Эриксоновский гипноз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Острая критика стратегической терапии Эриксона вызвана тем, что его переоценивают те, кто полагает, что умная тактика может заменить дисциплинированное обучение. Технические режимы — лишь фрагмент гештальт-терапевтической программы. Как бы то ни было, нам следует знать, как обращаться с множеством параметров, связанных с системами защиты пациентов, их системами ценностей и характерологическими особенностями, которые могут отвергнуть или свести на нет эффект всех наших стратегических воздействий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………2
1. Наблюдение и базовый подход Эриксона……………………………………………...4
2. Сознательное и бессознательное в клиническом гипнозе……………………………4
3.Утилизационная теория гипнотического внушения…………………………………..5
4.Трюизмы, использующие психические механизмы…………………………………...7
4.1 Трюизмы, использующие время………………………………………………………8
5. Косвенное наведение рекапитуляцией…………………………………………….....10
6.Психологическая импликация………………………………………………………....11.
7.Терапевтические связки и двойные связки…………………………………………….12
7.1 Связки и двойные связки в форме вопроса……………………………………….....14
8. Бессознательное и метакоммуникация………………………………………………...15
9. Открытые внушения…………………………………………………………………….15
10.Идеомоторный сигналинг………………………………………………………….......16
11.Многосоставные задания и серийные внушения…………………………………......18
12. Взаимное наведение транса………………………………………………………..…...19
13.Терапевтический транс как состояние активного бессознательного обучения…......20
Заключение………………………………………………………………………………......21
Список использованной литературы……………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

контрольная по риторике_.docx

— 76.15 Кб (Скачать файл)

 

Успешно действующий гипнотерапевт  научается использовать слова, интонации, жесты и другие средства, “включающие” собственные психические механизмы  пациента и его поведенческие  процессы. Гипнотические внушения не являются некой словесной магией, которую можно навязать пациентам, чтобы заставить их сделать что  угодно. Гипнотические внушения эффективны только в той степени, в которой  они могут активировать, блокировать  или изменить функционирование естественных психических механизмов и ассоциаций, уже существующих внутри пациента. Эриксон любит подчеркивать, что  гипнотическое внушение может вызывать и использовать потенциалы, которые  уже существуют внутри пациента, но не может навязать что-то абсолютно  чуждое. Повышенная внушаемость не обязательно является характеристикой  терапевтического транса при таком  его использовании, как у Эриксона.

В своей первой опубликованной работе о гипнозе (1932) Эриксон нашел, что “повышенная внушаемость  не отмечалась” как непременная характеристика транса. Работа с 300 субъектами, участвовавшими в нескольких тысячах трансов, привела его к следующему выводу:

 

“Оказалось, что у них  не только не повышается внушаемость, но в дальнейшем приходится вести  себя с ними крайне осторожно, чтобы  не утратить их сотрудничество, и часто  появляется ощущение, что они развивают  компенсаторный негативизм по отношению  к гипнотизеру, для того чтобы  противодействовать любой возрастающей внушаемости. Субъекты, обученные входить  в глубокий транс мгновенно, по щелчку пальцами, успешно сопротивляются, когда не имеют желания или  более заинтересованы какой-либо другой деятельностью... Короче, представляется вероятным, что даже если повышенная внушаемость и развивается, то в незначительной степени”.

 

Эриксон не единственный пришел к этому выводу. В своем обзоре истории гипноза Вайценхоффер (Weitzenhoffer, 1961, 1963, 1971) указал, что предшествующие исследователи (такие как Бертран, Деспайн и Брейд) не рассматривали внушаемость как существенную характеристику транса. Льебо, и в особенности Бернгейм (Bernheim, 1895), подготовили почву для того, чтобы рассматривать повышенную внушаемость как необходимое условие гипноза или транса. Современные экспериментально ориентированные исследователи, возможно, приняли это (Hull, 1933; Hilgard, 1965) потому, что тогда появлялся легкий путь разрабатывать “шкалы гипнабельности”, что считалось необходимым для количественного изучения гипнотических явлений. Однако Вайценхоффер утверждал, что необходимо исследовать понятие транса и внушаемости как отдельные вопросы.

Для Эриксона транс и гипнотическое  внушение — это отдельные явления, которые могут быть или не быть связаны у каждого данного индивидуума в каждый данный момент. Поэтому Эриксон (Erickson, 1952) подчеркивал разницу между “наведением транса” и “использованием транса”. В своих ранних работах он находил необходимым тратить “от четырех до восьми и даже больше часов, наводя трансы и обучая субъектов адекватно функционировать, прежде чем предпринять попытку гипнотического эксперимента или гипнотерапии”. Восемь сеансов работы Эриксона с доктором С. в этой книге, таким образом, являются типичным примером обучения субъекта тому, чтобы испытывать транс. Вы увидите, что транс — это высоко индивидуализированный процесс, который может переживаться очень по-разному даже одним и тем же человеком в различных случаях. Однако для терапевтических целей клинического гипноза мы сосредоточим наш интерес на исследовании и фасилитации только одного конкретного аспекта транса. Нас интересует тот терапевтический аспект транса, в котором ограничения обычных сознательных структур человека и систем верований временно меняются таким образом, чтобы человек стал восприимчив к переживанию других паттернов ассоциаций и способов психического функционирования.

Эриксон рассматривает проблему гипнотического внушения как проблему коммуникации и утилизации. Чтобы  облегчить внушение, нужно научиться  более эффективной коммуникации. Основная цель этой книги — выделить гипнотические формы коммуникации, которые Эриксон использует, чтобы облегчить внушение. Эти гипнотические формы есть приемы коммуникации, которые облегчают вызывание и использование собственных ассоциаций пациента, его возможностей и естественных механизмов психики такими способами, которые пациентом обычно переживаются как непроизвольные. Обычные, повседневные, негипнотические внушения принимаются потому, что мы оценили их с помощью своих обычных сознательных установок и нашли, что они являются приемлемым руководством для нашего поведения, и мы выполняем их добровольно. Гипнотическое внушение отличается тем, что пациент с удивлением обнаруживает, что опыт и поведение изменились, казалось бы, автономным образом; опыт, похоже, находится вне нашего обычного чувства контроля и самоуправления. Об успешном опыте клинического гипноза, таким образом, можно говорить, когда транс меняет привычные установки и модели функционирования так, чтобы тщательно сформулированные гипнотические внушения могли вызывать и утилизировать другие паттерны ассоциаций и другие потенциалы пациента для достижения определенных терапевтических целей.

Утилизационный подход к  наведению транса (Erickson, 1958, 1959) и  использование симптомов и поведения  пациента как интегральной части  терапии (Erickson, 1955, 1965b) — один из оригинальнейших вкладов Эриксона в область клинического гипноза. Этот утилизационный подход, при котором индивидуальность каждого пациента тщательно изучается, поддерживается и используется, и есть одно из отличий “клинического” гипноза от стандартизованных подходов экспериментального и исследовательского гипноза, как он обычно проводится в лабораториях.

Именно способность клинициста оценивать и использовать уникальность пациентов, а также перипетии  постоянно меняющихся ситуаций их реальной жизни позволяют достичь таких  поразительных гипнотических и  терапевтических результатов. Утилизационные подходы дают такие результаты именно потому, что активируют и развивают  то, что уже есть внутри пациента, вместо того чтобы пытаться навязать что-то извне, что могло бы не соответствовать  индивидуальности пациента.

Большинство видов косвенного гипнотического внушения, выдвинутых Эриксоном для поддержания его утилизационного подхода, были разработаны в клинической практике и полевых экспериментах, без возможности провести детальный анализ или подтвердить результат контрольными экспериментами. Поэтому здесь мы начинаем процесс анализа ряда косвенных форм гипнотического внушения, во-первых, чтобы добиться некоторого понимания их клинического применения и, во-вторых, чтобы предложить провести исследования, которые понадобятся для дальнейшего изучения их природы и использования. В этой главе мы обсудим “трюизмы” и “неделание, незнание “ как две основные формы косвенного гипнотического внушения.

  1. Трюизмы, использующие психические механизмы

Элементарнейшая форма внушения — это трюизм, простая констатация факта относительно поведения, которое так часто встречалось в опыте пациента, что он не может его отрицать. Эриксон часто говорит о психологических процессах так, как будто описывает пациенту объективные факты. На самом деле эти словесные описания могут действовать как косвенные формы гипнотического внушения, когда они дают толчок ассоциативно связанным идеомоторным и идеосенсорным процессам, присущим субъекту внутренне (Weitzenhoffer, 1957). Трюизм может активизировать запас жизненных переживаний, ассоциаций и психических механизмов, хранящихся в памяти самого пациента. Обычно, когда мы просто разговариваем, общая ориентация на реальность (Shor, 1959) держит эти субъективные переживания и психические механизмы подавленными. Однако когда в трансе внимание фиксировано и сосредоточено, нижеследующие трюизмы могут на самом деле вызвать буквальное и конкретное переживание внушенного поведения.

1. Вы уже знаете, как  переживать приятные ощущения, такие  как, скажем, тепло солнца на  вашей коже.

2. У каждого бывали  случаи, когда он кивал головой  “да” или качал ею “нет”,  даже не осознавая этого.

3. Мы знаем, что когда  вы спите, ваше бессознательное  может видеть сны.

4. Вы можете легко забыть  этот сон, когда проснетесь.

Практика показывает, что  обращение к личному опыту  субъекта через конкретные образы, как это продемонстрировано в  примере (1), эффективно для воссоздания  сенсорного переживания. “Идея” тепла  и образ солнца на коже обращаются к индивидуальным ассоциациям с  переживаниями прошлого, которые  воссоздают реальное “ощущение” тепла  на коже. Аналогично, когда речь идет об обычном жизненном явлении, таком  как кивок в примере (2), эта  “идея” нередко вызывает фактический  “моторный” отклик — кивок головой. Такие идеомоторные и идеосенсорные процессы давно признаны основой многих гипнотических явлений (Bernheim, 1895), и их легко измерить в наши дни психофизиологическими инструментами. Многие формы биологической обратной связи, например, могут быть представлены как идеосенсорные и идеомоторные реакции, которые усилены и поддержаны электронными инструментами. Другие когнитивные процессы, такие как сны и забывание, могут быть легко вызваны, когда внушаются при помощи трюизмов, которые средний субъект обычно не может отрицать, как в примерах (3) и (4). Таким образом, это базовый механизм гипнотического внушения: мы предлагаем простые истины, которые автоматически особенно ярким образом вызывают обусловленные ассоциации. Внушение есть процесс вызывания и использования возможностей и жизненных переживаний, которые уже присутствуют у субъекта, но, может быть, вне его обычного спектра контроля. Терапевтическое внушение помогает пациентам получить доступ к собственным ассоциациям и возможностям для решения своих проблем.

4.1.Трюизмы, использующие время

Особенно важная форма  трюизма — та, которая использует время. Когда Эриксон требует определенной поведенческой реакции, он обычно связывает ее со временем. Он никогда не говорит: “Ваша головная боль прошла”, поскольку она, возможно, не прошла и у пациента может появиться основание для утраты доверия. Вместо этого Эриксон превращает прямое внушение в трюизм, говоря: “Головная боль скоро пройдет”. Это может быть несколько секунд, минут, часов и даже дней. Сходным образом следующие внушения все становятся трюизмами, поскольку временной фактор позволяет пациентам использовать их собственные ассоциации и опыт, для того чтобы превратить их в истинные.

Рано или поздно ваша рука поднимется [глаза закроются  и т.д.].

Ваша головная боль [или какая-то другая проблема] исчезнет, как только ваша система  будет готова к тому, чтобы она  ушла.

Вероятно, это случится, как  только Вы будете готовы. Мы позволим бессознательному использовать столько времени, сколько  ему нужно, чтобы позволить этому  случиться.

Неделание, незнание. Один из основных процессов переживания транса заключается в том, чтобы позволить умственным процессам происходить самим по себе. Мы просим субъекта “расслабиться и позволить событиям происходить”. Неделание, таким образом, является основной формой косвенного гипнотического внушения, которая особенно ценна в наведении транса. Большинство людей не знает, что значительная часть умственных процессов автономна. Они верят в то, что они думают, управляя собственными ассоциативными процессами. И до определенной степени это так. Но приятным сюрпризом оказывается, когда они расслабляются и обнаруживают, что ассоциации, ощущения, чувства, движения и психические механизмы могут действовать совершенно самостоятельно. Этот автономный поток ненаправленного опыта и есть простой способ определения транса.

Гипнотическое внушение вступает “в игру”, когда указания терапевта  существенно облегчают движение таких автономных потоков в том  или ином направлении.

Когда человек расслаблен, доминирует парасимпатическая система, и тогда он физиологически предрасположен не делать, вместо того чтобы совершать активное усилие. Из-за этого очень легко принять следующие внушения неделания во время начальных стадий наведения транса.

Вам не нужно  говорить, или двигаться, или совершать  какое-либо усилие.

Вам даже не нужно  держать глаза открытыми. Вы можете не пытаться слушать меня, поскольку  ваше бессознательное может делать это и реагировать совершенно самостоятельно.

Люди могут  спать и не знать, что они спят.

Они могут видеть сон и не помнить этого сна.

Неделание является необходимым  условием для большей части гипнотических  переживаний. Большинство гипнотических  явлений могут быть пережиты в  результате расслабления до такой степени, когда мы просто отказываемся от наших  привычных паттернов контроля и  самоуправления. Это противоположно обычной ситуации повседневной жизни, когда мы сосредоточенно, с усилием  пытаемся вспомнить. В трансе нас  можно поздравить, если мы забыли (гипнотическая  амнезия). В обычной жизни мы обязаны  обращать внимание; в трансе нам  аплодируют за то, что мы позволяем  разуму блуждать (глубокая задумчивость, гипнотический сон).

В повседневных делах мы вынуждены действовать в соответствии с нашим возрастом; в трансе мы достигаем успеха, просто позволив произойти уютной возрастной регрессии. В обычной жизни мы постоянно  затрачиваем много усилий, чтобы  достичь адекватных ощущений, в трансе мы можем допустить сенсорные  искажения и даже позволить себе галлюцинации. С этой точки зрения мы можем понять, насколько, в самом  деле, легче и приятнее испытывать транс, чем совершать множество  усилий, чтобы оставаться в нормальном состоянии бодрствования!

Таким образом, исходные указания Эриксона при обучении трансу состоят  в том, чтобы помочь субъекту с  комфортом испытать неделание. Часто  это состояние напоминает кратковременную  утрату способностей, обычно используемых автоматически и бездумно. Субъекты могут утратить способность встать или держать руку на колене, фокусировать глаза и ясно видеть, говорить. Как  часто в повседневной жизни мы говорим: “Я там стоял, как идиот, и не мог ничего сказать или  даже придумать в этой ситуации”. Это пример обычного повседневного  транса, когда на мгновение мы потерялись в неделании.

С неделанием тесно связано незнание. В повседневной жизни мы должны постоянно затрачивать усилия и энергию, чтобы знать. И как же приятно оказаться в ситуации, когда мы можем расслабиться и нам не нужно знать. Какое облегчение! Большинство субъектов могут радостно предвкушать переживания транса как вновь обретенную свободу от требований мира. Им на самом деле не нужно ничего знать или делать; их бессознательное может со всем справиться самостоятельно. Чтобы помочь субъектам понять это, Эриксон часто проводит предварительную беседу о сознательном и бессознательном — или “передней “ и “задней” части разума. Он подчеркивает, как бессознательное способно регулировать жизнь тела (дыхание, сердцебиение, все физиологические процессы) и разума совершенно самостоятельно. В самом деле, у людей часто бывают проблемы оттого, что их сознательный ум пытается делать то, что бессознательное может делать лучше. Он говорит о младенчестве и детстве, когда человек был “естественным” и счастливым и не знал. Когда-то человек не знал, как ходить, или говорить, или даже осмысливать зрительные и слуховые впечатления. Человек не знал, что его рука принадлежит ему, так же как иногда младенцы протягивают к своей правой руке свою левую руку.

Информация о работе Эриксоновский гипноз