Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношение и агрессивности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

В нашей работе будут рассматриваться личностные особенности подросткового возраста, такие как агрессивность и самоотношение.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессивного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивности. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А. , Антонян Ю.М. , Беличевой С.А. , Бехтерева В.М.,Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Соотношение показателей самоотношения и агрессивности у подростков
1. 1 Общая характеристика понятия «агрессия», «агрессивность»
1.2 Общая характеристика и основные особенности понятие «Самоотношение»
ГЛАВА 2. Особенности проявления агрессивности и самоотношения в подростковом возрасте
2.1 Специфика агрессии в подростковом возрасте
2.2 Подростковое самоотношение
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношение и агрессивности у подростков
3.1 Исследование самоотношения с помощью методики В.В. Столина и С.Р.Пантелеева
3.2 Исследования агрессии с помощью теста Басса-Дарки
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!! .doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

 

  

Что касается результатов обследования подростков 15 - 16 лет по тест-опроснику самоотношения, то они показали, что в процентном отношении наиболее низким является показатель самопоследовательности (саморуководства) (9,67). Высокие показатели получены также по следующим шкалам: самопонимание (94.00), глобальное самоотношение, т.е. внутренне недифференцированное чувство «за» или «против» самого себя (90,67), самопринятия (89,67)

Высокий показатель самоуверенности подтверждается (81,33) частными положительными ответами респондентов. Что же касается аутосимпатии, в которой, отражается дружественность-враждебность к собственному «Я», то об этом можно сказать, что у подростков 15 – 16 лет этот показатель выше (86,00), чем у подростков 14 лет.

При этом, как показывает анализ результатов, низкий уровень самоуверенности является следствием заниженной самооценки. Установлено, что у подростков 14 лет чаще, чем у подростков 15-16 лет, наблюдалось позитивное отношение к себе, а также высокие показатели по шкалам "Самоуважение" и "Аутосимпатия".

                                                                                                               Таблица 2

Результаты исследования самоотношения подростков возрастной категории 15-16 лет 

 

S

Интегральное самоотношение

 

90,67

Глобальные шкалы

I

Самоуважение

80,00

II

Аутосимпатия

86,00

III

Ожидания

72,33

IV

Самоинтерес

71,33

Конкретные шкалы

1

Самоуверенность

81,33

2

Ожидания

51,33

3

Самоприятие

89,67

4

Саморуководство

9,67

5

Самообвинение

43,33

6

Самоинтерес

80,00

7

Самопонимание

94,00


 

 

На основе этих данных построим диаграмму, которая отражает саммотношение у подростков 14 и 15-16 лет.

                                                                                                Диаграмма 1

 

Самоотношение у подростков возрастных категорий 14 и 15-16 лет

Однако по мере взросления, отмечается снижение значения понимания подростком себя, своего "Я" (самопонимания, как микроструктуры эмоционального аспекта самоотношения). Это, возможно, связано с тем, что закрепленные в ходе субъект-субъектных отношений сформированные ранее знания относительно "других" и себя, вступают в некоторое противоречие с вновь приобретаемыми знаниями в ходе жизненного опыта; происходит переосмысление себя уже на более глубинном уровне осуществляется более дифференциальный подход к себе и другим; начинает происходить переход от потребности в принадлежности к общности, в признании себя этой общностью к потребности в самореализации с помощью ориентации на собственные способности, возможности, мотивы.

Таким образом, полученные данные исследования позволяют вскрыть динамику самоотношения как вида человеческих отношений, в подростковом возрасте, отразить характер проблемных переживаний на данном возрастном этапе и проследить особенности проявления модальности самоотношения в переживании значимых проблем подростками, что в свою очередь может учитываться в деятельности практического психолога по оказанию помощи подросткам, испытывающим проблемную нагруженность в разных жизненных областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.2. Исследования агрессии у подростков с помощью теста Басса-Дарки.

 

Объект исследования: агрессивное поведение подростков.    

 Предмет исследования: психологические особенности личности агрессивных подростков.

Цель исследования: выявить основные особенности личности агрессивных подростков.

Гипотеза исследования: агрессивное поведение подростков обусловлено определенным набором психологических особенностей личности и уровнем их проявления у конкретного человека.

В исследовании участвовали подростки в возрасте 14 - 16 лет основной школы с. Степное в количестве 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков).

Для выявления уровня агрессии у мальчиков и девочек был использован тест Баса – Дарки.

       Создавая свой опросник,    дифференцирующий     проявления    агрессии    и враждебности,  А.Басс   и  А.Дарки   выделили  следующие  виды реакций:

1.  Физическая агрессия  - использование  физической силы против другого лица.

2. Косвенная -  агрессия, окольным  путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение  -   готовность  к  проявлению  негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм  -  оппозиционная  манера  в  поведении  от пассивного   сопротивления    до   активной    борьбы   против установившихся обычаев и законов.

5. Обида  -   зависть  и   ненависть  к   окружающим   за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность  -   в  диапазоне   от  недоверия   и осторожности по  отношению к  людям до  убеждения в  том,  что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия  - выражение  негативных чувств как через форму  (крик, визг),  так и  через содержание  словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное  убеждение субъекта в том, что  он является  плохим человеком,  что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник  состоит   из  75   утверждений,   на   который испытуемый отвечает "да" или "нет". При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться только  к одной форме агрессии.

2. Вопросы  сформулированы   таким   образом,   чтобы   в наибольшей степени  ослабить влияние  общественного  одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам, следующим образом:

1. Физическая агрессия:

"да"=1, "нет"=0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и

"нет"=1, 2да"=0 - 9 и 7 утверждения.

2. Косвенная:

"да"=1, "нет"=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и

"нет"=1, "да"=0 - 26 и 49.

3. Раздражение:

"да"=1, "нет"=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и

"нет"=1, "да"=0 - 11, 35, 69.

4. Негативизм:

"да"=1, "нет"=0: 4, 12, 20, 28 и

"нет"=1, "да"=0 - 36.

5. Обида:

"да"=1, "нет"=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и

"нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.

7. Вербальная агрессия:

"да"=1, "нет"=0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и

"нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

"да"=1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54 61 67.

Используя данную  методику, следует  помнить  о  том,  что агрессивность, как  свойство личности,  и  агрессия,  как  акт поведения, могут  быть  поняты  в  контексте  психологического анализа  мотивационно-потребностной  сферы  личности. 

Таблица 3

Диагностика состояния агрессии у подростков Баса – Дарки

 

Шкала агрессии

Кол-во подростков

Девочки 8 человек

Мальчики 7 человек

в %

в %

№ п/п

15 человек

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Физическая агрессия

 

4

50%

3

37,5%

1

12,5%

1

14%

2

29%

4

57%

Косвенная

 

3

37,5%

1

12,5%

4

50%

2

29%

4

57%

1

14%

Раздражение

 

3

37,5%

4

50%

1

12,5%

1

14%

2

29%

4

57%

Негативизм

 

3

37,5%

1

12,5%

4

50%

1

14%

1

14%

5

72%

Обида

 

4

50%

3

37,5%

1

12,5%

2

28,5%

2

28,5%

3

43%

Подозрительность

 

1

12,5%

4

37,5%

3

50%

2

28,5%

2

28,5%

3

43%

Вербальная агрессия

 

1

12,5%

2

25%

5

62,5%

3

43%

2

28,5%

2

28,5%

Чувство вины

 

2

25%

1

12,5%

5

62,5%

2

28,5%

2

28,5%

3

43%


 

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

 Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21+4, а враждебности 6, 5-7+3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

У опрошенных, оказались следующие результаты: 

Как мы видим из диаграммы 1, полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек по таким показателям как: физическая агрессия - 57%,  раздражение - 57%, негативизм - 72%.

В группе девочек высокий показатель косвенной агрессии - 50%, вербальной агрессии - 62,5% и угрызений совести - 62,5% .

                                                                                                              Диаграмма 2

Уровни агрессии у девочек и мальчиков

 

 

Исследование  подтвердило исходную   гипотезу  о  том,  что  на  протяжении    подросткового  возраста  агрессивность выступает  как относительно  устойчивое  личностное  образование. У всех испытуемых мальчиков примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности как личностного образования.

Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что нравственные качества являются точными характеристиками нравственного поведения личности. Так, например, чуткий, отзывчивый человек, скорее будет проявлять аутоагрессию, анализировать свои поступки, обвинять в чем-то себя, чем демонстрировать агрессию в отношении окружающих. 
Чем самокритичнее личность, тем лучше она понимает социальные нормы и контролирует свое поведение.

Справедливость понимается как равенство и беспристрастность; ее наличие или отсутствие особенно чувствительно в любой системе отношений. Представление о справедливости в значительной мере определяет наше социальное поведение. Нами выявлено, что высокий уровень справедливости снижает физическую, вербальную и косвенную агрессию. Реакция на несправедливое отношение к другому человеку или к себе будет взвешенной, терпимой и благоразумной.

Когда подросток справедлив и искренен, ведет себя естественно в отношениях с взрослыми и сверстниками, то он не испытывает угрызений совести и негативизма, его ценят и уважают сверстники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе была проведена огромная работа по выявлению основных характеристик понятий агрессия, агрессивность и самоотношение. Были установлены границы понятий агрессия и агрессивность. Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, таким образом, агрессия - есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту, а агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношение и агрессивности у подростков