологическая  наука

 

Юридическая психология включает в себя различные области  научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции.

В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Психология - единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею. С развитием общества ее значение будет все более возрастать.

Потребность обращении  к психологии, ее методам, достижениям  возникает тогда, когда конкретная наука, смежная с психологией или тесно связанная с ней, включается в решение практических задач. Имеет это место в педагогике, медицине и юриспруденции.

Практическая деятельность, как правило, реализуется в конкретных действиях конкретных людей, и то, как это происходит, зависит в значительной мере от их психологических особенностей. Только необходимость решения практических задач привела к тому, что на границе с обществоведением возникли и развиваются социальная, этническая, историческая и другие отрасли психологии.

Было бы, однако, приуменьшением роли естественного в жизни и развитии личности обращение исключительно к социальным аспектам ее проявления. Безусловно, изучение биологии человека (анатомии, физиологии, антропологии) неразрывно связано с исследованиями в области психофизиологии, нейропсихологии, психофизики и других наук, пограничных с психологией и естествознанием

 Для современной юридической психологии характерны очень тесные взаимосвязи со многими смежными психологическими дисциплинами: дифференциальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, психологией труда, управления и др. Заимствуя из данных смежных наук многие узловые теоретические положения и методический инструментарий, юридические психологи не только адаптируют их применительно к решению своих частных задач, но и своими научными наработками оказывают коррекционно-стимулирующее влияние на построение в указанных отраслях более глубоких концептуальных схем и моделей.

В отношении же взаимосвязей юридической психологии со смежными научными дисциплинами, которые изучают условия и аномальные формы индивидуального поведения (в частности, психиатрия, судебная медицина и др.), юридические психологи поддерживают самые тесные контакты, чтобы, во-первых, выбрать правильные ориентиры своей профессиональной компетенции (особенно в отношении определения дееспособности лиц, допустивших противоправное поведение), а во-вторых, развить и собственные теоретико-прикладные направления (например, обоснование и развитие в начале 80-90-х годов Ю.М. Антоняном, В. Гульданом криминальной патопсихологии, М.Л.Балабановой - судебной патопсихологии, М.М. Коченовым, В.Н.Кудрявцевым, А.И. Печерниковой и О.Д. Ситковской - направлений судебно-психологической экспертизы).

Особый характер взаимосвязей присущ юридической психологии с правовыми науками и юридической практикой.

Юридическая психология по соотношению ко всему спектру  нормативно-правовых и научно-юридических  феноменов должна являться не частной  областью знаний, т.е. одной из множества  научных дисциплин, способствующих совершенствованию правового регулирования, а выступать в роли дополняющей науки.

В структуре данной современной  юридической психологии как прикладной науки следует выделять следующие  основные составляющие:

1) Методолого-теоретические  и методические основы, где обосновываются объект, предмет, задачи, система, методология и методы, а также раскрывается история и перспективы развития юридической психологии.

2) Правовая психология - раздел юридической психологии, где изучаются психологические  аспекты правотворчества и правореализации, психологические закономерности и механизмы правовой социализации личности, развития правосознания и его дефекты.

3) Криминальная психология - раздел юридической психологии, где исследуются психологические  особенности личности преступника и генезиса различных видов преступных деяний (насильственных, корыстных и др.), а также психология преступных групп и организованной преступности.

4) Психология следственной  и оперативно-розыскной деятельности - разделы юридической психологии, в которых изучаются психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатываются психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.

5) Судебная психология - раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

6) Пенитенциарная психология - раздел юридической психологии, где изучаются психологические  аспекты эффективности различных  видов наказания, психология осужденных и их общностей, а также обосновываются меры по их ресоциализации и реабилитации лиц, отбывающих наказания.

Кроме указанных основных составляющих в последние десятилетия  активно начали развиваться и  такие направления юридической  психологии, как превентивная, военно-юридическая, психология юридического труда, психология правоотношений в предпринимательстве и др.

  
2. Схема изучения личности

 

Первые шаги в научном изучении человека как личности сделал две с половиной тысячи лет назад гениальный греческий врач и исследователь Гиппократ. Результатом его исследований явились данные о четырех темпераментах.

На протяжении многих столетий предпринимались многочисленные попытки критики полученных результатов  Гиппократа, однако они в основном сохранились до наших дней, Мы уже отметили, что темперамент, характер и способности составляют психологическую основу личности. Именно поэтому эти структурные компоненты являются центральными во всех схемах изучения личности. 

Данное утверждение  относится к схемам А.Г. Ковалева. К.К. Платонова и многих других исследователей. Однако эти схемы нацеливают исследователей на изучение личности только как социального феномена и слабо учитывают специфику деятельности, которой занята эта личность. Использование этих схем в условиях профессиональной деятельности (в том числе юридической) дает очень мало результатов.

Изучение практики внедрения научных методов в  систему оценки руководящих кадров показало, что такого типа схемы должны, прежде всего, базироваться на системе профессиональных действий и операций1.

Исходя из учета  особенностей составления оценочных  схем личности, предлагаем специальную «схему изучения личности», которую, по мнению психологов, должны знать работники юридического труда.

Схема изучения личности.

1. Общие данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, отношение к политическим партиям.

2. Внешние признаки:

- лицо (краткий  словесный портрет, по возможности  особенности строения лица);

- рост (низкий, средний, высокий, аномалии в  росте);

- вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный, тучный);

- одежда (опрятен  - неопрятен, за модой следит - не следит);

- манеры (производит  приятное впечатление - неприятное впечатление);

- голос (приятный - неприятный, сильный, гнусавый и т. д.).

3. Жизненный  путь;

- родители (время  и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение,  образование, профессия, отношение  к политическим партиям, их  увлечения, постоянное занятие и т. д.);

- детство (жизнь  в семье, какой ребенок по  счету, жизнь вне семьи, братья  и сестры, их взаимоотношения,  события в жизни и т. д.);

- школа (специализация  школы, любимые предметы, взаимоотношения  со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности);

- учебные заведения  (причины поступления, успехи, полученные  знания, умения, навыки, характерные события в 16-19 лет);

- трудовая деятельность  и служба в армии (характер  труда и службы, отношение к  труду и службе, положение среди других людей, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность);

- семейная жизнь  (рождение детей, с кем живет  в настоящее время).

4. Жизненные  сферы:

- семья (отношения  между супругами, отношение к  детям/отношение к родителям и т. д.);

- профессия  и специальность (мотивы выбора  профессии и работы, удовлетворенность  работой, продвижение по работе, социальный статус на работе  и т. д.);

- политическая  и общественная активность (активен - неактивен; сколько тратит времени на общественную деятельность и т. д.);

- проведение  свободного времени (спорт, азартные  игры, кино, театр, выпивки с друзьями  и т. д.);

- материальные  условия жизни (какая квартира, особенности обстановки, бюджет  семьи и др.);

- здоровье (общее  состояние здоровья, отношение к своему здоровью, наличие заболеваний).

5. Поведение:

- преобладающее  настроение: ровное, приподнятое, угнетенное; реакция на трудности (растерянность,  энергичность, безразличие);

- особенности  проявления эмоций и чувств (легко  возбуждается, средне, трудно возбудим; подавляет раздражение легко, с трудом; переживает неудачи заметно - незаметно, долго - недолго; помнит обиды долго - недолго; расстраивается по мелочам - по мелочам не расстраивается и т. п.);

- проявление воли (самостоятельный - несамостоятельный,

- недисциплинированный, решительный - нерешительный, смелый - трусливый и т. д.);

- поведение  в сложной ситуации (сохраняет  спокойствие - теряется, сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков - теряет их и т. д.);

- поведение в состоянии опьянения (спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, пьет много и не пьянеет);

- нравственное  поведение (соблюдение моральных  норм, отношение к женщине, честность и правдивость, проявление мужества в сложных отношениях

со старшими и равными).

6. Темперамент  и характер:

а) темперамент:

- общительность  (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; застенчивый - не застенчивый; осторожный - решительный; проявляет склонность к лидерству - склонности к лидерству не проявляет);

- эмоциональность  (спокойный - раздражительный, невозмутимый - ранимый, сдержанный - возбудимый, пессимистический - оптимистический);

б) характер:

- свойства характера,  выражающие отношение: к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.), к труду (трудолюбие, добросовестность, лень, ответственность и т.д.); к вещам (аккуратность, неряшливость и т. д.); к самому себе (тщеславие, честолюбие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т. д.);

Информация о работе Юридическая психология как единая прикладная психологическая наука