Эмпирическое исследование социальной ситуации подростка как фактор психологической безопасности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть теоретические положения по проблеме психологической безопасности личности подростка, а также социальные фактора психологической безопасности личности.
Задачи исследования:
рассмотреть понятийный аппарат по психологии безопасности личности;
уточнить понятия «психологическая безопасность», «социальная ситуация»;
выявить и охарактеризовать влияние социальной ситуации на уровень психологической безопасности личности подростка.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 2-4
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме социальной ситуации подростка как фактор
психологической безопасности личности
1.1 Психологическая безопасность личности………………………..5-10
1.2 Социальная ситуация подростка…………………………………11-17

Глава 2. Эмпирическое исследование социальной ситуации подростка
как фактор психологической безопасности личности
2.1 Характеристика испытуемых………………………………………..18
2.2 Методы исследования. Анализ полученных результатов………...18-19
2.3 Анализ и обсуждение полученных результатов………………….20-23
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25-26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27-29
Приложение№1…………………………………………………………..30-31
Приложение№2…………………………………………………………..32-33

Файлы: 1 файл

курсовая работа 201 группа.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

1. субъективное благополучие как интегральный показатель удовлетворенности;

2. переживание эмоционально-положительного отношения со стороны референтных групп;

3. переживание эмоционально-положительного отношения со стороны ровесников;

4. переживание удовлетворенности своей деятельностью.

Уверенность в себе. В этом критерии состояния психологической безопасности личности выделяют следующие два аспекта:

1. особенности личной тревожности;

2. переживание уверенности в себе в трудных ситуациях и общении.

Тревожность личности способствует нарушению состояния ее психологической безопасности и противоположна уверенности в себе.

Уверенность в себе, согласно отечественным и зарубежным исследованиям тесно связана с психологическим здоровьем личности, ее

способностью сохранять свою целостность и эффективность в различных сферах деятельности.

В целом необходимо отметить, что психологическая безопасность личности имеет социально-психологический характер, поскольку она функционирует и проявляется в системе социальных отношений личности, в области межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, формируя целостное системное образование — социально-психологическую безопасность личности. Психологическая безопасность личности представляет собой мотивационное, оценочное и коммуникативное образование, которое направляет, организует, ориентирует поведение человека на определенные цели. Каждой личности присуща своя структура психологической безопасности, достижение которой может быть оптимизировано.

1.2 Социальная ситуация подростка

 

Социальная ситуация  – это окружение человека, то есть люди, с которыми он с определенной периодичностью общается и взаимодействует. В контексте проблемы безопасности личности определяющее значение имеет фактор социальной среды или социальной ситуации, которая подразделяется на макро– и микросреду.

Условия психологической безопасности личности подроста также как и взрослого человека определяются социальными условиями.

На особенности макросоциальной среды  общества, членом которого является личность, оказывают влияние множество факторов -  демографические, экономические, социокультурные, религиозные и национальные факторы.

Демографический фактор проявляется, к примеру, в перенаселенности конкретной территории, национальным составом общества, изучаемого с точки зрения безопасности.

Экономический фактор характеризуется уровнем развития экономики, чем развитее экономика изучаемого общества, тем уровень психологической безопасности личности, а, следовательно, и комфорта выше.

Социокультурный фактор определяется уровнем и характером взаимодействия представителей различных культур и субкультур.

На макросреду влияют и психологические состояния, свойственные большим группам людей. Одной из наиболее значимых в контексте безопасности является толпа  – стихийное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой общим  эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Зачастую «толпа» формируется спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет целенаправленно манипулировать поведением толпы в корыстных целях.

Необходимо отметить, что подростки склонны к участию в деятельности «толпы» за счет психосоматических особенностей, повышенной эмоциональности и чувствительности к переменам.

Психологическая безопасность подростка определяется особенностями его взаимодействия с окружающими, стратегией поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях, особенностями его воспитания, семейными традициями и направленностью референтной группы.

На безопасность личности оказывают влияние следующие факторы микросреды:

    1. семья и особенности взаимоотношений в семье;
    2. воспитание;
    3. референтная группа;
    4. реальная формальная группа (учебная);
    5. фоновое окружение.

 

Рис. 1

 

В семье удовлетворяются ключевые потребности подростков, в том числе материально-бытовые и потребность в эмоциональной поддержке, любви, признании и безопасности. Если подросток не удовлетворен одной из семейных составляющих, то возникает нервно-психическое напряжение, а также тревога Подобные состояния могут понижать уровень безопасности индивида.

Функция контроля, которую реализует семья, способствует формированию у ребенка способности к самоконтролю,  саморегуляции и чувства ответственности за свои поступки. В противном случае в поведении подростка могут проявляться девиантные наклонности, а также нарушения в личностном развитии.

Успешной дифференциации потребностей, согласованности возможностей и средств их удовлетворения способствует процесс воспитания личности подростка. Семья играет в этом процессе ведущую роль. Причем на формирование и развитие личности влияют и психологический климат в семье, и ее социальный статус, и материальное благополучие. Важная составляющая семейного воспитания – коммуникация между членами семьи.

На особенности поведения и взаимодействия с окружающими влияет состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Ухудшение отношений между родителями может привести к ограничению интеллектуального развития ребенка. Ярким примером этому служат неблагоприятные семейные условия трудных подростков, которые снижают адаптивные способности подростков, их стрессоустойчивость, повышают тревожность и неуверенность в своих силах.

Таким образом, семья – это фундамент, на котором строятся все взаимодействия с окружающим социальным миров. Она способствует психологически устойчивой личности подростка.

Члены гармоничной семьи испытывают друг к другу теплую эмоциональную привязанность, они не конкурируют между собой и не подавляют интересы друг друга. Внутри гармоничной семьи отсутствуют стойкие противоборствующие подгруппы. Вместе с внутрисемейной гармонией, немало важную роль играет гармоничное взаимодействие семьи в целом с окружающим социальным миром.

Гармоничное воспитание удовлетворяет актуальные потребности ребенка, выявляет и реализует его возможности.

Принципы гармоничного воспитания:

    1. забота о ребенке; 
    2. поощрение;
    3. наказание,- должно быть конкретным, сразу следовать за проступком, нельзя несколько раз наказывать за один проступок;
    4. запреты должны учитывать возраст и возможность их выполнить и не являться следствием эмоционального состояния взрослого (страха, гнева, раздражения). Их нужно делать в такой форме, чтобы они не мешали познавательному развитию;
    5. требования, предъявляемые ребенку, должны быть понятными, логичными;
    6. обязательным условием гармоничного воспитания должно быть абсолютное эмоциональное принятие ребенка (любовь таким, какой есть ребенок) и гармоничные супружеские отношения.

Психологические причины отклонений в семейном воспитании различны. Наиболее частые из них:

  1. низкая педагогическая культура родителей; 
  2. личностные особенности.

Следствиями неправильного воспитания родителями детей нередко становятся агрессивное поведение и злоупотребление запрещенных веществ, а также сложности социальной адаптации личности подростка.

Развитию у подростков проявлений агрессии способствует властное, подавляющее отношение родителей, индифферентное, пассивное и безучастное отношение к ребенку. Кроме того, если дети были подвержены насилию, либо были очевидцами проявлений насилия по отношению к близким, то, повзрослев, они с большой долей вероятности будут демонстрировать агрессивное поведение.

Роль групп в формировании психологической безопасности. На формирование поведения, характера и всей совокупности личностных свойств человека влияет ближайшее окружение. Степень этого влияния зависит от степени значимости и авторитетности этого окружения.

Каждый человек является членом каких-либо реальных формальных и неформальных групп. Безопасность индивида зависит от отношения к нему группы, а также от особенностей самой группы, таких, как удовлетворенность в общении, сплоченность, конфликтность, статусное положение группы в обществе. Опасными проявлениями отношения группы к личности является – подавление и «исключающее поведение». Человек, которого не принимает своя группа, вынужден искать другую группу, так как вне группы существование человека практически невозможно. В каждой группе за каждым индивидом закреплена социальная роль с определенным уровнем значимости и статусности.

Референтную группу составляют индивиды, чье мнение значимо для отдельной личности, то есть те, кто влияют и определяют мнения, поведения и социальные установки. В референтные группы зачастую входят родители, педагоги, друзья, именно эти представители ближайшего окружения подростка формируют отношение индивида к окружающему миру, оказывают влияние на его поведение, в том числе и в экстремальных ситуациях.

Фоновое окружение составляют люди, проживающие в непосредственной близости и оказывающие на личность косвенное влияние. Это малые группы, членом которых личность является лишь опосредованно и взаимодействие, с которыми носит временный характер. К таким группам принадлежат соседи, подростковые, уличные группировки и другие дворовые компании неформального характера.

На безопасность личности подростка влияет степень деструктивности и конструктивности взаимоотношений с фоновым окружением и интенсивность этих отношений.

В подростковом возрасте ведущими видами деятельности личности являются межличностное общение с взрослыми и ровесниками, выполнение  общественно полезного  труда и обучение, что положительно сказывается на развитии психики и личности.

Межличностное общение подростка реализуется в общении со взрослыми и общении с ровесниками, их роль в формировании личности неодинакова.

 Если в общении с взрослыми подросток усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действий, то общение с ровесниками является своеобразным испытанием себя в сфере личностного развития и самоутверждения. В общении с взрослыми подросток всегда находится в позиции младшего, в известной мере, подчиненного, а при таких условиях не все морально-этические нормы могут быть им усвоены и апробированы, только в отношениях с ровесниками подросток равен. В общении  с взрослыми подросток стремится действовать и выглядеть как взрослый. Поэтому развитие подростка сопровождается постоянным уравнением на взрослого. Это может проявляться в подражании. Именно в совместной деятельности взрослый человек имеет реальные возможности влиять на становление личности подростка, его взросления. Поэтому для него чрезвычайно важно занять правильную позицию в отношениях с ребенком.

Характерной особенностью личности подростка является усиленное стремление к общению со сверстниками, прежде всего с одноклассниками, и немного старше себя, отношения с которыми играют важную роль в его жизни. В обществе сверстников начинает вырабатываться новая система критериев оценки поведения и личности человека, происходит переоценка ценностей, формируются новые морально-этические требования. В результате самосознание подростка приобретает новый уровень развития. При анализе поведения и личностных качеств друзей у подростка складывается система требований к себе и к окружающим людям. В своих товарищах подросток начинает ценить принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту, силу.

Важное значение для подростка имеет оценка друзьями его личностных качеств, знаний и умений, способностей и возможностей. Группе подростков-ровесников характерны непостоянство, изменчивость отношений и интересов. Изменение симпатий, авторитетов, усиления и ослабления влияния сверстников в группе является свидетельством постоянного внутреннего осмысления и переосмысления.

Воздействие социальной среды на личность подростка происходит по закону перехода внешних отношений во внутренние. То, что человек воспринимает из окружающего мира, становится частицей его самого. Он начинает действовать, исходя из закономерностей той среды, в которой находится. Это объективный процесс. Но взаимодействие человека и среды может быть пассивным и активным. В первом случае человек нивелируется со средой, во втором – может противостоять деструктивному влиянию, интегрироваться в позитивные отношения и, наконец, сам преобразовывать их. В любом случае необходимо обладать информацией о характеристиках среды и качестве ее активности – агрессивна она или позитивна.

Обеспечение психологической безопасности подрастающего поколения должно стать приоритетным направлением развития, как государственной политики, отдельных общественных организаций, психолого-педагогических структур, а так семьи в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое‏ исследование‏ социальной ституации подростка как фактор психологической безопасности личности

 

2.1 Характе‏ристика испытуе‏мых

 

В данно‏м иссле‏до‏вании принимали участие‏, в каче‏стве‏ испытуе‏мых 30 по‏дро‏стка 12-13 ле‏т, учащие‏ся 7-х классо‏в о‏бще‏-о‏бразо‏вате‏льно‏й шко‏лы          № 108 г. Уфа. Это‏ уче‏ники двух паралле‏льных классо‏в. Сре‏ди ко‏то‏рых 15 мальчико‏в и 15 де‏во‏че‏к. В бо‏льшинстве‏, за исключе‏ние‏м тре‏х, о‏бучались с пе‏рво‏го‏ класса вме‏сте‏.  Бо‏льшинство‏ из них живут в о‏дно‏м райо‏не‏ и часто‏ о‏бщаются ме‏жду со‏бо‏й и вне‏ шко‏лы. Практиче‏ски все‏ по‏дро‏стки  из по‏лных и благо‏по‏лучных се‏ме‏й,  ро‏дите‏ли уде‏ляют де‏тям до‏стато‏чно‏ внимания и принимают участие‏ в их во‏спитании.

Информация о работе Эмпирическое исследование социальной ситуации подростка как фактор психологической безопасности личности