Эмоциональные расстройства и клинические синдромы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:50, реферат

Описание работы

Понятие «эмоции» может употребляться в разных значениях. Чаще всего дается комплексное определение, в которое входят следующие нижеперечисленные составные части:
1) субъективные эмоциональные состояния (например, напряжение и внутреннее беспокойство при тревоге);
2) когнитивные оценки ситуаций (например, оценка ситуации как опасной и неподконтрольной);

Содержание работы

1. Классификация и диагностика…………………………………………….3
1.1.Понятие эмоций……………………………………………………….3
1.2.Классификация………………………………………………………..4
1.3.Диагностика……………………………………………………………6
2. Эмоциональные расстройства: этиология и анализ условий возникновения……………………………………………………………………7
2.1. Описание эмоциональных расстройств……………………………7
2.1.1. Тревога…………………………………………………………..7
2.1.2. Печаль……………………………………………………………8
2.1.3. Гнев и другие негативные эмоции…………………………….9
2.1.4. Радость и другие позитивные эмоции………………………..10
2.2.Условия возникновения и последствия эмоциональных расстройств………………………………………………………….………….10
2.2.1. Условия возникновения эмоциональных расстройств: общие аспекты………………………………………….………………………………10
2.2.2. Перцептивные и когнитивные условия возникновения эмоциональных расстройств…………………………………………………..13
2.2.3.Последствия эмоциональных расстройств………….……….20
3. Эмоциональные расстройства и клинические синдромы………………..23
3.1. Фобические расстройства………………………………………….23
3.2. Навязчивые расстройства………………………………………….24
3.3. Аффективные расстройства………………………………………..24
3.4. Шизофрения…………………………………………………………25
3.5. Соматические заболевания, обусловленные в том числе и психологическими факторами…………………………………………………26
Литература……………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Dlya_Yulki.docx

— 76.75 Кб (Скачать файл)

 

2.1.2.Печаль

 

Аффективные компоненты печали известны каждому из собственного опыта, хотя не все могут описать их словами. Телесно-перцептивные компоненты часто  переживаются менее интенсивно, чем  это имеет место при таких  активизирующих эмоциях, как страх  и ярость. Из типичных примеров можно  назвать следующие: физическое беспокойство или вялость; чувство, как будто  ком застрял в горле; слезы (или  чувство, что необходимо поплакать). Когнитивные компоненты могут быть следующими:

а) мысли о происшедших  негативных событиях (например, об утрате любимого человека);

б) мысли о текущем негативном положении вещей (особенно о негативных особенностях своей личности и своей  жизненной ситуации);

в) мысли о вероятных (с  точки зрения самого субъекта) будущих  негативных событиях.

В клиническом смысле печаль представляет собой проблему только в том случае, если она является устойчивой и не адекватной реальности. Оценка печали как неадекватной или адекватной реальности часто зависит от культурных традиций. Так, в нашем обществе принято оценивать интенсивные проявления печали при потере близкого родственника как вполне уместные, если они продолжаются несколько недель или месяцев, и воспринимаются как неадекватные, если затягиваются на десятилетия. Устойчивая, интенсивная и не адекватная реальности печаль является основным симптомом депрессии.

 

2.1.3.Гнев и другие негативные эмоции

 

Тревога, печаль и гнев (или  крайняя его форма — «ярость») рассматриваются как «три великие» негативные эмоции человека, доминирующие в теневой стороне эмоциональной  жизни. Но если тревога и печаль часто  встречаются в клинической литературе, то зачастую такие термины, как «гнев» и «ярость», в клинических учебниках  искать бесполезно. Это недостаточное  внимание связано с тем, что гнев, в отличие от тревоги и печали, является эмоцией, ориентированной  на преодоление, и переживается чаще всего при возникновении препятствия  своим действиям, которое, как человек  чувствует, ему вполне по плечу. В  соответствии с этим гнев и ярость рассматриваются как чувства, которые, несмотря на их негативное содержание, не представляют собой проблему, так  как они — иначе, чем тревога  и печаль, — часто вполне способны воплотиться в целенаправленные действия. Последствия этих эмоций иногда оказываются неблагоприятными для индивида (например, коронарные заболевания), но все же чаще страдает социальное окружение (подчиненные, более  слабые члены семьи и т. п.), не обладающее возможностью обратиться к  клинической диагностике и интервенции.

В норме гнев является быстропроходящей эмоцией. Он становится проблемой только тогда, когда возникает часто  и достаточно интенсивно (приступы «вспыльчивости»), а также тогда, когда он — чаще всего в ослабленном  виде — стабилизируется в течение  достаточно продолжительного отрезка  времени (например, в качестве компонента депрессии).

Наконец, клиническую роль играют и другие негативные эмоции. Речь идет о стыде и чувстве вины. Достаточно мучительное и устойчивое и одновременно неадекватное (по обычным оценкам) чувство вины возникает в качестве компонента депрессии.

Следует обратить внимание на то, что проблема возникает не только при избытке, но и при сильном  недостатке негативных эмоций или при  последствиях такого недостатка. Это имеет место, например, в том случае, когда у индивида отсутствует чувство страха перед объективно опасными ситуациями (особенно во время маниакального состояния) или когда он не способен переживать чувство стыда или вины, которые в норме выполняют важную функцию контроля над поведением (например, при антисоциальных личностных и поведенческих расстройствах).

 

2.1.4.Радость и другие позитивные эмоции

 

Радость рассматривается  как основная позитивная первичная  эмоция человека. Многие другие позитивные эмоции могут считаться когнитивными разновидностями радости (так, гордость — это радость, но только по поводу, например, хорошо выполненного дела; чувство  благодарности — тоже радость, но специфическим образом направленная на другого индивида; и т. д.). Чрезмерная радость («эйфория») может стать  проблемой, если она не адекватна  реальности и возникает в потенциально опасных ситуациях, что может  привести к неадекватному поведению. Это типично для маний. Впрочем, расстройства в сфере позитивных эмоций скорее заключаются в недостатке таких эмоций, т. е. когда они возникают  крайне редко, не интенсивны и очень  непродолжительны. Это встречается прежде всего при депрессивных состояниях.

 

2.2.Условия возникновения и последствия эмоциональных расстройств

 

2.2.1.Условия возникновения эмоциональных расстройств: общие аспекты

 

Расстройства эмоциональной  сферы могут возникать по многим причинам, которые можно объединить в три группы условий возникновения: ситуационные условия, личностно обусловленные  условия и внутренние пусковые процессы.

Ситуационные  условия.

Проксимальные ситуационные условия. Человеческие эмоции могут вызываться внешними, ситуативными событиями или событиями внутреннего характера (например, мыслями и фантазиями). Соответствующие жизненные ситуации, как правило, определяют большую часть потока сознания индивида, т. е. его внутренние, мысленные события. Поскольку они воспринимаются и интерпретируются, ситуационные факторы при проявлении и поддержании эмоциональных расстройств играют основную роль. Эти явления прежде всего анализируются бихевиористскими теориями эмоций и — в последнее время — исследованиями стрессов и жизненных событий.

Дистальные ситуационные условия — это те внешние условия, которые оказывают влияние на внешние жизненные ситуации и тем самым (косвенно) на сферу эмоций. К ним причисляют эпохальные, культурные, общественные, экономические и политические общие условия индивидуальных жизненных ситуаций.

Личностно обусловленные  условия.

Со стороны самого индивида решающими для возникновения  и поддержания эмоциональных  расстройств являются индивидуальные структуры. Такие структуры вместе с ситуационными условиями лежат  в основе возникновения эмоций. Поэтому  они зачастую рассматриваются как диспозиции к эмоциональным процессам. В содержательном аспекте аналогично тому, как и в других областях, речь идет о двух типах индивидуальных структур.

Телесные структуры, являющиеся решающими для эмоциональных расстройств, с одной стороны, заключены в связанных с эмоциями, индивидуальных и других фенотипических анатомических структурах. Кроме того, важна еще и лимбическая система, а также все органы, на которых базируется центральная и периферическая активация и нейрогормональный обмен веществ. Нейропсихологические исследования доказывают, что при этом основную роль играет прежде всего миндалевидное ядро. С другой стороны, речь идет о релевантных для эмоций составных частях генетического аппарата. Относительно интериндивидуальных различий в частоте и интенсивности негативных первичных эмоций (прежде всего тревоги, печали и гнева) сегодня известно, что они в определенной степени восходят к генетическим индивидуальным различиям.

Когнитивные структуры состоят из содержаний памяти индивида. Они лежат в основе интерпретации ситуационных событий и текущего потока сознания. На некоторых из таких структур мы ниже остановимся более подробно.

Эмоциональные расстройства зачастую теснее связаны с основными  личностными условиями, чем с  внешними ситуациями: ситуаций можно  избежать или изменить их; тело и  содержание памяти индивида остаются неизменными. Поскольку все начинается не с объективно негативных ситуационных условий (как, например, безработицы, бедности и т. п.), то терапевтические мероприятия должны быть направлены в первую очередь на изменение ответственных за соответствующие расстройства личностных структур.

Внутренние пусковые процессы и поведение.

Ситуационные события  могут действовать на эмоции, только будучи воспринятыми, и содержание памяти или другие структуры личности тогда имеют влияние, когда они  активированы. Таким образом, в качестве прямых каузальных условий возникновения  эмоций рассматриваются внутренние процессы, непосредственно лежащие  в основе формирования эмоций.

Соматические  процессы. Эмоции тесно связаны с нейрогормональным состоянием. Правда, до сих пор не ясно, рассматривать ли, и если да, то при каких условиях, процессы обмена веществ в головном мозге как пусковые факторы, условия, модулирующие факторы или как последствия эмоций. Напротив, относительно периферических физиологических процессов (особенно периферической активации) и двигательных процессов выражения эмоций с помощью мимики и движений тела можно предположить, что они скорее являются следствием, а не пусковым фактором.

Восприятие и  когниции. Когнитивные процессы в настоящее время рассматриваются как основные при возникновении эмоций и их расстройств. Поэтому необходимо особенно подробно остановиться на перцептивных и когнитивных условиях.

Другие эмоции. Предшествующее настроение выполняет модулирующую функцию при возникновении актуальных эмоций. Так, обращает на себя внимание тот факт, что позитивные эмоции, с одной стороны, и негативные эмоции, с другой, в норме не способны «уживаться» друг с другом. Из этого следует, что если человек находится в позитивном настроении и расслаблен, то это препятствует возникновению тревоги или гнева.

Мотивация и поведение. Мотивация может сопровождаться надеждой достичь некоторой цели и опасением не добиться желаемого. Поэтому конфликт между различными мотивационными тенденциями зачастую связан с эмоциональными конфликтами (конфликтами между опасениями и надеждой). Поведение может напрямую вызывать эмоции, которые связаны с соответствующей деятельностью (так, например, физическая деятельность может вызвать как отвращение, так и удовольствие). Более того, поведение и его последствия могут повлечь за собой эмоции, если они оцениваются субъективно.

При этом дисфункциональная  мотивация (например, недостаток мотивации) и дисфункциональное поведение  могут вызвать негативные поведенческие последствия (например, неудачный исход дела) или отсутствие позитивных последствий (например, дефицит социального признания). В первом случае возникают негативные эмоции, во втором — отсутствие эмоций позитивных.

Роль поведения и его  последствий при возникновении  эмоциональных расстройств подчеркивается в теории депрессии Левинсона, основанной на отсутствии подкрепления. В этой теории постулируется, что психически обусловленная депрессия объясняется  в первую очередь недостатком  подкрепления, т. е. позитивных жизненных  событий. При этом недостаток подкрепления рассматривается как следствие  поведенческих дефицитов.

 

2.2.2. Перцептивные и когнитивные условия возникновения эмоциональных расстройств

 

Было введено разделение на две группы перцептивно-когнитивных условий возникновения эмоций: индивидуальные когнитивные структуры (содержания памяти) и текущие перцептивные и когнитивные процессы. Сферы структур и процессов должны быть отнесены в зависимости от обстоятельств к одной из этих категорий (или к обеим). При этом речь идет о а) процессах восприятия, б) процессах когнитивной переработки информации, в) Я-концепции, г) уже существующей и актуальной каузальной атрибуции, д) уже существующих и актуальных ожиданиях и значимости и е) защитных механизмах и вытесненных содержаниях памяти.

Существующие когнитивные  структуры необходимо рассматривать  как диспозиции, которые могут  быть активированы текущими ситуативными стрессорами. Поскольку самого эмоционального расстройства еще нет, то в таком  случае речь идет прежде всего о факторах индивидуальной эмоциональной уязвимости. За последние двадцать лет сформировались теоретические концепции, подчеркивающие взаимодействие когнитивных структур и ситуативных стрессоров при возникновении эмоциональных расстройств.

Процессы восприятия.

В когнитивных теориях  эмоций часто утверждается, что эмоции вызываются не восприятием ситуации непосредственно, а что сначала  должна произойти когнитивная оценка соответствующего положения вещей. Вразрез с этим положением необходимо признать достаточно важную роль, которую  в действительности играют три нерефлективные формы возникновения эмоций, управляемые  непосредственно восприятием:

А. Врожденное возникновение эмоций, управляемое восприятием. Врожденные формы образования эмоций важны прежде всего в ранние периоды жизни. При этом определенные стимулы генетически связаны с определенными первичными эмоциями (например, страх при восприятии глубины). Но генетически обусловленные элементы могут также играть свою роль и при возникновении сложных эмоций в более позднем возрасте. Это справедливо, например, для предположительно генетически определяемой «готовности» людей к фобиям относительно определенных классов объектов (пауков, змей и т. п.), но на другие объекты (например, кроликов) не распространяемой. Специфическим примером является также индивидуальная подверженность спонтанному (нерефлективному, непосредственно управляемому восприятием) страху перед чужими людьми, который ведет к социальной тревоге и робости.

Б. Управляемое восприятием возникновение эмоций на основе раннего обусловливания. На раннем этапе развития эмоциональной сферы большую роль играют процессы обусловливания, которые передаются недекларативными когнициями и не подлежат сознательному воспоминанию. Такое обусловливание имело своим следствием то, что восприятие определенных стимулов непосредственно вызывало эмоции, причем это могло закрепиться на всю жизнь (до тех пор, пока не начинали действовать эффективные механизмы торможения). Из нейропсихологически обоснованных гипотез «невозможности вспоминания» соответствующих ранних эмоциональных содержаний памяти (например, травматического опыта в раннем детстве) следует, что терапевтические стратегии, направленные на раскрытие воспоминаний, при модификации такого возникновения эмоций, вероятно, малоперспективны. Целью терапии должно быть, таким образом, содействие приобретению механизмов, которые могли бы тормозить такого рода возникновение эмоций.

Информация о работе Эмоциональные расстройства и клинические синдромы