Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношение и агрессивности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

В нашей работе будут рассматриваться личностные особенности подросткового возраста, такие как агрессивность и самоотношение.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессивного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивности. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А. , Антонян Ю.М. , Беличевой С.А. , Бехтерева В.М.,Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Соотношение показателей самоотношения и агрессивности у подростков
1. 1 Общая характеристика понятия «агрессия», «агрессивность»
1.2 Общая характеристика и основные особенности понятие «Самоотношение»
ГЛАВА 2. Особенности проявления агрессивности и самоотношения в подростковом возрасте
2.1 Специфика агрессии в подростковом возрасте
2.2 Подростковое самоотношение
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношение и агрессивности у подростков
3.1 Исследование самоотношения с помощью методики В.В. Столина и С.Р.Пантелеева
3.2 Исследования агрессии с помощью теста Басса-Дарки
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!! .doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

 Третий фактор – благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться. Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие, лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.

Четвертый фактор – удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.

Пятый фактор – самооценка: процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут, как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия

Итак, можно сделать следующие выводы: понятия «агрессия» и «агрессивность», очень часто употребляются как синонимичные, но вследствие проведенной работы необходимо  четко их разграничить. Под «агрессивностью» - понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, в свою очередь «агрессия» - это проявление агрессивности, выражающееся в  определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту.

 

1.2 Общая характеристика и основные особенности понятие самоотношение

 

Одной из важнейших особенностей социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к своим поступкам, собственной личности, т.е. самосознание.

В самосознании проявляется сложная совокупность психических процессов и состояний, посредством которых личность вычленяет себя из окружающего мира, формирует собственное видение мира, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. В нем соотносятся мотивы и поступки, желания, влечения, стремления человека, в результате чего личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности.

В настоящие время такой подход к изучению самосознания личности активно развивается в рамках отечественной психологии личности и общей психологии.

Самоотношение  – проявление специфики отношения личности к собственному «Я». Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т. д. В. В. Столин (1985) в эмоциональном самоотношении рассматривает симпатию, уважение, близость. С. Р. Пантелеев (1991) понимает самоотношение, как выражение смысла «Я» для субъекта. Другие авторы усматривают в самоотношении переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения. Самоотношение обладает защитными возможностями. Человек может защищать свое «Я» от отрицательных эмоций и поддерживать самоуважение на относительно постоянном уровне. В ряде случаев склонность объяснить собственные неудачи и промахи ссылками на обстоятельства играет адаптивную защитную роль, понижая уровень тревоги и облегчая дальнейшую деятельность. Самоотношение человека влияет на его поведение в конфликтах, прежде всего во внутриличностных и может изменяться в зависимости от особенностей конкретной ситуации, в которой оно проявляется.3

   В последнее время резко возросло количество различных психических травм и неврозов, связанной с деятельностью или потерей работы у многих профессиональных категорий людей (научные работники, военные, педагоги, сотрудники МЧС и т.д.). Значение знаний о самоотношении, как части общей Я-КОНЦЕПЦИИ, при этом резко возрастает в интересах оказания психологической помощи.

Описательную составляющую Я-КОНЦЕПЦИИ чаще всего называют "образом Я" или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и просто самоотношение. Несмотря на эту термилогическую аморфность, существуют сравнительно небольшие различия в попытках концептуализации феномена самоотношения (обобщенной самооценки). Подавляющее количество исследований исходит из представлений о самоотношении, как о его эмоциональном компоненте.

Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта) .

Одна из наиболее успешных попыток построить модель строения самоотношения  была предпринята В.В. Столиным. На основе разработанных им представлений о личностном смысле "Я", как основной единицы анализа самосознания, было показано, что самоотношение не является ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты "образа Я". Наоборот, и знание о себе, и самоотношение - есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности. И лишь вторично в феноменологически превращенных формах  отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом, как способные порождать его истинное отношение к себе.

Отношение человека к самому себе является неотъемлемой частью целостной системы отношений. Самоотношение формируется в процессе деятельности, познания и общения, в результате интериоризации опыта взаимоотношений с другими людьми и обеспечивает личности целостность и единство. В свою очередь, самоотношение может детерминировать отношение личности к окружающим, а также стиль и характер общения с ними.

В современной психологии под понятием самоотношение понимается осознание человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (Я- концепция)4.

Кратко самоотношение можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти - образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к изменению, самоусовершенствованию.

Главная функция самоотношения это познание себя, формирование образа Я, усовершенствование себя и поиск смысла жизни. Хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы самоотношения.

Формирование процесса самоотношения, который обусловлен оценкой человека самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая её себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида.

И так самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я». Строение самоотношения может включать:  самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. С. Р. Пантелеев понимает самоотношения как выражение смысла «Я» для субъекта. Другие авторы усматривают в самоотношении переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения. Самоотношение обладает защитными возможностями. Человек может защищать свое «Я» от отрицательных эмоций и поддерживать самоуважение на относительно постоянном уровне. Одним из средств такой зашиты ,является отрицательная самооценка, рассчитанная на возникновение положительных реакций сочувствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА.2.Особенности проявления агрессивности и самоотношения в подростковом  возрасте

 

2.1Специфика агрессии в подростковом возрасте

       

Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые         психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления,  развернутую стадию, этап завершения, период  остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями закономерно возникают негативные образования и специфические психологические трудности. Развивающееся самосознание делает подростка особенно тревожным и неуверенным в себе.

Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. «Кто Я?» - основной вопрос возраста.5

Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его   близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем  не объяснимым.

В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции.6

Речь вдет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором         подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального         состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается         динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным         механизмом агрессии является патологическое личностное развитие,         особенно в период жизненных кризисов.

Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения         правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей    непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа,  являются следствием личностного кризиса, о чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.       

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек,       существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем       проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.7

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного   поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее  выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у  девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение   именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором  участвуют многие факторы.

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:

1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание  половых гормонов, главным образом  тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.

2. Органические поражения головного  мозга - травмы, арахноидиты, менингиты и т. п.

3. Отношение взрослых - школы и, главное, родителей.

Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношение и агрессивности у подростков