Этический кодекс психологов Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 19:27, статья

Описание работы

Психология как научная дисциплина раньше других подошла к внутреннему миру человека и больше других наук получила знания о человеческом поведении, приобретя, таким образом, реальную силу, которая может, как созидать, так и разрушать. Поэтому очень важно, чтобы психологи Республики Казахстан соответствовали высоким этическим стандартам и имели общечеловеческие ценности, и брали ответственность за свои действия. Введение Этический Кодекс психологов Республики Казахстан призван определить сущность, границы, социальную значимость психологической деятельности, обозначить вытекающие из них требования к деловым и нравственным качествам профессионального психолога. Кодекс поможет оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и защитить психологов и психологию от дискредитации и манипуляций.

Содержание работы

Вступление
Введение
Общие принципы
Этические стандарты
1. Общие стандарты
2. Тестирование, диагностика и вмешательство
3. Реклама и другие публичные выступления
4. Психологическое консультирование
5. Право на внутренний мир и конфиденциальность
6. Обучение, тренинги, супервизия, исследования и публикации материалов
7. Решение этических вопросов

Файлы: 1 файл

Этический кодекс психологов Республики Казахстан.docx

— 48.49 Кб (Скачать файл)

1.05. Основания для научных  и профессиональных заключений .

Делая научные или профессиональные заключения, психологи основываются исключительно на научных знаниях.

1.06. Описание сути и  результатов психологической работы.

А. В любой работе психологи пользуются языком, понятным потребителям их работы.

Б. Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи не могут сообщить информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они заранее должны предупредить этих людей или группы лиц о невозможности пользования этой информацией.

1.07. Индивидуальные различия 

Для психологических работ, в которых важную роль играют такие индивидуальные различия как возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, то или иное физическое или психическое расстройство, язык или социоэкономический статус, от психологов требуется учет этих особенностей и соответствующая этой работе квалификация.

1.08. Уважение прав других  людей.

В своей профессиональной деятельности психологи с уважением относятся к правам других людей иметь установки, мнения и моральные нормы, отличные от их собственных.

1.09. Недискриминация.

В своей профессиональной деятельности психологи полностью избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социоэкономического статуса или иного признака.

1.10. Сексуальные посягательства.

Психологи уважают сексуальную неприкосновенность своих клиентов и пациентов и не допускают ее нарушения.

1.11. Иные посягательства.

Психологи не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство тех, с кем они работают и вступают в профессиональный контакт.

1.12. Личные проблемы  и конфликты.

А. Психологи хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают той деятельности, на которой эти проблемы могут отразиться и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность людям.

Б. Более того, психологи обязаны делать все возможное для распознавания на ранних этапах своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении профессиональной деятельности.

В. Для устранения внутриличностных препятствий к осуществлению своих профессиональных обязанностей психологи обращаются за профессиональной помощью и поддержкой и четко определяют на время коррекции те ограничения, которые накладываются на их профессиональные обязанности.

1.13. Ненанесение вреда.

Психологи делают все необходимое, чтобы предотвратить нежелательные последствия своей профессиональной деятельности и избавить или защитить от них людей, с которыми они имеют дело.

1.14. Неправильное использование  психологических знаний.

Признавая силу психологических знаний и ее способность влиять на жизнь людей, психологи делают все возможное для предотвращения неправильного использования психологических знаний.

1.15. Неправильное использование  результатов деятельности психологов.

А. Психологи не участвуют в деятельности, результаты которой могут быт использованы для дискредитации психологии.

Б. Если психологам становится известно о неправильном использовании результатов их профессиональной психологической деятельности, они делают все возможное для устранения или исправления допущенных ошибок.

1.16. Использование отношений.

А. Психологи не эксплуатируют тех, над кем они осуществляют супервизию, оценку их работы или иную деятельность, сопряженную с их более высоким статусом по отношению к коллегам. К таким людям относятся студенты, супервизируемые, нанятые на работу, участники экспериментов, клиенты и пациенты.

Б. Психологи не вступают в сексуальные отношения со студентами или супервизируемыми, проходящими у них тренинг или находящимися от них в зависимости, поскольку такие отношения, скорее всего, являются эксплуатацией.

1.17. Консультации и взаимодействие  с коллегами.

Психологи организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов, но только с их согласия и на основании закона.

1.18. Подключение к работе  третьей стороны.

При участии в работе третьей стороны психолог должен стремиться к более детальному уточнению роли каждой из сторон. Это уточнение роли психолога как психокорректора, организационного консультанта, диагноста или эксперта, а также прояснение оказываемых услуг, получаемой информации и возможных ограничений в конфиденциальности.

1.19. Отношения субординации.

Психологи наделяют своих подчиненных, супервизируемых ассистентов в исследовании только той ответственностью, с которой данные люди могут компетентно справиться на основе своего образования, опыта и подготовки, независимо от того, будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

1.20. Ведение профессиональной  и научной документации.

Психологи должным образом документируют свою профессиональную и научную работу с целью преемственности, статистической обработки и облегчения дальнейшей деятельности в этом направлении, а также для, возможности предъявить срою работу в других инстанциях.

 

1.21. Записи и данные.

При фиксировании своей работы психологи руководствуются законом и данным Этическим Кодексом.

1.22. Плата и финансовые  вопросы.

Вопросы оплаты труда следует решать на этапах установления профессиональных или научных отношений.

 

2.Тестирование, диагностика и вмешательство.

2.01. Обследование, диагностика  и вмешательство в профессиональном контексте.

А. Психологи осуществляют обследование, диагностические работы и вмешательство только в рамках четко определенных профессиональных отношений.

Б. Психологические заключения, отчеты и рекомендации строятся на основе информации, собранной в личных беседах, наблюдениях, экспериментах, а также при тестировании.

2.02. Компетентность и  правильное использование психологического инструментария.

А. Используя любой психологический инструментарий, будь то интервью, анкета, тест или иная методика психологи должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен для решения поставленных задач и что при его использовании будут учтены границы его применимости.

Б. Психологи делают все возможное для предотвращения неправильного использования своего инструментария.

2.03. Создание психологического инструментария.

Психологи, работающие над созданием психологического инструментария используют для этого научные процедуры и современные профессиональные представления о стандартизации, валидизации, дизайне, способах устранения расхождений и выработке профессиональных рекомендаций по применению данного инструментария.

2.04. Использование инструментария  в целой популяции и субпопуляциях .

А. Психологи, пользующиеся инструментарием, точно представляют, с чем они имеют дело, знают границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения.

Б. Особое внимание психологи обращают на ограничения в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных, когда стоит вопрос о диагностике и прогнозе в отношении индивида.

В. Психологи делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарии вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Особо это касается ситуаций, в которых могут быть задеты такие индивидуальные особенности как возраст, пол, расовая и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык и социоэкономический статус.

2.05. Интерпретация данных.

При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи стараются учитывать все факторы, как связанные с инструментарием, так и с испытуемыми, которые могут повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи отмечают любые значимые факторы, которые влияют на достоверность или ограничения интерпретаций психологов.

2.06. Неквалифицированное  пользование психологическим инструментарием.

Психологи в своей работе не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.

2.07. Недостоверные тесты и устаревшие тестовые нормы.

А. Психологи не строят оценки, рекомендации и заключения на тестовых нормах или данных, устаревших к моменту решения поставленной задачи.

Б. Точно также, психологи не строят своих суждений на тестах и /или измерениях, недостоверных для решения поставленной задачи.

 

2.08. Создание тестовых  оценок и интерпретаций.

А. Психологи, распространяющие психологический инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием.

Б. Психологи несут ответственность за правильное применение и интерпретацию инструментария, независимо от того, проводили ли подсчет и интерпретацию они сами или это делалось другими.

2.09. Объяснение полученных  результатов.

Результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им уровне независимо от того, проводилось ли исследование психологом, ассистентом или в автоматическом режиме.

2.10. Обеспечение безопасности  психологического инструментария.

Психологи делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами данного Этического кодекса.

3. Реклама и другие публичные  выступления

3.01. Определение публичных выступлений.

Психологи руководствуются данным Этическим Кодексом в публичных выступлениях, связанных с профессиональной деятельностью в области психологии. Публичные выступления не ограничиваются только платной или бесплатной рекламой, они также включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме или curricula vitae, интервью в mass media, лекции, устные выступления и любые опубликованные материалы.

3.02. Избегание ложных или неверных утверждений.

А. Психологи в публичных выступлениях не говорят неправду, не пользуются непроверенной информацией, не вводят людей в заблуждение относительно своей специальности. Психологи публично не делают ложных и неверных высказываний относительно: 1) своего образования, опыта и компетентности, 2) своих научных степеней, 3) своей профессиональной вовлеченности в ту или иную деятельность, 4) своих публикаций и исследовательских успехов.

Б. Для подтверждения своего профессионализма психологи используют только те документы, которые официально признаются государством и Национальной Ассоциацией Психологов Казахстана в качестве свидетельства об имеющейся квалификации.

3.03. Выступления в средствах  массовой информации.

При выступлениях в средствах массовой информации психологи должны быть уверены, что: 1) высказанные ими суждения действительно основаны на соответствующей психологической литературе и практике, 2) сделанные высказывания соответствуют данному Этическому Кодексу.

4. Психологическое консультирование 

4.01. Установление отношений.

А. При установлении отношений между психологом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить форму проведения консультирования, границы конфиденциальности и финансовые вопросы.

Б. Если в работе психолога участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай.

В. Если психологом-консультантом является студент-интерн, то клиент также ставится об этом в известность.

Г. Психологи предпринимают все, что в их силах, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании во избежание какого-либо непонимания.

4.02. Осознанное согласие  на психологическое консультирование.

Психологи получают приемлемое осознанное согласие на консультирование или подобные процедуры, пользуясь понятным для участников языком. Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем виде отражает, что личность:

1) способна дать согласие,

2) получила  значимую информацию относительно  всех процедур,

3) дала  свое согласие без постороннего  нажима на основе свободного  волеизъявления и 4) данное согласие  правильно оформлено.

4.03. Взаимоотношения с  парой и с семьей.

А. В тех случаях, когда психологи соглашаются оказывать услуги сразу нескольким людям, между которыми существуют определенные отношения (например, муж и жена, родители и дети), психологи с самого начала стараются прояснить (1) кто из индивидов является клиентом и (2) какие отношения будут у психолога с каждым из индивидов. Это прояснение включает роль психолога и возможное использование предлагаемых услуг и информации.

Информация о работе Этический кодекс психологов Республики Казахстан