Эмпирическое изучение особенностей самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст – это важный период в онтогенезе. Именно данный возраст, по мнению ведущих психологов (Я.Л. Коломинского, Г.К. Кравцова, М.И. Лисина и др.) особенно сензитивен для развития позитивного и реалистичного образа Я человека, активности, уверенности в себе. В это время важно сформировать общую положительную самооценку дошкольника, обеспечив условия для нормального психического развития и принятия себя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретический обзор по проблеме особенностей самооценки детей дошкольного возраста………………………………………………………………5
1.1. Определение понятия «самооценка»…………………………………5
1.2. Психологические особенности дошкольного возраста……………..8
1.3. Самооценка детей дошкольного возраста………………………......11
2. Методы и процедура исследования………………………………………….16
2.1. Характеристика выборки…………………………………………….16
2.2. Описание методов и процедуры исследования…………………….16
3. Эмпирическое изучение особенностей самооценки детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
3.1. Изучение самооценки дошкольников………………………….…...18
3.2. Сравнительный анализ самооценки девочек и мальчиков..............20

Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 79.99 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1. Теоретический обзор  по проблеме особенностей самооценки детей дошкольного возраста………………………………………………………………5

1.1. Определение понятия «самооценка»…………………………………5

1.2. Психологические особенности дошкольного возраста……………..8

1.3. Самооценка детей дошкольного возраста………………………......11

2. Методы и процедура  исследования………………………………………….16

2.1. Характеристика выборки…………………………………………….16

2.2. Описание методов и  процедуры исследования…………………….16

3. Эмпирическое изучение особенностей самооценки детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18

3.1. Изучение самооценки дошкольников………………………….…...18

3.2. Сравнительный анализ самооценки девочек и мальчиков..............20

 

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23

Приложение………………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дошкольный возраст – это важный период в онтогенезе. Именно данный возраст, по мнению ведущих психологов (Я.Л. Коломинского, Г.К. Кравцова, М.И. Лисина и др.) особенно сензитивен для развития позитивного и реалистичного образа Я человека, активности, уверенности в себе. В это время важно сформировать общую положительную самооценку дошкольника, обеспечив условия для нормального психического развития и принятия себя.

Самооценка – важный компонент развивающейся личности (в частности, ее самосознания). При неправильном формировании самооценки личностное развитие идет по неблагоприятному пути: возникают эмоциональные и поведенческие отклонения. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Проблема формирования и развития самооценки, обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Горбачевой В.А., Захаровой А.В., Липкиной А.И., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Савонько Е.И., Уманец Л.И. и другие. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.

Изучение особенностей самооценки дошкольников является в настоящее время достаточно актуальной темой. Так как дошкольный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. В связи с этим важно в это время заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.

Предмет исследования – самооценка детей дошкольного возраста

Цель курсовой работы – изучение особенностей самооценки детей дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели, определили ряд задач исследования:

1. Провести теоретический обзор  по данной теме исследования.

2. Изучить самооценку детей дошкольного  возраста.

3. Провести сравнительный анализ  уровня самооценки девочек и  мальчиков.

Гипотеза данного исследования заключается в предположении, что существуют различия в уровне самооценки девочек и мальчиков дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, реферирование, тестирование

Методики исследования: методика «Лесенка» В.Г. Щур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретический  обзор по проблеме особенностей  самооценки детей дошкольного  возраста

 

1. Определение  понятия «самооценка»

Самооценка – это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человек.

В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя.

В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. «Наложение» друг на друга критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность самооценивания. Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворенности собой.

В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.

Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.

Индивид оценивает себя двумя путями: путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и  путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, чаще всего, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно немало. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно [4].

Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я», то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой [10].

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. И наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

Самооценка – результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений – с другой. Самооценка – непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.

Таким образом, самооценка – это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.

1.2. Психологические особенности дошкольного возраста

Психология ребенка дошкольного возраста охватывает многие аспекты жизнедеятельности: психическое развитие, познавательные способности, эмоционально-личностные особенности, физическое развитие, взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками и т.д.

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира. Как указывал Божович Л.И., дошкольный возраст – это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра, весьма важен для формирования личности ребенка [20].

В его рамках выделяют три периода:

1) младший дошкольный возраст  – от 3 до 4 лет;

2) средний дошкольный возраст  – от 4 до 5 лет;

3) старший дошкольный возраст  – от 5 до 7 лет.

В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности.

Дошкольный возраст охватывает существенно отличные друг от друга периоды развития: физические и психические особенности детей первого года жизни отличаются от особенностей детей седьмого года жизни значительно большей степени, чем аналогичные данные школьников-первоклассников и выпускников средней школы. Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок – индивидуальными особенностями.

Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что у ребенка появляется круг элементарных обязанностей; меняются взаимоотношения с взрослыми, приобретая новые формы: совместные действия постепенно сменяются самостоятельным выполнением ребенком указов взрослого; появляется возможность систематического обучения, ребенок вступает в определенные отношения со сверстниками (расширяется социальное окружение), внутренняя позиция дошкольника отношении других людей характеризуется осознанием своего «Я» и своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношений, ребенок действует, как взрослый, но в форме сюжетно-ролевой игры [20].

Дошкольник активно овладевает собственным телом (координацией движений и действий, формированием ценностного отношения к собственному телу). К этому периоду относят различные эксперименты со своим телом, имеющие в основе интерес к телесной конструкции, в том числе к половым различиям. Развивается половая идентификация.

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия.

Развивается звуковая сторона речи. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Информация о работе Эмпирическое изучение особенностей самооценки детей дошкольного возраста