Эмпирическое изучение особенностей самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст – это важный период в онтогенезе. Именно данный возраст, по мнению ведущих психологов (Я.Л. Коломинского, Г.К. Кравцова, М.И. Лисина и др.) особенно сензитивен для развития позитивного и реалистичного образа Я человека, активности, уверенности в себе. В это время важно сформировать общую положительную самооценку дошкольника, обеспечив условия для нормального психического развития и принятия себя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретический обзор по проблеме особенностей самооценки детей дошкольного возраста………………………………………………………………5
1.1. Определение понятия «самооценка»…………………………………5
1.2. Психологические особенности дошкольного возраста……………..8
1.3. Самооценка детей дошкольного возраста………………………......11
2. Методы и процедура исследования………………………………………….16
2.1. Характеристика выборки…………………………………………….16
2.2. Описание методов и процедуры исследования…………………….16
3. Эмпирическое изучение особенностей самооценки детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
3.1. Изучение самооценки дошкольников………………………….…...18
3.2. Сравнительный анализ самооценки девочек и мальчиков..............20

Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 79.99 Кб (Скачать файл)

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; внимание становится опосредованным; внимание связано с интересами ребенка к деятельности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития памяти. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал: стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Воображение формируется в игровом, конструктивном виде деятельности и переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения.

Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако с конкретной действительностью, отрыв от которой уже происходит за пределами дошкольного возраста.

 

1.3. Самооценка детей  дошкольного возраста

По мнению М.И. Лисиной самооценка является механизмом переработки знаний о себе на уровне аффективного процесса, то есть, механизмом «обрастания» знаний о себе, соответствующим отношением к самому себе. Понятие самооценка на взгляд М.И. Лисиной, является более узким, чем понятие образ самого себя. Отчетливая самооценка так же, как и самосознание возникает на более поздних этапах познания ребенком себя [8].

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

По мере того как ребенок углубляет осознание собственного психического мира, он все более целеноправлено думает о себе. В течение раннего детства «мое Я» расширяется в результате того, что дети начинают создавать «я»-концепцию. «Я»-концепция – это набор свойств, способностей, установок и ценностей, которые, по мнению индивидуума, определяют его сущность.

Структура мотивации ребенка 2-3 лет достаточно аморфна, поскольку доступные ему мотивы и потребности сменяются друг за другом в относительно случайном порядке. Жизненно важные потребности и капризы еще не дифференцируются и иногда приобретают для ребенка одинаково высокую значимость. Мотивы сменяются во времени, не подчиняясь еще единому сознательно-волевому контролю. Новые изменения потребностей ребенка может быть результатом большого разнообразия обстоятельств и событий. Первичное соподчинение мотивов, возникающее в начале дошкольного возраста, развивается в двух направлениях: во-первых, в направлении формирования самого механизма соподчинения, во-вторых, в направлении усвоения ребенком новых, более высоких мотивов деятельности [11].

Характерной особенностью развития является возникающие у ребенка после 2 лет негативизм, упрямство, непослушание и строптивость, - симптомы, которые составляют кризис трехлетнего возраста. «Ребенок настаивает не по содержанию желания, а потому что он это сказал». Действительно, одним из первых слов детского словаря в этом возрасте является слово «нет». Оно позволяет ребенку выразить свое несогласие, нежелание, дает ему возможность сопротивляться желанию родителей все делать за него, выразить свое право на самостоятельность.

Достаточное удовлетворение потребности ребенка на этом этапе делает его уверенным в себе, помогает ему осознать свою значимость для других. Все это способствует формированию у ребенка глобального чувства самоуважения, она является базовой потребностью каждого человека. Неудовлетворение потребности в самостоятельности приводит к возникновению у ребенка целого ряда негативных тенденций. Среди них можно выделить пассивность, забитость, злобу, агрессивность, беспомощности, которые в своей совокупности способствуют формированию у ребенка различных компенсаторных и невротических механизмов, проявляющих себя в более позднем возрасте.

На третьем году жизни у ребенка возникает существенный и довольно постоянный интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Постепенно развиваясь и обогащаясь, общение со сверстниками превращается в истинно социальное взаимодействие, которое приводит к созданию маленьких сообществ с собственными законами и правилами жизни.

Одним из главных условий формирования мотива достижения у ребенка является способность к оценке собственных возможностей. Примерно в 3-4 года часть дошкольников уже в силах самостоятельно оценить некоторые свои возможности и верно предсказать результаты своих действий на основе собственного опыта [12].

Приблизительно в 5-6 лет у детей начинают проявляться индивидуальные различия в мотивации достижения. Это находит свое выражение в уровне сложности задания, которое дети берутся выполнить. Такие различия определяются в первую очередь поведением родителей: их одобрением, признанием успехов ребенка и стилем воспитания.

Социальные ценности родителей влияют на способ воспитания детей, который в свою очередь влияет на их мотивацию. Так, родители с высоким мотивом достижения подталкивают своих детей к ранней независимости и ставят им высокие требования в достижении. Они также поддерживают и усиливают в детях достижение превосходства в решении различных задач [9].

Формирование мотивационной сферы у детей дошкольного возраста неразрывно связано с их игровой деятельностью, которая занимает центральное место в жизни ребенка и представляет собой важнейшую форму его активности. Во время игры у ребенка формируется соподчинение мотивов - подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким, а кроме того, происходит формирование мотивов более высокого типа, связанных с выполнением ребенком взятых на себя обязанностей.

По ходу игры у ребенка возникает множество мимолетных желаний, в основном вызванных привлекательностью предметов, не находящихся в его распоряжении, или ролей, которые выполняют другие дети. Но ребенок вынужден отказываться от этих случайных желаний в пользу основного побудительного мотива, игра выступает как деятельность, внутри которой не только осуществляется соподчинение мотивов, но и происходит их насыщение новым человеческим содержанием.

«Я» - концепция ребенка еще слабо структурирована и обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинается решающим фактором формирования основ его «Я» - концепции.

Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно.

Р. Бернс обращает внимание на то, что в этом возрасте ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке и воодушевлении со стороны окружающих. Зарождающееся у него чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к излишней застенчивости и сомнению в собственных силах Развитие самоконтроля у ребенка должно происходить без ущерба для формирования у него позитивной самооценки [7].

Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка. Главной опасностью этого периода Э. Эриксон считает возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативы.

Я - концепция как психологическое новообразование становится очевидной в случае:

- когда самооценка ребенка формируется  в результате выявления черт  отличия от других людей, нежели  с установлением каких-то своих  неповторимых особенностей;

- когда у ребенка возникает  способность к рефлексии, и он  начинает сознавать, как воспринимают  его другие люди [16].

Возможно, отстаивание своего имени или, наоборот, поиск более подходящего говорит о уже существующей структуре «Я-образа» или об активной динамике его структурирования.

Ребенок обычно рано усваивает, что его имя символизирует его самого. Реакция ребенка на свое имя является надежным показателем особенностей развития «Я» - концепции. Если ребенку нравится свое имя, он обычно и себе нравится, и наоборот. Невозможно определить, является ли отношение к себе, а затем уже переносит его на имя. Однако для многих детей начало формирования «Я» - концепции совпадает с моментом обнаружения того факта, что у них есть имя.

Игра – сюжетное и ролевое воплощении «перспективного» «Я» - образа ребенка, поэтому можно сказать, что в игре проявляется его самооценка. В то же время в игре обозначается готовность ребенка к саморегуляции, т.е. развивается регулятивная функция самооценки. По мнению И.И. Чесноковой, самооценка является важным звеном мотовационно-потребностной сферы личности ребенка, формирующимся только при условии, когда ребенок является не только объектом, но и субъектом оценочной деятельности. С точки зрения этого автора, на формирование отношения личности к себе в процессе какой-либо деятельности наиболее существенно влияют собственные достижения и самооценка.

Таким образом, именно в старшем дошкольном возрасте развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка и возникает она на основе знаний и мыслей о себе. В игре, как в ведущей деятельности дошкольника и проявляется самооценка и ее особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы и процедура исследования

 

2.1. Характеристика выборки

Исследование проводилось в МАДОУ города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников №88 «Лесовичок».

В исследовании приняло участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Всю выборку разделили на две группы: 1 группа – 15 мальчиков, 2 группа – 15 девочек. Средний возраст респондентов 6 лет.

 

2.2. Описание методов и процедуры  исследования

Проводилась индивидуальная диагностика детей в кабинете психолога. Условия для работы были комфортными. Диагностика проводилась в форме непринужденной беседы. Экспериментатор старался создать атмосферу доверия, открытости и доброжелательности. Каждому ребенку предоставлялся бланк ответа и карандаш, подробно зачитывалась инструкция работы. В случае затруднений с ответом, инструкция повторялась еще раз.

Диагностика проводилась по методике «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Зачитывалась следующая инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй – хорошие. На третьей – ни хорошие, ни плохие. На четвертой – не очень хорошие дети. На пятой – плохие. На шестой сидят самые плохие дети. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему».

Обработка и интерпретация осуществлялась следующим образом.

Проанализировав ответ ребенка, определяли, на какую ступеньку ставит себя ребенок. Исходя из этого, результат интерпретировался.

Неадекватно завышенная самооценка. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Информация о работе Эмпирическое изучение особенностей самооценки детей дошкольного возраста