Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:26, контрольная работа
Юридическая психология как отрасль психологии, связанная с психологическим обеспечением правоохранительной деятельности, являясь сферой повседневной деятельности тысяч специалистов, имеет значительный научный потенциал и серьёзные перспективы для развития.
Введение 3
1.Юридическая психология как единая прикладная психологическая наука 5
2. Схема изучения личности 8
3. Страдания: понятие, признаки страданий как особой формы переживаний человека 15
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 22
Титул
За последние
десятилетия отечественная
Были подняты
острые проблемы, относящиеся к психологической
составляющей правоохранительной деятельности;
разработаны важнейшие
Серьезному рассмотрению и обсуждению подверглись вопросы общетеоретических и методологических основ юридической психологии: ее истории, основы, структуры, системы категорий.
В рамках юридической,
психологии активно развивается
психолого-акмеологический
Такой подход позволяет
развивать у практического
В последнее время в рамках традиционных представлений о юридической психологии особенно большое развитие получил ее прикладной аспект, непосредственно связанный с запросами практической деятельности.
Таким образом, юридическая психология как отрасль психологии, связанная с психологическим обеспечением правоохранительной деятельности, являясь сферой повседневной деятельности тысяч специалистов, имеет значительный научный потенциал и серьёзные перспективы для развития.
В то же время ее развитие сдерживается не до конца отрефлексированным отношением юридической психологии к самой себе как к особому виду профессиональной деятельности, требующей особого отношения к вузовской подготовке психологов-специалистов.
Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции.
В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.
Психология - единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею. С развитием общества ее значение будет все более возрастать.
Потребность обращении к психологии, ее методам, достижениям возникает тогда, когда конкретная наука, смежная с психологией или тесно связанная с ней, включается в решение практических задач. Имеет это место в педагогике, медицине и юриспруденции.
Практическая деятельность, как правило, реализуется в конкретных действиях конкретных людей, и то, как это происходит, зависит в значительной мере от их психологических особенностей. Только необходимость решения практических задач привела к тому, что на границе с обществоведением возникли и развиваются социальная, этническая, историческая и другие отрасли психологии.
Было бы, однако, приуменьшением роли естественного в жизни и развитии личности обращение исключительно к социальным аспектам ее проявления. Безусловно, изучение биологии человека (анатомии, физиологии, антропологии) неразрывно связано с исследованиями в области психофизиологии, нейропсихологии, психофизики и других наук, пограничных с психологией и естествознанием
Для современной юридической психологии характерны очень тесные взаимосвязи со многими смежными психологическими дисциплинами: дифференциальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, психологией труда, управления и др. Заимствуя из данных смежных наук многие узловые теоретические положения и методический инструментарий, юридические психологи не только адаптируют их применительно к решению своих частных задач, но и своими научными наработками оказывают коррекционно-стимулирующее влияние на построение в указанных отраслях более глубоких концептуальных схем и моделей.
В отношении же взаимосвязей юридической психологии со смежными научными дисциплинами, которые изучают условия и аномальные формы индивидуального поведения (в частности, психиатрия, судебная медицина и др.), юридические психологи поддерживают самые тесные контакты, чтобы, во-первых, выбрать правильные ориентиры своей профессиональной компетенции (особенно в отношении определения дееспособности лиц, допустивших противоправное поведение), а во-вторых, развить и собственные теоретико-прикладные направления (например, обоснование и развитие в начале 80-90-х годов Ю.М. Антоняном, В. Гульданом криминальной патопсихологии, М.Л.Балабановой - судебной патопсихологии, М.М. Коченовым, В.Н.Кудрявцевым, А.И. Печерниковой и О.Д. Ситковской - направлений судебно-психологической экспертизы).
Особый характер взаимосвязей присущ юридической психологии с правовыми науками и юридической практикой.
Юридическая психология по соотношению ко всему спектру нормативно-правовых и научно-юридических феноменов должна являться не частной областью знаний, т.е. одной из множества научных дисциплин, способствующих совершенствованию правового регулирования, а выступать в роли дополняющей науки.
В структуре данной современной юридической психологии как прикладной науки следует выделять следующие основные составляющие:
1) Методолого-теоретические и методические основы, где обосновываются объект, предмет, задачи, система, методология и методы, а также раскрывается история и перспективы развития юридической психологии.
2) Правовая психология - раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты правотворчества и правореализации, психологические закономерности и механизмы правовой социализации личности, развития правосознания и его дефекты.
3) Криминальная психология
- раздел юридической психологии,
где исследуются
4) Психология следственной
и оперативно-розыскной
5) Судебная психология - раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.
6) Пенитенциарная психология
- раздел юридической психологии,
где изучаются психологические
аспекты эффективности
Кроме указанных основных составляющих в последние десятилетия активно начали развиваться и такие направления юридической психологии, как превентивная, военно-юридическая, психология юридического труда, психология правоотношений в предпринимательстве и др.
Первые шаги в научном изучении человека как личности сделал две с половиной тысячи лет назад гениальный греческий врач и исследователь Гиппократ. Результатом его исследований явились данные о четырех темпераментах.
На протяжении многих столетий предпринимались многочисленные попытки критики полученных результатов Гиппократа, однако они в основном сохранились до наших дней, Мы уже отметили, что темперамент, характер и способности составляют психологическую основу личности. Именно поэтому эти структурные компоненты являются центральными во всех схемах изучения личности.
Данное утверждение относится к схемам А.Г. Ковалева. К.К. Платонова и многих других исследователей. Однако эти схемы нацеливают исследователей на изучение личности только как социального феномена и слабо учитывают специфику деятельности, которой занята эта личность. Использование этих схем в условиях профессиональной деятельности (в том числе юридической) дает очень мало результатов.
Изучение практики внедрения научных методов в систему оценки руководящих кадров показало, что такого типа схемы должны, прежде всего, базироваться на системе профессиональных действий и операций1.
Исходя из учета особенностей составления оценочных схем личности, предлагаем специальную «схему изучения личности», которую, по мнению психологов, должны знать работники юридического труда.
Схема изучения личности.
1. Общие данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, отношение к политическим партиям.
2. Внешние признаки:
- лицо (краткий
словесный портрет, по
- рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте);
- вес и телосложение
(очень худой, худощавый,
- одежда (опрятен - неопрятен, за модой следит - не следит);
- манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление);
- голос (приятный - неприятный, сильный, гнусавый и т. д.).
3. Жизненный путь;
- родители (время
и место рождения, национальность,
место жительства, социальное положение,
образование, профессия,
- детство (жизнь
в семье, какой ребенок по
счету, жизнь вне семьи,
- школа (специализация школы, любимые предметы, взаимоотношения со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности);
- учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки, характерные события в 16-19 лет);
- трудовая деятельность и служба в армии (характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность);
- семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).
4. Жизненные сферы:
- семья (отношения между супругами, отношение к детям/отношение к родителям и т. д.);
- профессия
и специальность (мотивы
- политическая и общественная активность (активен - неактивен; сколько тратит времени на общественную деятельность и т. д.);
- проведение
свободного времени (спорт,
- материальные условия жизни (какая квартира, особенности обстановки, бюджет семьи и др.);
- здоровье (общее состояние здоровья, отношение к своему здоровью, наличие заболеваний).
5. Поведение:
- преобладающее
настроение: ровное, приподнятое, угнетенное;
реакция на трудности (
- особенности проявления эмоций и чувств (легко возбуждается, средне, трудно возбудим; подавляет раздражение легко, с трудом; переживает неудачи заметно - незаметно, долго - недолго; помнит обиды долго - недолго; расстраивается по мелочам - по мелочам не расстраивается и т. п.);
- проявление воли (самостоятельный - несамостоятельный,
- недисциплинированный, решительный - нерешительный, смелый - трусливый и т. д.);
- поведение в сложной ситуации (сохраняет спокойствие - теряется, сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков - теряет их и т. д.);
- поведение в состоянии опьянения (спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, пьет много и не пьянеет);
- нравственное
поведение (соблюдение
со старшими и равными).
6. Темперамент и характер:
а) темперамент:
- общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; застенчивый - не застенчивый; осторожный - решительный; проявляет склонность к лидерству - склонности к лидерству не проявляет);
- эмоциональность (спокойный - раздражительный, невозмутимый - ранимый, сдержанный - возбудимый, пессимистический - оптимистический);
б) характер:
- свойства характера, выражающие отношение: к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.), к труду (трудолюбие, добросовестность, лень, ответственность и т.д.); к вещам (аккуратность, неряшливость и т. д.); к самому себе (тщеславие, честолюбие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т. д.);
Информация о работе Юридическая психология как единая прикладная психологическая наука