Эмпирическое изучение особенностей самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст – это важный период в онтогенезе. Именно данный возраст, по мнению ведущих психологов (Я.Л. Коломинского, Г.К. Кравцова, М.И. Лисина и др.) особенно сензитивен для развития позитивного и реалистичного образа Я человека, активности, уверенности в себе. В это время важно сформировать общую положительную самооценку дошкольника, обеспечив условия для нормального психического развития и принятия себя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретический обзор по проблеме особенностей самооценки детей дошкольного возраста………………………………………………………………5
1.1. Определение понятия «самооценка»…………………………………5
1.2. Психологические особенности дошкольного возраста……………..8
1.3. Самооценка детей дошкольного возраста………………………......11
2. Методы и процедура исследования………………………………………….16
2.1. Характеристика выборки…………………………………………….16
2.2. Описание методов и процедуры исследования…………………….16
3. Эмпирическое изучение особенностей самооценки детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
3.1. Изучение самооценки дошкольников………………………….…...18
3.2. Сравнительный анализ самооценки девочек и мальчиков..............20

Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 79.99 Кб (Скачать файл)

Адекватная самооценка. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Эмпирическое  изучение особенностей самооценки  детей дошкольного возраста

 

3.1. Изучение самооценки  дошкольников

Проведя диагностику дошкольников по методике «Лесенка» получили следующие результаты. Для наглядности результаты представили в виде гистограммы.

Рис. 1. Уровень самооценки детей дошкольного возраста.

 

Исходя из рисунка 1, стоит отметить, что постановка себя ребенком на первую ступень говорит о завышенной самооценке, на 2-3 – адекватной самооценке, на 4 – заниженной самооценке, 5 – низкой самооценке, 6 – крайне низкая самооценка.

Таким образом, 40% респондентов из всей выборки имеют завышенную самооценку, 46,7% респондентов из всей выборки – адекватную самооценку, 13,3% респондентов из всей выборки – низкую самооценку.

Определили у 12 детей завышенную самооценки, т.е. дети ставят себя на самую первую ступеньку в методике, объясняя это тем, что они самые хорошие, лучше всех или мама сказала, что я самый хороший. Это говорит о том, что они не могут достаточно адекватно оценивать себя, не умеют отделять свои умения от собственной личности в целом. Данный показатель говорит об возрастной норме, т.к. в данном возрасте действительно ребенку сложно адекватно оценивать свою личность и свои поступки.

Зачастую дети с завышенной самооценкой характеризуются активностью, несдержанностью, они быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать свои поступки, свое поведение в целом, не могут объяснить его. Они склонны к демонстративному поведению, лидерству, стараются, чтобы его замечали, обращали на него внимание взрослые. Причем, могут совершать отрицательные поступки, чтобы их заметили.

У 14 детей адекватная самооценка, т.е. они, оценивают себя достаточно адекватно. Это говорит о том, что у них сформировано положительное отношение к себе, в целом они могут оценивать себя и свою деятельность. Их ответы: «Я хороший, потому что слушаю маму, папу и т.д.», «Я хороший, потому что помогаю маме, папе и т.д.», «Я хороший, потому что убираю игрушки» и т.д.

Дети с адекватной самооценкой чаще всего характеризуются тем, что клоны анализировать свое поведение, пытаются выяснять причины своих ошибок. Они достаточно уверены в себе, активны, уравновешены, настойчивы в достижении цели, стремятся к сотрудничеству с другими детьми, общительны, дружелюбны. Им свойственно стремление к успеху.

 У 4 детей низкая самооценка, т.е. они, оценивают себя низко, объясняя это тем, что они часто балуются, родители их наказывают, что кто-то из родственников называет их «плохими». У детей в целом сложилось отрицательное отношение к себе.

Такие дети характеризуются чаще всего тревожностью, нерешительностью, они малообщительны, недоверчивы, скованы в движениях, неуверенны в себе. Они чувствительны, часто плачут, порой медлительны, стремятся избегать неудачи.

Таким образом, в силу возраста респондентов, можно сказать, что большинство детей имеют положительную самооценку. При этом мы не можем судить ни о сформированности и устойчивости, ни о причинах именно такой самооценки, поскольку не изучались данные о взаимоотношениях в семье, а также не проводились повторные исследования уровня самооценки. Также можно говорить о необходимости выяснения причин заниженной самооценки у 4 респондентов, по возможности, ее коррекции.

 

3.2. Сравнительный  анализ самооценки девочек и  мальчиков

Определив уровень самооценки всех респондентов, рассмотрим полученные результаты исходя из пола респондентов. Рассмотрим уровень самооценки мальчиков и девочек отдельно. Результаты для наглядности представили в виде гистограммы.

Рис. 2. Уровень самооценки девочек и мальчиков.

 

Исходя из рисунка 2, можно сказать, что наблюдаются различия в низком уровне самооценки. Среди мальчиков есть респонденты, которые имеют низкую самооценку (4 ребенка из всей выборки), среди девочек низкого уровня самооценки не было выявлено. Также среди девочек наблюдается большее число детей с завышенной самооценкой (8 детей из всей выборки), чем среди мальчиков (4 ребенка из всей выборки).

Возможно, данные результаты связаны с тем, что самооценка детей формируется из оценки взрослых, а для мальчиков в большей степени свойственно иметь плохое поведение, шуметь, баловаться, хулиганить, чем девочкам. Отсюда мальчики чаще получают замечания в свой адрес, отрицательные оценки, наказания, что возможно и способствовало развитию у них низкой самооценки. Также существуют установки среди родителей, что мальчиков не принято часто хвалить, чтобы не избаловать.

Возможно, заниженная самооценка у данных детей сформировалась за счет отрицательных взаимоотношений в семье.

Девочек чаще хвалят окружающие, часто хвалят за внешность, за опрятность, красоту, прическу, наряд, скромность и т.д., отсюда девочки чаще слышат в свой адрес положительную оценку, что возможно и формирует завышенную самооценку.

Тем самым гипотеза, поставленная вначале исследования, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Самооценка является ядерным образованием самосознания личности, выступая, как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми.

В старшем дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе, важная личностная инстанция, опосредующая отношение ребенка к самому себе. Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми. И насколько правильно сформируется самооценка ребенка, насколько в это время позитивно будут оценивать его окружающие, настолько будет зависеть уровень самооценки личности в дальнейшей жизни.

Цель данной работы была достигнута, изучены особенности самооценки детей дошкольного возраста. Решен ряд задач – провели теоретический обзор по данной проблеме: рассмотрели определение понятия самооценка, психологические особенности дошкольного возраста и самооценка детей дошкольного возраста. Изучили самооценку дошкольников: у 26 респондентов положительная самооценка, у 4 человек – отрицательная самооценка. Провели сравнительный анализ уровня самооценки мальчиков и девочек и определили, что есть различия по низкому уровню самооценки.

Тем самым гипотеза, поставленная вначале исследования, подтвердилась, существуют различия в уровне самооценки девочек и мальчиков дошкольного возраста. А именно, среди мальчиков дошкольного возраста есть дети с низкой самооценкой, а среди девочек детей с низкой самооценкой не было выявлено. Также с завышенной самооценкой больше девочек, чем мальчиков.

 

 

 

Список литературы

  1. Андреева, Г. М. Социальная психологии / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 389 с.
  2. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А. К. Болотова // Вопросы психологии. – 2006. – №.2. – С. 116 – 126.
  3. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика / Н. В .Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2007. – 432 с.
  4. Возрастная психология. Учебно-методическое пособие / А. Р. Вазиева. – Набережные Челны : Издательство НГПИ, 2011. – 143 с.
  5. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М. : Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
  6. Григорович, Л. А. Педагогика и психология / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинквская. – М. : Гардарики, 2009. – 408 с.
  7. Гусева, Т. А. Возрастная психология / Т. А. Гусева. – Бийск : БПНУ им. В. Ш. Шукшина, 2009. – 166 с.
  8. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. – 264 с.
  9. Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М. Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С. 29-33.
  10. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов / М. И. Еникеев. –  М. : НОРМА-ИНФРА, 2010. – 334 с.
  11. Зоткин Н. В. Общая психология. Психология мотивации и эмоций / Н. В. Зоткин, М. Е. Серебряков – Самара : Универ групп, 2007. – 196 с.
  12. Кравченко, А. И. Общая психология / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2009. – 432 с.
  13. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2007. – 992 с.
  14. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 570 с.
  15. Марцинковская, Т. Д. Общая психология / Т. Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2010. – 382 с.
  16. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. А. А.Б одалева, В. И. Жукова, Л .Г. Лаптева, В. А. Сластенина. – М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2007. – 585 с.
  17. Романова, Е. С. Психодиагностика: Учебное пособие / Е. С. Романова. – СПб. : Питер, 2006. – 400 с.
  18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2007. – 705 с.
  19. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 672 с.
  20. Трофимова, Л. М. Возрастная психология / Л. М. Трофимова, Т. Ф. Пушкина, Н. В. Козина. – СПб. : Питер, 2005. – 240 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Результаты диагностики по методике «Лесенка»

Девочки

Мальчики

П/н

Номер ступеньки

П/н

Номер ступеньки

1

1

1

3

2

2

2

2

3

1

3

2

4

3

4

4

5

1

5

1

6

1

6

4

7

3

7

1

8

1

8

1

9

2

9

2

10

1

10

1

11

1

11

2

12

1

12

5

13

2

13

3

14

2

14

3

15

2

15

4


 


Информация о работе Эмпирическое изучение особенностей самооценки детей дошкольного возраста