Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг. Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.

Файлы: 1 файл

Методическая разработка безопасность.docx

— 155.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Методическая разработка

раздела основной общеобразовательной  программы ДОУ

 

 

 

 

 

Образовательная область «Безопасность»

 

 «Формирование основ безопасности жизнедеятельности              детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

                                                         

                                                                Выполнила воспитатель

                                                                          МБДОУ «Детский сад №101»

                                                                         Шлюндина Н.К.

 

 

 

 

 

 

 

Дзержинск 2013год

 

1.Пояснительная  записка

 Образовательная программа ДОУ является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Содержание образовательного процесса в ДОУ осуществляется комплексной «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

2.Актуальность

Обеспечение безопасности жизнедеятельности  является приоритетной задачей для  личности, общества, государства.  «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг. Одним из направлений формирования  здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.  В этой связи  формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ. 

Усвоение социальной действительности ребёнком - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит  жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и  нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.  

В период дошкольного детства  происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума  и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования  основ безопасного поведения.

Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травма безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности  формула  есть: 
Надо  видеть,  предвидеть, учесть. 
Но  возможно  -  всё  избежать, 
А где надо – на  помощь  позвать. 
Т.Г. Хромцов

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые  цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной  из образовательных областей является «Безопасность».

Вопросы привития навыков  основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в  научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой  и др.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях.

Необходимо выделить такие  правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так  как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует  подробно разъяснять детям, а затем  следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль  жизни, адекватное поведение в различных  ситуациях. Кроме того, дети могут  оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома.

Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании.

Содержание образовательной  области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ  безопасности собственной жизнедеятельности  и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего  мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

-развитие игровой деятельности детей;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

-формирование положительного отношения к себе;

-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», которая реализуется в нашем ДОУ предусматривает знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания, а также знакомства с правилами безопасного действия с предметами: ножницами, иглами (ручной труд, аппликация). В рамках ознакомления с природой предполагается знакомство детей с ядовитыми растениями и грибами. В старшем возрасте в разделе «Ознакомление с окружающим и развитие речи» от детей требуется знание своего домашнего адреса, фамилии, имени, отчества родителей.

В  своей практической  работе мы  взяли за основу программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», где дан материал, с помощью которого у детей появится потребность следовать  правилам поведения в экстремальных ситуациях

Авторы программы дифференцировали ее на шесть основных направлений:

  • Ребенок и другие люди.
  • Ребенок и природа.
  • Ребенок дома.
  • Здоровье ребенка.
  • Эмоциональное благополучие ребенка.
  • Ребенок на улицах города.

Задачи работы с детьми 5-6 лет.

-Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности:

- Знать о том, какую  опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем,  о последствиях пожаров.

-Активизировать знания о:

- сигналах светофора,  о правилах перехода улицы,  о правилах поведения в транспорте  и на  проезжей части.

- об опасностях при  контактах с животными.

- об осторожном поведении  при контактах с незнакомыми  людьми.

- о микробах и вирусах.

- о бытовых опасностях.

- о взаимосвязи и взаимодействии  в природе.

Задачи работы с детьми 6-7 лет.

- формирование у детей  знаний об осторожном обращении  с опасными предметами, легко  воспламеняющимися предметами, о  последствиях пожаров, о действиях  при возникновении пожара, об  опасностях в быту.

- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.

- о безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, о правилах дорожного движения.

- о бережном отношении  к природе, о правилах безопасного  поведения на природе,  о функциях  организма человека, о личной  гигиене, микробах и вирусах,  здоровье и болезнях.

- развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.

Таким образом, анализ внешней и внутренней ситуаций позволил выявить следующие противоречия между:

Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка  о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и использованием образовательных  программ обучения детей  основам безопасности жизнедеятельности в дошкольных учреждениях;

Потребностью современной  реальности в личностях, владеющих  правилами безопасного поведения, способных применять свои знания на практике и низким уровнем сформированности основ безопасности жизнедеятельности  у дошкольников.

Главной задачей  формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

Данная проблема позволила  определить цель.

Цель:

  • Формирование у детей  дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений  и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
  • Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
  • Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи.

  1. Освоение знаний по ОБЖ.
  2. Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.
  3. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
  4. Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.
  5. Расширять и систематизировать знания  о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  6. Формировать  знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте.
  7. Развивать основы экологической культуры  и становление бережного отношения к природе.
  8. Способствовать эмоциональному и благополучному развитию  ребенка- дошкольника.

Констатирующий  этап

Задачи:

1. Разработка критериев диагностики уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Первичный мониторинг детей по вопросам основ безопасности жизнедеятельности.

 3.Определение оптимальных  педагогических  условий формирования основ безопасности жизнедеятельности.

4. Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.

5.Отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установление последовательности его освоения.

6.Выявление уровня заинтересованности и компетентности родителей по вопросам формирования основ безопасности средствами анкетирования.

Педагогическая оценка уровня  усвоения знаний проводили на основании систематических и целенаправленных наблюдений за дошкольниками в ходе организованной образовательной деятельности, в ходе совместной и самостоятельной деятельности. (Критерии оценки приобретенных знаний детей 5 – 6 лет в приложении №2)

Количественный  анализ уровня сформированности знаний детей на констатирующем этапе (диаграмма №1)

Итак, мы получили следующие  результаты: Дети проявляют заинтересованность к вопросам, но знания детей отрывочны, часто дети не могли вспомнить правила пожарной безопасности, правила личной безопасности: не могли вспомнить свой адрес, фамилию имя отчество родителей и.т.д., имеют расплывчатое представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. К сожалению дети затруднялись ответить, чтобы они делали в неожиданных ситуациях. Но все хорошо усвоили, что не знакомым людям нельзя доверять ( у каждого ребенка было свое мнение).

На данном этапе определили качество знаний об основах безопасности. Для этого мы использовали  исследования И.Я. Лернера. (приложение №3)

Качественный  анализ результатов обследования уровня сформированности знаний детей на констатирующем этапе

(диаграмма №2)

Таким образом, анализ ответов показал, что в основном дети интересуются данной темой, но общие знания и представления детей об основах безопасного поведения схематичны и разрознены, что соответствуют среднему  уровню, а это говорит о недостаточном уровне знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности, и необходимости усиленной работы над пробелами в этой области знаний.

Проанализировав методическую литературу по данной теме, мы установили, что формирование знаний ОБЖ  у детей  дошкольного возраста возможно при соблюдении комплекса педагогических условий:  

1. Отбор доступного детям  содержания знаний и умений  безопасного поведения в быту  и установление последовательности  его освоения. 

2. Применение поэтапной  методики, обеспечивающей единство  формирования знаний и умений, как основы безопасного поведения  в быту, при активной позиции  ребенка. 

3. Осознание педагогами  и родителями необходимости целенаправленной  деятельности в данном направлении,  и ее осуществление в тесном  сотрудничестве.

Информация о работе Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста