Эмоциональные расстройства и клинические синдромы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:50, реферат

Описание работы

Понятие «эмоции» может употребляться в разных значениях. Чаще всего дается комплексное определение, в которое входят следующие нижеперечисленные составные части:
1) субъективные эмоциональные состояния (например, напряжение и внутреннее беспокойство при тревоге);
2) когнитивные оценки ситуаций (например, оценка ситуации как опасной и неподконтрольной);

Содержание работы

1. Классификация и диагностика…………………………………………….3
1.1.Понятие эмоций……………………………………………………….3
1.2.Классификация………………………………………………………..4
1.3.Диагностика……………………………………………………………6
2. Эмоциональные расстройства: этиология и анализ условий возникновения……………………………………………………………………7
2.1. Описание эмоциональных расстройств……………………………7
2.1.1. Тревога…………………………………………………………..7
2.1.2. Печаль……………………………………………………………8
2.1.3. Гнев и другие негативные эмоции…………………………….9
2.1.4. Радость и другие позитивные эмоции………………………..10
2.2.Условия возникновения и последствия эмоциональных расстройств………………………………………………………….………….10
2.2.1. Условия возникновения эмоциональных расстройств: общие аспекты………………………………………….………………………………10
2.2.2. Перцептивные и когнитивные условия возникновения эмоциональных расстройств…………………………………………………..13
2.2.3.Последствия эмоциональных расстройств………….……….20
3. Эмоциональные расстройства и клинические синдромы………………..23
3.1. Фобические расстройства………………………………………….23
3.2. Навязчивые расстройства………………………………………….24
3.3. Аффективные расстройства………………………………………..24
3.4. Шизофрения…………………………………………………………25
3.5. Соматические заболевания, обусловленные в том числе и психологическими факторами…………………………………………………26
Литература……………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Dlya_Yulki.docx

— 76.75 Кб (Скачать файл)

 

2.2.3. Последствия эмоциональных расстройств

 

Воздействие эмоций на соматические процессы. Эмоции оказывают влияние на нейрохимические и периферические физиологические процессы (такие, как, например, периферическая активация) и на экспрессивное поведение. Функцией такого влияния является, кроме прочего, приведение организма в состояние физиологической готовности для выполнения моторного поведения (особенно при тревоге и гневе) или для торможения такого поведения (при печали).

Воздействие эмоций на восприятие и когниции. Эмоции воздействуют на конгруэнтные эмоциям восприятие и когниции: они облегчают активацию структур памяти, которые им конгруэнтны. Так, например, депрессивная печаль способствует активации хранимых в памяти негативных самооценок и, напротив, затрудняет активацию позитивных оценок. Так как восприятие и когниции принимают активное участие в возникновении и поддержании эмоциональных расстройств, то очевидно, что эмоции через активацию соответствующего содержания памяти оказывают поддерживающее обратное воздействие на самих себя. Отчасти именно этим объясняется устойчивость эмоциональных расстройств.

Кроме того, эмоции дополнительно  задействуют и внимание (в особенности  это справедливо для его когнитивных  компонентов). Тем самым они уменьшают  емкость оперативной памяти и  вследствие этого оказывают негативное влияние на процессы мышления и решения  проблем, которые требуют такой  емкости, т. е. прежде всего затрудняются контролированные процессы мышления и постановка сложных задач. Это отчасти объясняет негативное влияние тревоги и депрессивной печали на умственную деятельность и сложное социальное поведение. Естественно, на такие эффекты могут наслаиваться эмоциональные эффекты, оказываемые на мотивацию выполнения какой-либо работы, так что общее влияние на деятельность зависит от ряда конкретных условий. В общем, интенсивная тревога и печаль обычно негативным образом сказываются на деятельности.

Воздействие эмоций на мотивацию и поведение. Эмоции принадлежат к важнейшим мотивирующим силам. Они придают ситуациям, поведению и его последствиям эмоциональную положительную или отрицательную значимость. Таким образом, они лежат в основе формирования желания действовать тем или иным образом и намерений.

Для формирования мотивации прежде всего важны эмоции, направленные в будущее. Как правило, тревога ведет к мотивации побега и избегания, гнев — к мотивации наступления, печаль — к снижению мотивации приближения, а радость, направленная в будущее (надежда, предвкушение радости), ведет к повышению мотивации приближения. Правда, такие эффекты могут быть очень сложными. Так, например, тревога, направленная на избегание неудачи, при одних ситуационных условиях может снизить мотивацию выполнения задания, но при других условиях, напротив, способна повысить мотивацию действий по выполнению задания с целью избежать неудачи. К этому следует добавить, что интенсивные и устойчивые негативные эмоции дают мотивацию к совладанию с эмоциями, так что, например, и печаль в качестве вторичного эффекта может привести к мотивации активного решения проблемы (иногда и в негативной форме, например в виде суицидального решения). Через свои мотивационные и поведенческие эффекты эмоции в конечном счете воздействуют и на окружающую индивида среду.

Совладание с  эмоциями. Итак, эмоции могут различными способами непосредственно влиять на другие психические и физические системы человека. Но при эмоциях, которые воспринимаются как нарушенные, воздействие эмоций может проявляться как намерение уменьшить возникшую эмоцию. Целенаправленно проводимые меры по редукции эмоций часто характеризуют как «совладание с эмоциями» (направленный на эмоции «копинг»). Эмоции можно редуцировать за счет изменения обстоятельств, их вызывающих, или за счет прямого влияния на эмоции. Поэтому обычно проводят различия между формами совладания, ориентированными на проблему иориентированными на эмоции.

При обоих способах совладания с эмоциями речь может идти о когнитивных, поведенческих и соматических мероприятиях. Примером совладания, ориентированного на проблему, являются мероприятия  по изменению окружающей среды индивида, совершенствование навыков и  умений или поиск социальной поддержки, которая помогла бы решить проблему. Примером совладания, ориентированного на эмоции, может быть, например, мысленная переоценка ситуации, отвлечение внимания от угрожающих раздражителей, поиск социальной поддержки, которая помогла бы справиться с эмоциями (например, поиск утешения), релаксация, а также прием лекарств или психоактивных веществ. В этом смысле для ориентированного на эмоции совладания могут оказаться полезными и выше рассмотренные когнитивные защитные механизмы.

При сравнении этих возможных  воздействий с вышеупомянутыми  возможными условиями возникновения  эмоциональных расстройств обращает на себя внимание то, что условия  и воздействия эмоциональных  расстройств по большей части  принадлежат к одним и тем  же категориям. Действительно, можно предположить, что условия возникновения/воздействия, с одной стороны, и эмоции, с другой, взаимно влияют друг на друга, т. е. эмоции, как правило, оказывают обратное воздействие на условия своего возникновения. Здесь с точки зрения теории систем речь идет об актуально-генетических процессах обратной связи. Такая обратная связь чаще всего позитивна, так как эмоции в основном оказывают поддерживающее воздействие на свои условия (это справедливо, например, как это было рассмотрено выше для когниций, с одной стороны, и эмоций, с другой). Следствием этого является то, что эмоции (прежде всего интенсивные), если они однажды уже были вызваны, начинают постоянно повторяться.

Обратная связь, способствующая поддержанию эмоций, рассматривается  как ядро таких эмоциональных  расстройств, которые проявляются  в виде долгое время поддерживаемых негативных эмоций (ниже это будет  рассмотрено для некоторых клинических  расстройств). Однако остается неясным  вопрос, как можно разорвать замкнутый  круг таких процессов. В нормальном состоянии это происходит в основном вследствие изменений внешней ситуации или на основе мотивации совладания с эмоциями. Но в клинических случаях  такие механизмы не работают, а  потому необходима интервенция.

 
 
 
Рис. 1. Условия возникновения и воздействия эмоциональных расстройств (упрощенная схема)

 

3.Эмоциональные расстройства и клинические синдромы

 

Эмоциональные расстройства находятся в центре многих психопатологических  синдромов, т. е. представляют собой  основные компоненты сложных расстройств. При этом в норме они не изолированы  от других компонентов, а пребывают  с ними во взаимообусловленном отношении: они оказывают влияние на другие симптомы и сами испытывают влияние  с их стороны. Ниже мы коротко рассмотрим значение эмоциональных расстройств для некоторых важных категорий клинических синдромов.

 

3.1. Фобические  расстройства

 

Фобические расстройства предполагают наличие устойчивого  страха перед определенными объектами  и соответствующее избегающее поведение. При этом необходимо признать, что  страх является причиной избегающего  поведения; страх по отношению к  какому-либо объекту (например, змеям) или каким-либо ситуациям (например, экзаменам) ведет к мотивации  избегать этих объектов или возникающих  ситуаций. Но избегающее поведение, со своей стороны, оказывает обратное подкрепляющее воздействие на соответствующее чувство страха; так как конфронтация с опасной ситуацией избегается, то вряд ли есть шанс устранить продуцирующие страх ожидания и значимость. Этот порочный круг можно разорвать с помощью терапии, направленной на приобретение реалистичного опыта взаимоотношений с объектом, вызывающим страх, и на устранение негативных ожиданий и значимости.

 

3.2. Навязчивые  расстройства

 

Навязчивые расстройства не обязательно, но могут сопровождаться чрезмерной тревогой и печалью. При  этом роль тревоги и печали, по-видимому, состоит прежде всего в следующем.

А) Навязчивое поведение (например, мытье рук по сотне раз за день) может субъективно являться способом избежать события, перед которым испытывается страх (в данном случае страх заразиться). К тому же такое поведение служит как цели избегания соответствующих событий, так и редукции переживаемого страха (при навязчивом поведении, обусловленном страхом, возникают очевидные параллели между навязчивыми расстройствами и фобиями). Основой таких случаев могут служить неадекватные реальности ожидания события, значимость события и убеждение в эффективности избегающего поведения.

Б) При чрезмерной печали, напротив, предполагается, что она  является прежде всего следствием навязчивых мыслей и действий: если такие мысли и действия так сильно захватывают человека, что нарушают всю его повседневную жизнь, то в качестве вторичного эффекта они способны привести к потере позитивных жизненных событий (подкрепляющих стимулов), которая приводит человека в состояние печали.

 

3.3. Аффективные  расстройства

 

Тоска является ведущим симптомом депрессии. При этом депрессивная тоска зачастую переживается как нечто качественно отличное от обычной тоски. Могут возникнуть и другие негативные эмоции (тревога, гнев, чувство вины), а также недостаток позитивных эмоций. С точки зрения когнитивной психологии эмоций депрессивные эмоции могут стоять прежде всего в следующих функциональных взаимосвязях.

А. Негативные когнитивные  оценки прошлых, настоящих и будущих  событий приводят в состояние  тоски, которая, в свою очередь, исходя из психологии памяти (см. выше) благоприятствует негативным когнициям. Таким образом, когниции и тоска каузально переплетены друг с другом. Эмпирические исследования установили, что клинически диагностируемая депрессия часто сопровождается негативными когнициями, хотя фундаментальные взаимосвязи условий возникновения еще до сих пор и не ясны.

Б. Недостаток позитивных эмоций, которые обычно связаны эмоционально поощряющим образом с определенными  действиями и их следствиями, предполагает отсутствие позитивной значимости ситуации и действий. А утрата значимости приводит к редукции мотивации. Дополнительные ограничения действий могут вызвать  негативные события (например, потерю работы) и отсутствие позитивных событий, что снова вызывает негативные эмоции и уменьшает позитивные.

 

3.4. Шизофрения

 

При шизофрении, в отличие  от других клинических расстройств, общая эмоциональная симптоматика неоднородна. Чаще всего наблюдаются  три следующих аспекта.

A. Недостаток как позитивных, так и негативных эмоций, т. е. в целом имеет место «уплощенная» эмоциональная жизнь (например, при «дезорганизованном типе» шизофрении).

Б. Интенсивные, неожиданно возникающие и часто сменяющие  друг друга эмоции, причем по обычным  представлениям они не адекватны  ситуации (например, смеются, когда  умер член семьи, и т. п.). В обоих  случаях эмоции по большей части  не адекватны реальности (это справедливо  также и для дефицитарных эмоций, так как больной шизофренией  первой из вышеназванных категорий  зачастую эмоционально не реагирует  на важнейшие события, происходящие в его окружении). К тому же в  обоих случаях наличие или  отсутствие эмоций связано с оценками существующей ситуации или другими  когнициями неадекватно. Объяснения эмоций с точки зрения психоанализа, теории поведения и когнитивных теорий всегда предполагают наличие хотя бы минимальной когерентности жизненных  ситуаций и когниций, с одной стороны, и эмоций, с другой.

Поэтому они не в состоянии  объяснить оба этих типа эмоциональных  расстройств при шизофрении. Впрочем, для вышеназванной категории справедливо то, что недостаток эмоций здесь вносит значительный вклад в недостаток мотивации и действий.

B. Несколько иначе дело  обстоит при параноидной шизофрении. Она зачастую характеризуется  манией преследования и ревности, которые вызывают тревогу и/или гнев, а то и ярость; мания преследования включает когниции опасного повреждения со стороны преследователя (то же самое относится и к ревности). Такие когниции вызывают, в зависимости от превалирования тех или иных оценок возможности справиться с ситуацией, или страх перед преследованием, или гнев и ярость по отношению к преследователю. Следствием таких эмоций может быть соответственно возникновение мотивации к избеганию или сопротивлению, которая может привести к определенной системе действий, а они, в свою очередь, могут омрачить всю жизнь человека.

 

3.5. Соматические  заболевания, обусловленные в том числе и психологическими факторами

 

Одной из причин возникновения  различных соматических заболеваний  могут быть психические факторы (ср. с понятием психосоматических расстройств). Важной группой таких факторов являются негативные эмоции; при некоторых заболеваниях они играют основную роль. Сейчас уже известно, какие механизмы ответственны за то, что эмоции вызывают соматические расстройства. Три важных механизма могут заключаться в том, что эмоции оказывают влияние 1) на иммунную систему, 2) на гормональный баланс и 3) на периферическую физиологическую активацию (например, частоту сердцебиений и артериальное давление). Роль играют, кажется, прежде всего следующие эмоции.

A. Важными для возникновения язвы (язвы желудка или двенадцатиперстной кишки) помимо инфекций, очевидно, являются эмоции, возникающие в недостаточно контролируемых ситуациях: тревога и чувство беспомощности и перегрузки.

Б. Гнев, ориентированный  на преодоление возникшей проблемы, напротив, кажется основной причиной возникновения эссенциальной гипертонии (повышенного кровяного давления) и в связи с этим стенокардии и инфаркта миокарда. Гнев и враждебность относятся к тем компонентам личности «типа А», в которых заключено четкое различие между лицами, имеющими и не имеющими сердечно-сосудистые заболевания.

B. Для других расстройств  (таких, как астма, кожные заболевания  и т. п.), напротив, менее ясно, какие  эмоции являются причинами их  возникновения.

 

 

Литература

 

  1. Abramson, L. Y., Metalsky, G. I. & Alloy, L. B. (1989). Hopelessness depression: A theory-based subtype of depression. Psychological Review, 96, 358-372. 
     
    2. Abramson, L. Y., Seligman, M. E. P. & Teasdale, J. D. (1978). Learned helplessness in humans: Critique and reformulation. Journal of Abnormal Psychology, 87, 49-74. 
     
    3. Arieti, S. (1979). New views on the psychodynamics of phobias. American Journal of Psychotherapy, 33, 82-95. 
     
    4. Asendorpf, J. (1989). Shyness as a common final pathway for two different kinds of inhibition. Journal of Personality and Social Psychology, 57, 481-492. 
     
    5. Bandura, A. (1986). Social foundations of thougt and action. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 
     
    6. Baumeister, R. F., Smart, L. & Boden, J. M. (1996). Relation of threatened egotism to violence and aggression: The dark side of high self-esteem. ^ Psychological Review, 103, 5-33. 
     
    7. Beck, A. T. (1967). Depression. New York: Harper & Row. 
     
    8. Beck, A. T. & Clark, D. A. (1991). Anxiety and depression: An information processing perspective. In R. Schwarzer & R. A. Wicklund (Eds.), Anxiety and self-focused attention (pp. 41-54). New York: Harwood. 
     
    9. Cane, D. B., Olinger, L J., Gotlib, I. H. & Kuiper, N. A. (1986). Factor structure of the Dysfunctional Attitude Scale in a student population. ^ Journal of Clinical Psychology, 42, 307-309. 
     
    10. Crocker, J., Alloy, L. B. & Kayne, N. T. (1988). Attributional style, depression, and perception of consensus for events. Journal of Personality and Social Psychology, 54, 840-846. 
     
    11. Davis, P. J. & Schwartz, G. E. (1987). Repression and the inaccessibility of affective memories. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 155-162. 
     
    12. Dent, J. & Teasdale, J. D. (1988). Negative cognition and the persistence of depression. Journal of Abnormal Psychology, 97, 29-34. 
     
    13. Dobson, K. S. & Shaw, B. F. (1986). Cognitive assessment with major depressive disorders. Cognitive Therapy and Research, 10, 13-29. 
     
    14. Ellis, H. C. & Ashbrook, P. W. (1988). Resource allocation model of the effect of depressed mood states on memory. In K. Fiedler & J. Forgas (Eds.), Affect, cognition, and social behavior (pp. 25-43). Toronto: Hogrefe. 
     
    15. Erdelyi, H. (1985). Psychoanalysis: Freud's cognitive psychology. New York: Freeman. 
     
    16. Foa, E. B. & Kozak, M. J. (1986). Emotional processing of fear: Exposure to corrective Information. ^ Psychological Bulletin, 99, 20-35. 
     
    17. Freud, S. (1909). Analyse der Phobie eines fünfjährigen Knaben. (Gesammelte Werke Bd. 7, 1940-1942). London: Imago. 
     
    18. Freud, S. (1926). Hemmung, Symptom und Angst. (Gesammelte Werke Bd. 14, 1940-1942). London: Imago. 
     
    19. Fulker, D. W. (1981). The genetic and environmental architecture of psychoticism, extraversion, and neuroticism. In H. J. Eysenck (Ed.), A model for personality (pp. 88-122). Berlin: Springer. 
     
    20. Hedlund, S. & Rude, S. S. (1995). Evidence of latent depressive schemas in formerly depressed individuals. Journal of Abnormal Psychology, 104,517-525. 
     
    21. Higgins, E. T., Bond, R. N., Klein, R. & Straumann, T. (1986). Self-discrepancy and emotional vulnerability: How magnitude, accessibility, and type of discrepancy infuence affect. Journal of Personality and Social Psychology, 51, 5-15. 
     
    22. Higgins, E. T., Klein, R. & Straumann, T. (1985). Self-concept discrepancy theory: A psychological model for distinguishing among different aspects of depression and anxiety. Social Cognition, 3, 51-76. 
     
    23. Higgins, E. T., Roney, C. J. R., Crowe, E. & Hymes, C. (1994). Ideal versus ought predilections for approach and avoidance distinct self-regulatory systems. Journal of Personality and Social Psychology, 66, 276-286. 
     
    24. Hodapp, V. & Schwenkmezger, P. (Hrsg.). (1993). Ärger und Ärgerausdruck. Bern: Huber. 
     
    25. Hollon, S. D. & Kendali, P. C. (1980). Cognitive self-statements in depression: 26. Development of an automatic thoughts questionnaire. Cognitive Therapy and Research, 4, 383-395. 
     
    27. Jacobs, W. J. & Nadel, L. (1985). Stress-induced recovery of fears and phobias. Psychological Review, 92, 512-531. 
     
    28. Johnson, M. H. & Magaro, P. A. (1987). Effects of mood and severity on memory processes in depression and mania. Psychological Bulletin, 101, 22-40. 
     
    29. Krampen, G. (1988). Competence and control orientations as predictors of test anxiety in students: Longitudinal results. Anxiety Research, 1, 185-197. 
     
    30. Krohne, H. W. (1996). Angst und Angstbewältigung. Stuttgart: Kohlhammer. 
     
    31. Krohne, H. W. & Rogner, J. (1982). Repression-sensitization as a central construct in coping research. In H. W. Krohne & L. Laux (Eds.), ^ Achievement, stress and anxiety (S. 167-193). Washington: Hemisphere. 
     
    32. Lazarus, R. S. (1966). Psychological stress and the coping process. New York: McGraw-Hill. 
     
    33. Lazarus, R. S. (1982). Thoughts on the relation between emotion and cognition. Amencan Psychologist, 37, 1019-1024. 
     
    34. Lazarus, R. S. (1991a). Emotion and adaptation. New York: Oxford University Press. 
     
    35. Lazarus, R. S. (1991b). Cognition and motivation in emotion. American Psychologist, 46, 352-367. 
     
    36. LeDoux, J. E. (1995). Emotion: Clues from the brain. Annual Review of Psychology, 46, 209-235. 
     
    37. Lewinsohn, P. H. (1974). A behavioral approach to depression. In R. J. Friedmann & M. M. Katz (Eds.), The psychology of depression: Contemporary theory and research (pp. 157-186). Washington, DC: Winston. 
     
    38. Matthews, K. A. (1988). Coronary hart disease and type A behaviors. Psychological Bulletin, 104, 373-380. 
     
    39. McNally, R. J. (1987). Preparedness and phobias: A review. Psychological Bulletin, 101, 283-303. 
     
    40. Metalsky, G. I., Joiner, T. E., Hardin, T. S. & Abramson, L. Y. (1993). Depressive reactions to failure in a naturalistic setting: A test of the hopelessness and self-esteem theories of depression. Journal of Abnormal Psychology, 102, 101-109. 
     
    41. Morris, W. N. & Reilly, N. P. (1987). Toward the self-regulation of mood: Theory and research. Motivation and Emotion, 11, 215-249. 
     
    42. Pekrun, R. (1988). Emotion, Motivation und Persönlichkeit. München: Psychologie Verlags Union. 
     
    43. Pekrun, R. (1992a). Expectancy-value theory of anxiety: Overview and implications. In D. G. Forgays, T. Sosnowski & K. Wrzewsniewski (Eds.), ^ Anxiety: Recent trends in self-appraisal, psychophysiological and health research (pp. 23-41). Washington, DC: Hemisphere. 
     
    44. Pekrun, R. (1992b). The impact of emotions on learning and achievement: Towards a theory of cognitive/motivational mediators. Applied Psychology: An International Review, 41, 359-376. 
     
    45. Reisenzein, R. (1983). The Schachter theory of emotion: Two decades later. Psychological Bulletin, 94, 239-264. 
     
    46. Robins, C. J. (1988). Attributions and depression: Why is the literature so inconsistent? Journal of Personality and Social Psychology, 54, 880-889. 
     
    47. Sarason, I. G. (Ed.). (1980). Test anxiety. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 
     
    48. Scherer, K. R., Wallbott, H. G. & Summerfield, A. B. (1986). Experiencing emotion: A cross-cultural study. Cambridge: Cambridge University Press. 
     
    49. Singer, J. (1978). Fantasie und Tagtraum. München: Pfeiffer. 
     
    50. Weiner, B. (1985). An attributional theory of achievement motivation and emotion. ^ Psychological Review, 92, 548-573. 
     
    51. Weisse, C. S. (1992). Depression and immunocompetence: A review of the literature. Psychological Bulletin, 111, 475-489. 
     
    52. Wenzlaff, R. M. (1993). The mental control of depression: Psychological obstacles to emotional wellbeing. In D. M. Wegner & J. W. Pennebaker (Eds.), Handbook of mental control (pp. 239-257). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. 
     

Информация о работе Эмоциональные расстройства и клинические синдромы