Эмпирическое исследование социальной ситуации подростка как фактор психологической безопасности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть теоретические положения по проблеме психологической безопасности личности подростка, а также социальные фактора психологической безопасности личности.
Задачи исследования:
рассмотреть понятийный аппарат по психологии безопасности личности;
уточнить понятия «психологическая безопасность», «социальная ситуация»;
выявить и охарактеризовать влияние социальной ситуации на уровень психологической безопасности личности подростка.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 2-4
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме социальной ситуации подростка как фактор
психологической безопасности личности
1.1 Психологическая безопасность личности………………………..5-10
1.2 Социальная ситуация подростка…………………………………11-17

Глава 2. Эмпирическое исследование социальной ситуации подростка
как фактор психологической безопасности личности
2.1 Характеристика испытуемых………………………………………..18
2.2 Методы исследования. Анализ полученных результатов………...18-19
2.3 Анализ и обсуждение полученных результатов………………….20-23
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25-26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27-29
Приложение№1…………………………………………………………..30-31
Приложение№2…………………………………………………………..32-33

Файлы: 1 файл

курсовая работа 201 группа.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ………………………………………………………………… 2-4

Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы

 по проблеме социальной ситуации подростка как фактор

психологической безопасности личности

1.1  Психологическая безопасность личности………………………..5-10

1.2  Социальная ситуация подростка…………………………………11-17  

 

Глава 2. Эмпирическое исследование социальной ситуации подростка

как фактор психологической безопасности личности

2.1 Характеристика испытуемых………………………………………..18

2.2  Методы исследования. Анализ полученных результатов………...18-19

2.3  Анализ и обсуждение  полученных  результатов………………….20-23

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25-26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27-29

Приложение№1…………………………………………………………..30-31

Приложение№2…………………………………………………………..32-33

 

 

Введение

 

Актуальность. Современная социальная обстановка российского общества характеризуется активными изменениями в экономической, политической и общественной жизни. В этой ситуации личность вынуждена адаптироваться к происходящим изменениям общества, что требует от неё определенной устойчивости.

Согласно общепринятому в научной литературе определению, под психологической безопасностью понимают целостность и устойчивость психики, духовное и физическое здоровье личности. Психологическая безопасности свойственна людям эмоционально уравновешенным, работоспособным, стрессоустойчивым, уверенным в себе, самоорганизованным.

В подростковом возрасте личность проявляет повышенную склонность к самовыражению, активной деятельности, усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей. Помимо этого у подростков проявляется максимализм в поведении и поступках, стремление доказать свою точку зрения, неуверенность, повышенная тревожность и чувствительность. Выше приведенные обстоятельства негативно сказываются на психологической безопасности личности подростка.

Степень изученности. Сегодня можно говорить о развитии нового направления  - психологии безопасности. В рамках обозначенного направления осуществляются теоретические и эмпирические исследования, направленные на обеспечение психологической безопасности личности в  различных социальных сферах.

Наиболее системные научные исследования проблем психологической безопасности личности стали появляться в конце 20-го столетия в работах отечественных ученых. Психологическую безопасность в разрезе условий жизнедеятельности человека рассматривали такие российские ученые как: С. К. Рощина и В.А. Соснина. На информационный аспект обеспечения психологической безопасности обратили свое внимание Г.В. Грачева, И.К. Мельник, а И.А. Баева исследовала особенности методик психологической безопасности в рамках образовательных учреждений.

Учитывая новизну, социальную значимость, сложность и комплексность проблем по  обеспечению психологической безопасности личности подростка возникла необходимость  в проведении теоретических и прикладных исследований в рамках обозначенной темы.

Объект исследования: психологическая безопасность личности.

Предмет исследования: социальная ситуация подростка.

Цель исследования: рассмотреть теоретические положения по проблеме психологической безопасности личности подростка, а также социальные фактора психологической безопасности личности.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть понятийный аппарат по психологии безопасности личности;
  2. уточнить понятия «психологическая безопасность», «социальная ситуация»;
  3. выявить и охарактеризовать влияние социальной ситуации на уровень психологической безопасности личности подростка.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между социальной ситуацией и психологической безопасностью. У подростков с высоким уровнем  психологической безопасности возможно проявление низкого уровня показателей социальной ситуации.

Теоретико-методологическая основа работы представлена основными положениями и концепциями отечественных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики и социологии.

Методологию исследования составляли опросные методы, методы диагностики социальной ситуации Р. Даймо‏нда и К. Ро‏дже‏рса, диагно‏стики уро‏вня психо‏ло‏гиче‏ско‏й бе‏зо‏пасно‏сти Ч.Д. Спилбе‏рге‏ра, Ю.Л. Ханина, ме‏то‏д ранго‏во‏й ко‏рре‏ляции Спирмена.

Эмпирическая база исследования: «Социальная ситуация подростка как фактор психологической безопасности личности», проведенного среди 32 по‏дро‏стков 12-13 ле‏т, учащихся 7-х классо‏в о‏бще‏-о‏бразо‏вате‏льно‏й шко‏лы  № 108 г. Уфа.

Практическая значимость исследования. Адаптация личности подростка в обществе постоянных перемен затруднена. Состояние тревожности представляет собойт следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. Использование выше приведенных методик исследования в рамках замера уровня психологической безопасности личности, ее требожности и социальной адаптации в полной мере позволяет расскрыть особенности исследуемых психологических явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социальной ситуации подростка как фактор психологической безопасности личности

 

    1. Психологическая безопасность личности

 

Объективная реальность современного общества вынуждает человека постоянно сталкиваться с чрезвычайными, стрессовыми  ситуациями.

В связи с этим всё больше исследователей обращают свое внимание на необходимость активной разработки проблематики психологической безопасности личности. Это связано с тем, что социальная среда, в которой живет человек, становится все более опасной и агрессивной.

Проблемы психологической безопасности личности являются областью научного исследования психологии безопасности. Данная психологическая наука, изучает закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной саморегуляции поведения с целью сохранения целостности, устойчивсти и стабильности личности или группы людей как психологических систем.

В рамках психологии безопасности исследуются:

1. психические процессы, формирующиеся благодаря активной деятельности человека;

2. психические состояния, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

3. субъективные особенности личности.

Рассматривая понятие психологической безопасности, С.К.Рощин и В.А.Соснин проанализировали содержание этого понятия на основе определений, даваемых в толковых словарях различных стран. В процессе изучения академических толковых словарей русского, английского, французского и немецкого языков было выявлено, что в общественном сознании понятие «безопасность» связывается не столько «с отсутствием угрозы», сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека. В разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее.

Исходя из результатов проведенного анализа, авторы сформулировали определение психологической безопасности как состояния общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, так как оно создает оптимальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей личности в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем.

Во взаимосвязи с изложенным материалом, понятие «психологическая безопасность личности» необходимо обозначить как состояние индивидуальной защищенности, от информационно-психологических воздействий, вызывающих в психологической сфере изменения дисфункционального и дезадаптационного характера. Психологическая безопасность личности проявляется в состоянии защищенности психики личности от действия многообразных факторов.

Психологическую безопасность можно рассматривать как процесс, ввиду того, что психологическая безопасность создается каждый раз заново ввиду изменения социальной обстановки, социального окружения, ценностей и установок личности.

Таким образом, психологическая безопасность рассматривается как состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта.

Психологическая безопасность личности зависит внешних и внутренних факторов, каждый из которых имеет определенную степень агрессивности воздействия.

К внешним факторам относятся источники психологического воздействия, само специфическое психологическое воздействие, а также социальная среда-фон.

К внутренним факторам зачастую относят знания человека, его индивидуальные особенности.

Психологическую безопасность личности обеспечивает уровень психологической защита. Психологическая защита представляет собой сложную систему социальных, социально-психологических и индивидуальных механизмов, которая обеспечивает психологическую безопасность человека в обществе как личности и активного социального субъекта, его психологическую защищенность в условиях воздействия разнообразных внешних и внутренних факторов.

Предвидеть возникновение психологической опасности личности довольно сложно. Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются диструктивными, дестабилизирующими и угрожающими. Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психического здоровья и угрозы.

 Основные источники  угроз психологической безопасности  личности можно условно разделить на две группы. Различают внешние и внутренние источники угроз психологичекой безопасности личности.

Внешние источники:

  1. государство и государственные органы управления;
  2. общество;

3. социальные группы;

Внутренние источники угроз психологической безопасности личности:

  1. биопсихосоциальная природа человека;
  2. особенности формирования и функционирования психики личности.

Безопасность личности определяется тремя факторами:

  1. человеческий фактор,
  2. фактор среды,
  3. фактор защищенности (рис. 1).

Человеческий фактор и фактор среды являются основными. Человеческий фактор – это различные реакции человека на опасность.

Среда ассоциируется с физической и социальной составляющей.

В социальной среде выделяют макро–и микросоциальный уровни. Микросоциальная среда представлена демографическими, экономическими и другими факторами, микросреда – непосредственным окружением человека  - семьей, референтными, профессиональными группами и т. д.

Фактор защищенности  – это средства, которыми люди пользуются для защиты от тревожных и опасных ситуаций, они могут быть как социальными, физическими, так и чисто психическими.

Уровень защищенности зависит от степени конструктивности и активности поведения и деятельности человека. При этом важным условием конструктивного поведения выступает адекватная социализация инстинктов, потребностей и мотивов деятельности, т. е. удовлетворение нужд человека

Относительно критериев и показателей, в которых проявляется состояние психологической безопасности, следует отметить, что согласно природе психического состояния человека, оно должно включать в себя как субъективные, так и объективные, наблюдаемые показатели (переживания и поведение).

В результате теоретического анализа нами выделены объективные и субъективные параметры психологической безопасности личности человека, включающие:

1) защищённость (субъективное переживание и соответствующие этому переживанию объективные поведенческие маркеры);

2) удовлетворённость (субъективное переживание и соответствующие ему объективные поведенческие проявления);

3) уверенность в себе (субъективное переживание, а также объективные поведенческие признаки, соответствующие данному переживанию).

Защищенность – психическое состояние, отражающее психическую безопасность, проявляющуюся в виде переживания личностью своей защищённости в конкретной жизненной ситуации. Среди критериев состояния защищенности выделяют следующие:

1) переживание поддержки со стороны социального окружения;

2) переживание поддержки со стороны родителей;

3) переживание симпатии со сверстников.

Как известно, социальная и семейная поддержка выступает внешним ресурсом, позволяющим личности сохранить собственное «Я» в сложных социальных ситуациях.

Удовлетворенность. Применительно к состоянию психологической безопасности личности переживание удовлетворённости затрагивает важные сферы и аспекты социальных отношений. В данный критерий состояния психологической безопасности включены следующие аспекты удовлетворённости:

Информация о работе Эмпирическое исследование социальной ситуации подростка как фактор психологической безопасности личности