Эмпирическое исследование мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение мышления как психического познавательного процесса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: мышление как психический познавательный процесс у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности развития мышления старших дошкольников.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей мышления.
1. Понятие о мышлении.
2. Зарождение мышления и его развитие в раннем возрасте.
3. Проявление мышления и его изменения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Эмпирическое исследование мышления у детей старшего дошкольного возраста.
1. Методическое обеспечение и организация исследования.
2. Результаты исследования и выводы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Копия курсовая1.doc

— 933.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Глава 2. Эмпирическое исследование мышления  у детей старшего дошкольного возраста.

1.  Методическое обеспечение и организация исследования.

       Исследование проводилось в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 64 «Колобок»» общее количество детей 20 человек, из них 10 девочек и 10 мальчиков.

Я в своей работе использовал 3 методики:

-  «Исключение четвертого лишнего» Н.Л. Белопольская

-  «Рассказ по серии сюжетных картинок для детей 5-7 лет»

-  «Методика «Нелепицы» »

 

Методика №1 «Исключение четвертого лишнего» Н.Л. Белопольская

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам:
1) по величине;
2) по форме;
3) по цвету;
4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)

 

Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов.
10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут.
6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут.
4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут.
2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут.
0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.

 

Методика №2  «Рассказ по серии сюжетных картинок для детей 5-7 лет»

Методика направлена на исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственых и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательных событий.

Анализ результатов выполнения:

4 балла - дети способны правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ;

3 балла - дети испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму. Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности;

2 балла - дети передают содержание отдельной сюжетной картинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изображенные предметы и не связывая их единым сюжетом. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не эффективно;

1 балл - ребенок не понял смысла задания.

 

Методика №3 «Методика «Нелепицы»»

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития : 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов —средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

2.  Результаты исследования и выводы.

Исследование проводилось в подготовительной группе детского сада № 64. Всего было исследовано 20 детей: 10 мальчиков и 10 девочек.      

Результаты по трем методикам: отдельно у мальчиков и девочек занесены в таблицы 1 и 2 приложения. Сравнивая среднегрупповые результаты, можно сделать вывод и подтвердить выдвинутую гипотезу: результаты девочек и мальчиков, действительно, отличаются.

Методика «Исключение четвертого лишнего».

       Девочки по данной методике показали нормальный результат. Их показатель равен 6,6 баллам. Мальчики же набрали 6,1 балл. Этот результат также находится в норме, как и у девочек.

Результат девочек выше, чем у мальчиков на 0,5 балла.

 

 

 

 

Рассказ по серии сюжетных картинок для детей 5-7 лет.

Девочки по данной методике показали не очень хороший результат 2,3 балла. Мальчики набрали 2 балла. Это говорит о том что у детей в дошкольном возрасте есть затруднения в построении связного рассказа.

Результат девочек выше, чем у мальчиков на 0,3 балла.

 

 

 

Методика «Нелепицы»

Девочки по данной методике показали средний результат 6,2 балла. Мальчики набрали 5.4 балла.

Результат девочек выше, чем у мальчиков на 0,8 балла

Заключение.

В результате работы достигнута цель исследования - мы изучили мышление как психологический процесс. На основе изучения психологической литературы охарактеризовали виды мышления:

1.  наглядно-действенное (практическое),

2.  наглядно-образное (образное),

3.  и понятийное (словесно-логическое) мышление.

Рассмотрели основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, конкретизацию и обобщение.

Подобрали психологические методики для диагностики уровня развития мышления .

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.

          Гипотеза подтверждена: уровень развития мышления действительно, различен у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте. Благодаря моему исследованию, можно предположить, что уровень развития мышления у мальчиков ниже, чем у девочек. Но чтобы подтвердить данное предположение, я думаю, что нужно увеличить число испытуемых до 50 человек каждого пола чтобы получить более достоверные данные.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1.

Девочки.

 

№ исп. п/п

«Исключение четвертого лишнего»

Рассказ по серии сюжетных картинок для детей 5-7 лет.

 

Методика «Нелепицы»

 

1

8

3

6

2

7

2

5

3

5

3

7

4

8

1

6

5

7

3

5

6

6

2

7

7

6

2

8

8

7

3

5

9

6

2

7

10

6

2

6

Хгр

6,6

2,3

6,2


 

 

 

Таблица 2.

Мальчики.

№ исп. п/п

«Исключение четвертого лишнего»

Рассказ по серии сюжетных картинок для детей 5-7 лет.

 

Методика «Нелепицы»

 

1

7

2

7

2

8

1

5

3

6

2

6

4

5

1

4

5

7

3

5

6

4

2

4

7

5

2

7

8

7

3

6

9

4

2

5

10

8

2

5

Хгр

6,1

2

5,4

Информация о работе Эмпирическое исследование мышления у детей старшего дошкольного возраста