Этический кодекс психологов Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 19:27, статья

Описание работы

Психология как научная дисциплина раньше других подошла к внутреннему миру человека и больше других наук получила знания о человеческом поведении, приобретя, таким образом, реальную силу, которая может, как созидать, так и разрушать. Поэтому очень важно, чтобы психологи Республики Казахстан соответствовали высоким этическим стандартам и имели общечеловеческие ценности, и брали ответственность за свои действия. Введение Этический Кодекс психологов Республики Казахстан призван определить сущность, границы, социальную значимость психологической деятельности, обозначить вытекающие из них требования к деловым и нравственным качествам профессионального психолога. Кодекс поможет оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и защитить психологов и психологию от дискредитации и манипуляций.

Содержание работы

Вступление
Введение
Общие принципы
Этические стандарты
1. Общие стандарты
2. Тестирование, диагностика и вмешательство
3. Реклама и другие публичные выступления
4. Психологическое консультирование
5. Право на внутренний мир и конфиденциальность
6. Обучение, тренинги, супервизия, исследования и публикации материалов
7. Решение этических вопросов

Файлы: 1 файл

Этический кодекс психологов Республики Казахстан.docx

— 48.49 Кб (Скачать файл)

Б. Как только психолог сталкивается с выполнением клиентами и другими курируемыми лицами, потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной стороны на бракоразводном процессе), он должен сделать приемлемый выбор в этих ролях.

4.04. Осуществление психологической  работы с клиентами.

При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психического здоровья, психологи, как третья сторона (1.18), тщательно взвешивают применяемые ими методы и влияние их на благополучие клиента. Психологи обсуждают эти проблемы с клиентами, для того, чтобы уменьшить риск непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психокоррекционные услуги и для того, чтобы не нарушить психокоррекционного процесса.

4.05. Недопустимость сексуальной близости с клиентами.

Психологи не вступают, в сексуальные контакты с клиентами, которые проходят у них консультирование.

4.06. Прерывание психологической помощи.

А. Психологи планируют возможность продолжения консультирования клиентов в случаях неожиданного прекращения их услуг, вызванных болезнью, смертью психолога, потерей его работоспособности, переездом клиента или его финансовыми ограничениями.

Б. Если отношения между клиентом и психологом определяются контрактом или договором о найме, психологи предпринимают меры для обеспечения клиентов помощью на случай окончания контракта или договора. Окончание профессиональных отношений.

 А. Психологи прекращают свое вмешательство, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в услугах психолога, дальнейшая психокоррекция не идет на пользу, продолжение психокоррекции может принести вред.

Б. Перед прекращением психокоррекции психолог обсуждает насущные нужды клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению терапии или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

5. Право на внутренний мир и  конфиденциальность 

5.01. Обсуждение ограничений конфиденциальности.

А. Психологи обсуждают с людьми или организациями, с которыми они устанавливают профессиональные или научные отношения: (1) необходимые ограничения конфиденциальности, включая ограничения, приложимые к групповой, супружеской и семейной психокоррекции или организационному консультированию, и (2) возможное использование информации, полученной во время работы.

Б. Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы.

В. Полученная с согласия клиента запись интервью может использоваться в профессиональных целях только с разрешения клиента.

5.02. Сохранение конфиденциальности.

Главной обязанностью психологов является сохранение права на конфиденциальность всех тех, с кем психологам приходится работать.

5.03. Минимизация вторжения во внутренний мир клиента.

А. Для предотвращения вторжения во внутренний мир клиента психологи в письменные и устные отчеты, заключения и т. п. включают только информацию, ради которой и осуществлялось общение.

Б. Психологи обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от пациентов в клинике или от клиентов при консультациях, или оценивают данные об индивидуальных или групповых клиентах, студентах, участниках экспериментов, супервизорах или нанимателях только в соответствии с научными или практическими задачами и только с людьми, которые ясно представляют границы обсуждения.

5.04. Обеспечение сохранности  и неприкосновенности собранной  информации.

Психологи несут ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при сборе, обработке и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации. Психологи сохраняют и используют собранную ими информацию в соответствии с законом и с данным Этическим Кодексом.

5.05. Разглашение информации.

А. Психологи раскрывают конфиденциальную информацию без согласия индивида только в случаях, обязывающих законом или разрешенных законом для достижения важных целей, как: 1) обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам, 2) проведение требующихся профессиональных консультаций, 3) защита клиента от нанесения вреда.

Б. Психологи также могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента.

5.06. Консультации.

При консультации с коллегами психологи не делятся конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации пациента, клиента, участника эксперимента или других людей, с которыми у психолога были конфиденциальные отношения, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение. Психологи предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.

5.07. Конфиденциальная информация  в базе данных.

А. При введении конфиденциальной информации, не согласованной с реципиентами психологических услуг, в базу данных или в систему записей, которые доступны людям, психологи должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.

Б. Предоставляя для проверки протоколы обследований третьим лицам, психолог должен позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая идентифицировать участников обследований.

В. Если невозможно стереть идентифицирующую информацию, психолог должен получить от идентифицируемых участников разрешение на предоставление этой информации третьим лицам.

5.08. Использование конфиденциальной  информации в дидактических или иных целях.

А. В своих публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, которая может быть идентифицирована в отношении предоставивших ее лиц или организаций, если только на это не было получено письменное или иное законное согласие заинтересованных сторон.

Б. При научном или профессиональном обсуждении психологи должны настолько изменить конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах или организациях, чтобы они не могли быть идентифицированы третьими лицами, и чтобы обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя.

5.09. Защита конфиденциальной  информации.

Психолог должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай собственной потери работоспособности или смерти, в случае изъятия или исчезновения записей и данных.

5.10 Право на конфиденциальную  информацию.

Право на конфиденциальную информацию определяется законом и по соглашению сторон.

6. Обучение, тренинги, супервизия, исследования и публикации материалов

6.01. Создание образовательных и тренинговых программ.

Психологи, отвечающие за образовательные и тренинговые программы, должны быть уверены, что программы правильно построены, в них использован весь необходимый материал, и они соответствуют требованиям лицензирования, сертификации и целям проведения программ.

6.02. Описание образовательных  и тренинговых программ.

Психологи несут ответственность за образовательные и тренинговые программы, которые он проводят. Проводимые программы должны в своем описании содержать цели, задачи и способы успешного воплощения этих программ. Информация об этих программах должна быть доступна всем заинтересованным сторонам.

6.03. Достоверность и  объективность в обучении.

А. При проведении обучения или тренинга психологи предоставляют обучающимся достоверную информацию.

Б. Занимаясь обучением или тренингом, психологи осознают свое влияние на обучающихся и делают все возможное, чтобы избежать негативных воздействий на них.

6.04. Оценивание студентов и осуществление супервизии.

А. В учебных и супервизорских отношениях психологи устанавливают необходимую обратную связь со студентами и супервизируемыми.

Б. Психологи оценивают студентов и супервизируемых на основе их реальных достижений в соответствии с установленными программой требованиями.

6.05. Планирование исследования.

А. Психологи разрабатывают и проводят исследование и отчитываются за него в соответствии с научными и этическими стандартами.

Б. Психологи планируют исследование таким образом, чтобы сократить до минимума получение неверных результатов.

В. Планируя исследование, психологи решают этические вопросы в соответствии с Этическим Кодексом. В тех случаях, когда этические вопросы трудно разрешимы, психологи ищут решение в консультациях с общественной комиссией Национальной Ассоциации Психологов Казахстана, коллегами или иным приемлемым способом.

Г. Планируя исследование, психологи делают все возможное по защите прав и благополучия людей, участвующих в исследовании, и других лиц, связанных с исследованием, а если исследование включает в себя эксперименты на животных, то также заботятся и о них.

6.06. Ответственность.

До проведения исследования (за исключением случаев, когда исследование состоит только из анонимных серий, открытых наблюдений или схожих экспериментов) психологи достигают взаимопонимания с участниками о сути исследования и ответственности всех заинтересованных сторон.

А. Проводя исследование, психологи проявляют повышенное внимание и уважение к индивидуальности и благополучию участников.

Б. Психологи несут ответственность за этические моменты исследования, независимо от того, проводят ли они его сами или оно идет под их руководством.

В. Исследователи и ассистенты имеют право предлагать только те задания, к проведению которых они подготовлены.

Г. При подготовке и проведении исследования психологи особое внимание обращают на защиту тех, чьи права могут быть каким-либо образом ущемлены в ходе исследования.

6.07. Соответствие исследования  закону и стандартам.

Психологи планируют и проводят исследование в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению исследований, обращая особое внимание на соблюдение требований в отношении людей и животных.

6.08. Разрешение на исследование.

Любое проводимое исследование должно пройти утверждение в профессиональной организации, готовой взять на себя ответственность за проводимые работы. Для получения разрешения на исследование психологи должны предоставить всю требующуюся от них информацию. Психологи должны проводить исследование в соответствии с утвержденным протоколом.

6.09. Осознанное согласие на исследование.

А. Для получения осознанного согласия участников на исследование психологи используют понятную участникам терминологию и доступный их пониманию язык.

Б. Понятным участникам языком психологи объясняют им содержание исследования, право участников в любой момент выйти из исследования, нарушить договоренность, отсутствие каких-либо санкций за выход из исследования. Психологи предупреждают участников обо всем, что может повлиять на их решение, и объясняют все то, что может интересовать возможных участников.

В. Когда в исследовании принимают участие студенты или подчиненные, психологи должны предпринять специальные меры к защите предполагаемых участников от возможных санкций против них за отказ участвовать или за выход из исследования.

Г. В случаях, когда участие в исследовании является необходимой частью учебной программы или курса, предполагаемые участники должны иметь возможность выбора другой эквивалентной деятельности.

Д. Даже тем людям, которые официально не способны дать осознанно согласие, психологи обязаны: 1) предоставить достаточное объяснение того, что с ними будет происходить при исследовании, 2) получить от них приемлемое согласие, 3) получить соответствующее разрешение от лиц или учреждений, осуществляющих опеку.

6.10. Осознанное согласие  при видеозаписи или фотографировании.

При использовании в исследовании видеозаписи или иных форм записи, позволяющих идентифицировать участников, психологи должны получить на это согласие участников.

6.11. Использование информации.

Психологи информируют участников исследования о дальнейшем использовании идентифицирующей их информации и о возможности предотвращения несанкционированного использования этой информации.

6.12. Ограничение вмешательства.

Проводя исследование, психологи взаимодействуют с участниками или источниками данных только в рамках, необходимых замыслу исследования и в соответствии с ролями психологов как научных сотрудников.

6.13. Обеспечение участников  исследования необходимой информацией.

А. Психологи обеспечивают участникам возможность получения всей необходимой им информации о замысле, результатах и выводах исследования, а также помогают исправить те неверные представления об исследовании, которые у них имеются.

Б. Если научные или гуманистические причины не позволяют предоставить участникам необходимую им информацию, психологи делают все возможное, чтобы снизить нежелательные последствия таких ограничений.

Информация о работе Этический кодекс психологов Республики Казахстан