Эриксоновский гипноз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Острая критика стратегической терапии Эриксона вызвана тем, что его переоценивают те, кто полагает, что умная тактика может заменить дисциплинированное обучение. Технические режимы — лишь фрагмент гештальт-терапевтической программы. Как бы то ни было, нам следует знать, как обращаться с множеством параметров, связанных с системами защиты пациентов, их системами ценностей и характерологическими особенностями, которые могут отвергнуть или свести на нет эффект всех наших стратегических воздействий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………2
1. Наблюдение и базовый подход Эриксона……………………………………………...4
2. Сознательное и бессознательное в клиническом гипнозе……………………………4
3.Утилизационная теория гипнотического внушения…………………………………..5
4.Трюизмы, использующие психические механизмы…………………………………...7
4.1 Трюизмы, использующие время………………………………………………………8
5. Косвенное наведение рекапитуляцией…………………………………………….....10
6.Психологическая импликация………………………………………………………....11.
7.Терапевтические связки и двойные связки…………………………………………….12
7.1 Связки и двойные связки в форме вопроса……………………………………….....14
8. Бессознательное и метакоммуникация………………………………………………...15
9. Открытые внушения…………………………………………………………………….15
10.Идеомоторный сигналинг………………………………………………………….......16
11.Многосоставные задания и серийные внушения…………………………………......18
12. Взаимное наведение транса………………………………………………………..…...19
13.Терапевтический транс как состояние активного бессознательного обучения…......20
Заключение………………………………………………………………………………......21
Список использованной литературы……………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

контрольная по риторике_.docx

— 76.15 Кб (Скачать файл)

 

 

12. Взаимное наведение транса.

 

Один из любимых эриксоновских  методов обучения гипнотического субъекта состоит в том, чтобы дать новичку  возможность понаблюдать более  опытного субъекта в состоянии транса. Но в этом случае Эриксон делает нечто большее: он оркеструет взаимное наведение транса, в котором два  субъекта взаимодействуют таким  образом, что способствуют переживанию  транса друг у друга. На этом сеансе Эриксон начинает с того, что указывает  на многие психофизиологические показатели начинающегося транса. Затем у  него появляется возможность обсудить ряд других выдающихся характеристик  транса: субъективное для пациента ощущение дистанцирования; внутреннюю реальность пациента и раппорт; изменение  качества голоса пациента и научение говорить в трансе. Потребность в  тщательном и постоянном наблюдении пациента подчеркивается еще более, когда Эриксон описывает значимость пульсаций, которые можно наблюдать  в различных частях тела пациентов. Он особенно тщательно отмечает показатели дистресса в поведении пациента. Существуют различные тонкие подходы  к тому, чтобы провести опрос, связанный  с этим дистрессом, который обеспечит  цельность внутреннего равновесия пациента между сознательным и бессознательным  знанием. Особенное значение на этом сеансе имеет прояснение взглядов Эриксона на транс как на активное состояние  бессознательного обучения. Он указывает, что одному из его субъектов (госпитализированному психически больному пациенту) потребовалось двести часов, чтобы дойти до того момента, когда он смог сделать что-либо, кроме того, чтобы просто тупо сидеть. Однако никто не ожидает, чтобы пациент направлял себя сознательно, как это бывает, когда человек бодрствует. Обучение в таких случаях бывает не того интеллектуального типа, которое практикуется в школах. Импульс к подобной психической деятельности должен прийти из бессознательного. Оно продолжается автономно и основано скорее на переживании, чем на интеллектуальном обучении. Эриксон указывает, что большая часть предшествующего образования доктора С. была интеллектуальной, но в гипнотической работе она может лучше научиться, если просто отпустит себя и позволит себе испытывать переживания. Спонтанное обучение через собственный внутренний опыт затем описывается как другой способ углубления транса.

 

13. Терапевтический транс как состояние активного бессознательного обучения

Эриксон ясно показывает, что  терапевтический транс представляет собой состояние активного обучения на бессознательном уровне, то есть обучение без вмешательства сознательных целей и намерений. Переживания  в трансе можно сравнить с переживаниями  во сне, когда внутренние события  происходят автономно. Здесь может  возникнуть вопрос о том, истинное ли это знание (в смысле приобретения новых форм реагирования) или просто автоматическое поведение на бессознательном  уровне. Проверить новое знание всегда можно по результатам: действительно  ли пациент в результате своего гипнотического переживания проявляет новые  способности к реагированию? Эриксон  постоянно подчеркивает факт обучения без осознания. В данном разделе  о наведении, например, он говорит  докторам Х. и С.: “Вы развиваете свои собственные психологические  методы психотерапии, не зная, что вы их развиваете”. Он явно верит, что  такое обучение более эффективно и творчески может происходить  в измененном состоянии сознания, когда обычные предрассудки и  предвзятости сознательной системы  отсчета пациента не активны. Терапевтический  транс является состоянием, в котором  обычные предрассудки и разбросанность сознания минимизированы так, что обучение может происходить оптимальным  образом. Эта точка зрения полностью  соответствует тому, что известно о творческих процессах вообще, так как теоретически сознание рассматривается как исключительно принимающая станция для новых комбинаций креативного процесса, который на самом деле происходит на бессознательном уровне. Это соответствует также ранним гипнотерапевтическим подходам Льебо, Бернгейма и Брейда (Tinterow, 1970), которые иногда погружали пациента в исцеляющий транс на короткое время и затем “будили” их без каких-либо прямых внушений о том, каким образом должна произойти терапия. “Исцеляющая атмосфера”, созданная этими ранними терапевтами, в сочетании с системой представлений их времени, функционировала как косвенное невербальное внушение запустить творческие автономные процессы внутри пациентов, которые могли вызвать эффект “исцеления”. Современный человек XX века, однако, связан по рукам и ногам материалистической, чересчур рационалистической системой представлений, склонной принижать функционирование этих автономных терапевтических процессов. Современный человек, к несчастью, обременен гордыней сознательного (Jung, 1960), в силу которой он верует, что вся психическая деятельность может проходить на сознательном и волевом уровне. Такие волевые усилия часто стоят на пути естественных исцеляющих процессов. Чтобы справиться с этими сознательными усилиями, основанными на заблуждении, Эриксон разработал такие косвенные подходы, как замешательство и реструктурирование. Эти подходы служат для того, чтобы смешать и запутать сознательные ограничения пациентов и дать возможность их бессознательному найти новые решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, в данной работе изложены и проанализированы воэможности эриксоновского гипноза разработанного выдающимся клиницистом и гипнотерапевтом Милтоном Эриксоном

Подход Эриксона принципиально  антитеоретичен и прагматичен. Его  знание идет из практического опыта, а не из теоретических размышлений. Он никогда не формулировал единой теории гипноза и только в ответ  на упорные расспросы выражал  свое мнение о теоретических аспектах.

Транс можно понимать в  самом широком смысле слова как  внутренне направляемые состояния, в которых многочисленные фокусы внимания, столь характерные для  нашего обычного повседневного сознания, ограничены до сравнительно небольшого количества внутренних реальностей. Из-за этого ограничения в количестве фокусов обучение новому может происходить  в трансе более интенсивно, потому что пациента не прерывают не относящиеся  к делу стимулы и ограничения  его обычных систем отсчета.

Фундаментальной для подхода  Эриксона является его точка зрения на то, что проблемы пациентов связаны  с приобретенными ограничениями. Цель транса — заставить смягчить эти приобретенные ограничения обычных систем отсчета пациента, чтобы позволить действовать обширному “репертуару” их неосознанных возможностей. После освобождения от обычных установок, предрассудков и блоков сознания обучение может происходить на автономном и, что называется, бессознательном уровне. В идеальном случае Эриксон сначала освобождает сцену разума от загромождения приобретенными пациентом ограничениями и затем помогает пациентам использовать их уникальный жизненный опыт и ассоциации, для того чтобы создать и перестроить себя изнутри, на бессознательном уровне, без посредства сознательно направляемого мышления. Транс, таким образом, является активным процессом бессознательного обучения, отчасти сходным с процессом латентного обучения или обучения без осознания, описываемых в экспериментальной психологии. Это в корне отличается от грубого представления о гипнозе как пассивном и регрессивном состоянии, в котором пациент является роботом под контролем оператора.

      Как бы ни были сложны и многогранны подходы Эриксона к внушению, они имеют только одно объяснение: внушения предназначены для того, чтобы обойти ошибочно ограниченную систему сознательных представлений пациента.

Согласно  оценкам, большинство из нас использует не более 10% своего умственного потенциала. Эриксон, во всяком случае, убежден в этом. Наше сознание обычно слишком узко, жестко, ограниченно в своих представлениях о том, на что мы способны. Обыкновенное образование и повседневная жизнь научили нас, как делать то-то и то-то, но невзначай вооружили предубеждением против многих, если не большей части наших способностей.

    Мы все знаем из повседневного опыта, что можем настолько погрузиться в то, что нас интересует, что ничего более не замечаем. Мы можем “не слышать”, как нас зовут, “не чувствовать”, что мы голодны. Однако попробуйте прямо попросить кого-нибудь “не слышать” или “не чувствовать” — на вас посмотрят с изумлением. Наше нормальное сознание не знает, как это “не слышать” и “не чувствовать” по прямому распоряжению, хотя, когда обстоятельства повседневной жизни благоприятствуют, психический аппарат может выполнять эти действия легко и автоматически.

Эриксоновские косвенные  формы внушения — это способы организовать такие благоприятные условия, чтобы отдельные люди могли выполнить действия, входящие в их поведенческий репертуар, но чаще всего недоступные волевому контролю (хотя автоматически и бессознательно они доступны, когда этого требуют обычные обстоятельства жизни, как демонстрировалось выше). Гипноз удивителен и замечателен тем, что дает нам возможность контролировать такие реакции, обычно управляемые бессознательными механизмами, лежащими вне нормального спектра сознания. Искусство и умение гипнотерапевта состоит в том, чтобы знать достаточно о поведении и обучении вообще и об индивидуальных переживаниях отдельного пациента в частности, чтобы предложить внушения, которые вызовут все те реакции, которые необходимы для достижения поставленной терапевтической цели.

Теория проста, но практика будет трудной до тех пор, пока терапевт не научится вызывать те реакции, которые обычно лежат за пределами  контроля Эго пациента. Приходится принимать в расчет огромные индивидуальные различия. Некоторые пациенты легко  воспринимают прямые внушения просто потому, что сильно верят в “престиж” и “власть” терапевта. Такая вера буквально стирает ограничения и сомнения, характерные для них в обычных обстоятельствах; они не верят, что способны добиться чего-то сами, но их система представлений позволяет добиться этого в особых условиях терапии.

Другие пациенты, более  склонные к критике и сомнениям, пойманные в ловушку рационального  представления о себе, нуждаются  в косвенных внушениях, которые обойдут деструктивные ограничения их системы представлений. Третьи пациенты, яснее видящие факты, признают свои ограничения, но им нет нужды верить в престиж и власть терапевта. Они, скорее, надеются, что терапевт обладает умением помочь им достичь своей цели косвенными внушениями, объяснять которые им в тот момент не нужно. Эриксон был блистателен в изобретении и предложении косвенных внушений среднестатистическому или “сопротивляющемуся” (лучше бы сказать, “ограниченному”) пациенту.

Еще раз стоит обратить внимание на тот факт на развития человеческих возможностей и нереализованных способностей во время транса. Транс в этом смысле можно представить как период свободного исследования и обучения, не обремененного некоторыми сдерживающими моментами из прежней истории пациента. Именно с этой целью Эриксон разработал такое множество уникальных подходов к гипнотическому наведению и трансовому обучению, при котором обычные связывающие человека ограничения на мгновение меняются, позволяя открыться внутреннему потенциалу. Огромное разнообразие этих подходов не может быть приведено к какому-либо стандарту, поскольку статичность и стандартность не свойственна человеку. Каждый является развивающейся личностью. Гипнотическое взаимодействие отражает и активизирует это развитие творческими путями, неожиданными и для терапевта, и для пациента. Хорошо обученный терапевт прежде всего является превосходным наблюдателем, умеющим распознавать связывающие человеческую природу цепи. Он всегда стремится предоставить средства для освобождения и активизации человеческого развития. Затем он мудро отходит в сторону, чтобы наблюдать и гадать, куда это развитие в конечном итоге приведет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Гиллиген С. Терапевтические  трансы. Руководство по эриксоновской  гипнотерапии / Пер. с англ. - М.: НФ Класс, 1997. – 364с.

2. Гордон Д.И., Майерс-Андерсон  М. Феникс. Терапевтические паттерны  Милтона Эриксона / Пер. с англ. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с.

3. Гриндер Дж. Паттерны  гипнотических техник Милтона  Эриксона /Пер. с англ. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 414 с.

4. Евтушенко В.Г. Энциклопедия  гипнотических техник. – М.: Изд-во  Ин-та психотерапии, 2005. – 400 с.

5. Семинар с доктором  медицины Милтоном Г.Эриксоном  (Уроки гипноза) / Под ред. Дж.К.Зейга  / Пер. с англ. – М.: НФ Класс, 1994. – 336 с.

6. Спаркс М. Начальные  навыки эриксонианского гипноза  / Пер. с англ. – Новосибирск:  Фирма Имидж-Контакт, 1991. – 80 с.

7. Хейвенс Р. Мудрость  Милтона Эриксона / Пер. с англ. -М.: НФ Класс, 1999.– 400 с.

8. Хейли Дж. О Милтоне  Эриксоне / Пер. с англ. – М.: НФ Класс, 1998. – 233 с.

9. Эриксон М.Г. Мой голос  останется с вами: Обучающие истории  Мильтона Эриксона / Пер. с англ. - СПб.: Петербург-XXI век, 1995. – 304 с.

10. Эриксон М. Стратегия  психотерапии: Избранные работы / Пер.  с англ. — СПб.: Речь, 2002. – 544 с.

11. Эриксон М.Г., Росси Э.Л.  Человек из февраля: Гипнотерапия  и развитие самосознания личности / Пер. с англ. — М.: НФ Класс", 1995. – 256 с.

12. Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза  и формы косвенного внушения / Пер. с англ. — М.: НФ Класс, 2000. – 342 с.

13. Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии / Пер. с англ. — М.: Изд-во Ин-та  Общегуманит. исслед., 2007. – 432 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эриксоновский гипноз