Этнические предубеждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

Принцип равенства наций, характерный для политической программы демократических государств, не означает признания "одинаковости" наций. Следовательно, выявление национальных особенностей, в том числе различий в психическом складе, остается актуальной задачей. Эти особенности не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений. Особая актуальность данной проблемы для социальной психологии в нашей стране на современном этапе ее развития очевидна.

Содержание работы

Введение
1. Этнические предубеждения. Их структура.
1.1. Основные понятия.
1.2 . Этническая установка
1.3. Этнические стереотипы.
1.4. Психология предубеждения.
2. Происхождение этнических предубеждений.
3. Шкала социальной дистанции.
4. Исследования этнических установок с помощью теста имплицитных ассоциаций.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

этнические предубеждения.docx

— 33.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Этнические предубеждения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1. Этнические предубеждения. Их структура.

1.1. Основные понятия.

1.2 . Этническая установка

1.3. Этнические стереотипы.

1.4.  Психология предубеждения.

2. Происхождение этнических предубеждений.

3. Шкала социальной дистанции.

4. Исследования этнических установок с помощью теста имплицитных ассоциаций.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В мире ныне существует более 180-ти государств, но не более 20-ти из них этнически однородны - то есть, в них национальные меньшинства не достигают 5% населения. В более 40% государств мира проживает пять и более национальных меньшинств. Всего в мире насчитывается около 8 тыс. народов и, теоретически, каждый из них может претендовать на независимость. Таким образом, подавляющее большинство стран мира могут стать ареной межэтнических конфликтов .

Сложность явлений  национальной психологии заставляет с  особой тщательностью поставить  вопрос о том, где коренятся причины  национальных особенностей людей. Поэтому  задача, которая стоит перед социальной психологией, перед этнопсихологией, весьма сложна.

Принцип равенства  наций, характерный для политической программы демократических государств, не означает признания "одинаковости" наций. Следовательно, выявление национальных особенностей, в том числе различий в психическом складе, остается актуальной задачей. Эти особенности не могут  быть абсолютизированы и должны рассматриваться  как производные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений. Особая актуальность данной проблемы для социальной психологии в нашей стране на современном  этапе ее развития очевидна. В условиях радикальных социальных преобразований, распада СССР резко обострились  национальные конфликты.

 

 

 

 

1. Этнические предубеждения. Их происхождение.

1.1. Основные понятия.

Э́тнос (от греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

Этнические  группы — группа людей общей идентичности, появившаяся в результате коллективного понимания ее особой истории. Этнические группы обладают собственными культурными обычаями, нормами, убеждениями и традициями. Они обычно имеют общий язык и проводят границы между членами и не членами. Как и в группах по рождению, принадлежность к этнической группе может приобретаться посредством брака или других социально санкционированных способов. Каждая конкретная этническая группа имеет тот «стержень», вокруг которого она сформировалась.

Ученые уже  давно заметили, что этническая группа - понятие социальное. Принадлежность к определенной этнической группе и  в прошлом и сегодня влияет на опыт общественной жизни человека. Различные социальные блага - богатство, престиж, власть - распределяются в  обществе в зависимости от этнической принадлежности индивидов - то есть, у  представителей одних национальностей  есть больше возможностей приобрести и пользоваться ими, чем у других.

Этнические  предубеждения — установки, препятствующие адекватному восприятию информации о представителях чужой этнической общности или их действиях.

Этнический  конфликт — любая разновидность конфликтов между представителями этнических групп, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве, а также внутри личностный конфликт, связанный с этническим самоопределением индивида.

Этническое  сознание — совокупность ментальных представлений этнической группы о своем месте в мире, включающая установки, стереотипы, убеждения, ценностные ориентации и другие социально-психологические конструкты.

1.2. Этническая установка.

Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что психологи называют "установкой", что означает - определенное направление  личности, состояние готовности, тенденция  к определенной деятельности, способной  удовлетворить какие-то потребности  человека. В нашей стране теория установки детально разработана  выдающимся грузинским психологом Д. Н. Узнадзе. В отличие от мотива, то есть сознательного побуждения, установка  непроизвольна и не осознается самим  субъектом. Но именно она определяет его отношение к объекту и  самый способ его восприятия. Человек, коллекционирующий переплеты, видит  в книге, прежде всего этот ее аспект и лишь потом все остальное. Читатель, обрадованный встречей с любимым автором, может вообще не обратить внимание на оформление книги. В системе установок, незаметно для самого человека, аккумулируется его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.

Установки такого рода существуют и в общественной психологии, в сфере человеческих взаимоотношений. Сталкиваясь с  человеком, принадлежащим к определенному  классу, профессии, нации, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного поведения и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) этому эталону. Скажем, принято считать, что юности свойствен романтизм; поэтому, встречая в молодом человеке это качество, мы считаем его естественным, а если оно отсутствует, это кажется странным. Ученым, по общему мнению, свойственна рассеянность; вероятно, это качество не универсально, но когда мы видим организованного, собранного ученого, мы считаем его исключением, зато профессор, постоянно все забывающий, - "подтверждает правило".

1.3. Этнические стереотипы.

Этнические  группы не являются изолированными, они  более или менее общаются между  собой. На это взаимодействие сильное  влияние оказывают так называемые «этнические стереотипы». У одной  этнической группы есть свой созданный  определенный образ других групп. Эти  имиджи формируются благодаря так  называемому процессу «стереотипизации».

Возникновение этнических стереотипов связано  с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе психическая  общность выражается, как известно, в формировании определенного "мы - чувства". Для этнических групп "мы - чувство" фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили враждебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем и задается негативная установка. Образ, построенный в соответствии с этой установкой, дает этнический стереотип. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу . Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий. Даже при нейтральном эффекте всякий этнический стереотип означает приписывание этнических признаков представителям иных этнических групп, т.е. способствует распространению "приблизительных", неточных характеристик, что в определенных политических условиях открывает дорогу различным проявлениям национализма и шовинизма.

Этнический  стереотип - характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп. Может быть неоднородным по структуре, состоит из :

• констатации особенностей своей или чужой этнической группы,

• эмоционально-окрашенной оценки этих особенностей,

• определенного типа поведения по отношению к представителям того или иного народа.

Виды этнических стереотипов:

• позитивные ("немцы — трудолюбивые")

• негативные ("русские — ленивые"),

• автостереотипы (стереотипы в отношении своей этнической группы),

• гетеростереотипы (стереотипы в отношении других этнических групп).

Особенности этнических стереотипов:

• отражают не действительность, а упрощенную и искаженную "этикетку" действительности;

• предельно устойчивы, но все же изменяемы;

• не могут быть истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях;

• могут быть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще более ложных стереотипов.

1.4. Психология предубеждения

Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения прежде всего  сквозь призму своих собственных  обычаев, тех традиций, в которых  они сами воспитаны. Такая склонность рассматривать явления и факты  чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей  своего собственного народа и есть то, что на языке социальной психологии называется этноцентризмом.

То, что каждому  человеку обычаи, нравы и формы  поведения, в которых он воспитан и к которым привык, ближе, чем  другие, - вполне нормально и естественно. Темпераментному итальянцу медлительный финн может казаться вялым и холодным, а тому в свою очередь может  не нравиться южная горячность. Чужие  обычаи иногда кажутся не только странными, нелепыми, но и неприемлемыми. Это  так же естественно, как естественны  сами различия между этническими  группами и их культурами, формировавшимися в самых разных исторических и  природных условиях. Таким образом этноцентризм есть сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных обстоятельствах.

Проблема  возникает лишь тогда, когда эти  действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и  превращаются во враждебную психологическую  установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая  разобщает народы и психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение.

В новейшем "Словаре по общественным наукам", выпущенном ЮНЕСКО, читаем: "предубеждение - это негативная, неблагоприятная  установка к группе или ее индивидуальным членам; она характеризуется стереотипными  убеждениями; установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем из фактической проверки свойств группы, о которой идет речь". Итак, отсюда следует, видимо, что речь идет об обобщенной установке, ориентирующей на враждебное отношение ко всем членам определенной этнической группы, независимо от их индивидуальности; эта установка имеет характер стереотипа, стандартного эмоционально окрашенного образа - это подчеркивается самой этимологией слов предрассудок, предубеждение, то есть нечто, предшествующее рассудку и сознательному убеждению; наконец эта установка обладает большой устойчивостью и очень плохо поддается изменению под влиянием рациональных доводов.

Характер, который  приобретает этноцентризм, зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами.

Этнические  стереотипы складываются всегда в некотором  социальном контексте, и, когда они  приобретают стойкую форму предубеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоционального образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни.

Как ни существенны  индивидуально-психологические процессы, ключ к пониманию природы этнических предубеждений лежит не в них, а в истории общества и структуре  общественного сознания. Предубеждения  иррациональны не в том смысле, что их носители психически ненормальны, а в том, что выраженные в этнических стереотипах групповые интересы и пристрастия не имеют и не могут иметь всеобщего значения. Расшифровка их - дело истории и  социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Происхождение этнических предубеждений.

Представитель господствующей нации (группы) воспринимает зависимую народность прежде всего сквозь призму своего главенствующего положения. Порабощенные народы рассматриваются как низшие, неполноценные, нуждающиеся в опеке и руководстве. Пока они довольствуются подчиненным положением, колонизаторы готовы признавать за ними даже целый ряд достоинств - непосредственность, жизнерадостность, отзывчивость. Но это добродетели, так сказать, низшего порядка. Индеец, африканец или американский негр предстают в "фольклоре" империализма чаще всего в образе детей, они могут иметь хорошие или дурные задатки, но главное - они не взрослые, ими необходимо руководить. Этот "отеческий" юн очень удобен - внешне благожелателен и в то же время позволяет сохранить свое господство. Но истинное лицо этой "благожелательности" обнаруживается, как только угнетенная группа отказывает в послушании и восстает против "цветного барьера". Африканец или американский негр, который только что был неплохим, в сущности, хотя и взбалмошным парнем, сразу же становится "смутьяном", "агрессором", "демагогом"... Отношение к национальному меньшинству как к "детям" существует лишь до тех пор, пока это меньшинство не пытается выступить как самостоятельная сила.

Иной стереотип  складывается там, где меньшинство  предстает как соперник и конкурент  в экономической и социальной областях. Чем опаснее конкурент - тем большую враждебность он вызывает.

Если "неполноценность" пассивно-подчиненной группы усматривается  преимущественно в сфере интеллекта, то группа-конкурент осуждается и, соответственно, признается "низшей" в моральном  отношении. Типичные стереотипы негра  и еврея, которые психоаналитики истолковывают как проекцию отрицательных черт в первом случае - бессознательного Оно, во вторим - сознательного Я американца, с точки зрения социальной психологии представляются лишь проявлением разных типов отношений - к подчиненной группе и к группе-конкуренту.

Информация о работе Этнические предубеждения