Эмоциональные расстройства и клинические синдромы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:50, реферат

Описание работы

Понятие «эмоции» может употребляться в разных значениях. Чаще всего дается комплексное определение, в которое входят следующие нижеперечисленные составные части:
1) субъективные эмоциональные состояния (например, напряжение и внутреннее беспокойство при тревоге);
2) когнитивные оценки ситуаций (например, оценка ситуации как опасной и неподконтрольной);

Содержание работы

1. Классификация и диагностика…………………………………………….3
1.1.Понятие эмоций……………………………………………………….3
1.2.Классификация………………………………………………………..4
1.3.Диагностика……………………………………………………………6
2. Эмоциональные расстройства: этиология и анализ условий возникновения……………………………………………………………………7
2.1. Описание эмоциональных расстройств……………………………7
2.1.1. Тревога…………………………………………………………..7
2.1.2. Печаль……………………………………………………………8
2.1.3. Гнев и другие негативные эмоции…………………………….9
2.1.4. Радость и другие позитивные эмоции………………………..10
2.2.Условия возникновения и последствия эмоциональных расстройств………………………………………………………….………….10
2.2.1. Условия возникновения эмоциональных расстройств: общие аспекты………………………………………….………………………………10
2.2.2. Перцептивные и когнитивные условия возникновения эмоциональных расстройств…………………………………………………..13
2.2.3.Последствия эмоциональных расстройств………….……….20
3. Эмоциональные расстройства и клинические синдромы………………..23
3.1. Фобические расстройства………………………………………….23
3.2. Навязчивые расстройства………………………………………….24
3.3. Аффективные расстройства………………………………………..24
3.4. Шизофрения…………………………………………………………25
3.5. Соматические заболевания, обусловленные в том числе и психологическими факторами…………………………………………………26
Литература……………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Dlya_Yulki.docx

— 76.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Классификация и диагностика…………………………………………….3

1.1.Понятие эмоций……………………………………………………….3

1.2.Классификация………………………………………………………..4

1.3.Диагностика……………………………………………………………6

2. Эмоциональные расстройства: этиология и анализ условий  возникновения……………………………………………………………………7

          2.1. Описание эмоциональных расстройств……………………………7

              2.1.1. Тревога…………………………………………………………..7

              2.1.2. Печаль……………………………………………………………8

              2.1.3. Гнев и другие негативные эмоции…………………………….9

              2.1.4. Радость и другие позитивные  эмоции………………………..10

            2.2.Условия возникновения и последствия эмоциональных расстройств………………………………………………………….………….10

                  2.2.1. Условия возникновения эмоциональных расстройств: общие аспекты………………………………………….………………………………10

              2.2.2. Перцептивные и когнитивные  условия возникновения эмоциональных  расстройств…………………………………………………..13

                 2.2.3.Последствия эмоциональных расстройств………….……….20

3.  Эмоциональные расстройства и клинические синдромы………………..23

          3.1. Фобические расстройства………………………………………….23

          3.2. Навязчивые расстройства………………………………………….24

          3.3. Аффективные расстройства………………………………………..24

          3.4. Шизофрения…………………………………………………………25

          3.5. Соматические заболевания, обусловленные в том числе и психологическими факторами…………………………………………………26

Литература……………………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классификация и диагностика (Райнхард Пекрун) 

1.1. Понятие эмоций

 
         Понятие «эмоции» может употребляться в разных значениях. Чаще всего дается комплексное определение, в которое входят следующие нижеперечисленные составные части:

1) субъективные эмоциональные  состояния (например, напряжение  и внутреннее беспокойство при  тревоге);

2) когнитивные оценки  ситуаций (например, оценка ситуации  как опасной и неподконтрольной);

3) физиологические изменения  (например, учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение);

4) мотивационные тенденции  (например, желание бежать от этой  ситуации);

5) экспрессивное поведение  (например, испуганное выражение  лица);

6) инструментальное поведение  (например, бегство). При этом, как  правило, остается неясным, какие  (и сколько) компоненты из перечисленных — кстати, эмпирически не во всем согласующиеся друг с другом — должны быть в наличии, чтобы можно было говорить об эмоциях. Это же определяет и существование проблемы разграничения с родственными феноменами (как, например, мотивацией).

Поэтому в последние годы предпочитают пользоваться узким понятием эмоций, которое делит эмоции на компоненты субъективного переживания, на такие, например, как а) аффективные  компоненты (эмоциональные переживания  в узком смысле); б) когнитивные  компоненты (например, обеспокоенность  своим состоянием при тревоге); в) телесно-перцептивные компоненты.

Первичные эмоции обычно дифференцируют, соотнося их со специфическими способами  экспрессивного поведения (радостью, печалью, тревогой, гневом, отвращением, стыдом, удивлением). Другие эмоции воспринимаются как смешение или как когнитивная дифференциация первичных эмоций (например, гордость как радость, содержащая когнитивные элементы внутренней каузальной атрибуции позитивного события).

 

 

 

1.2.Классификация

 

Различают:

а) эмоциональные расстройства как таковые (например, избыток депрессивных эмоций — печаль, тревога и гнев);

б) эмоциональные расстройства как компоненты сложных клинических  синдромов (например, глубокая печаль как компонент депрессии);

в) расстройства, зависимые  от эмоционального состояния, в других психических сферах (например, падение  работоспособности или сообразительности  как следствие хронического страха перед экзаменом).

Эмоциональные расстройства характеризуются тем, что содержание, частота возникновения, интенсивность  или продолжительность определенных эмоций с общественной, клинической  или субъективной точек зрения являются неадекватными (например, чрезмерно  частая, интенсивная и продолжительная  печаль, относящаяся к мнимым негативным признакам собственной личности и жизненной ситуации и субъективно  переживаемая как отклонение от нормы).  

Параметры эмоциональных  расстройств. Эмоциональные расстройства классифицируются, кроме прочего, по следующим параметрам, описывающим эмоции.

A. Содержание. С этой точки зрения среди содержаний переживания можно выделить отдельные эмоции (например, «первичные эмоции»: радость, печаль, тревога и т. п.). Кроме того, среди многообразия эмоций — особенно первичных — можно провести различия между когнитивно неспецифичными, не связанными с определенными обстоятельствами (объектами, ситуациями, действиями) эмоциями, с одной стороны, и когнитивно специфичными, направленными на определенные обстоятельства эмоциями, с другой стороны. Примером этого может послужить различение неспецифической панической атаки, с одной стороны, и тревогой, вызванной специфическим обстоятельством («фобия»), с другой.

Б. Частота возникновения, интенсивность и устойчивость. Эмоции могут возникать с различной частотностью, интенсивностью и продолжительностью (устойчивостью). Наряду с интенсивностью и устойчивостью большую роль играют также другие характеристики протекания расстройства (например, скорость нарастания интенсивности эмоции при внезапном приступе тревоги или гнева). Расстройства обычно характеризуются чрезмерной частотой возникновения, значительной интенсивностью и/или продолжительностью негативных эмоций и недостаточностью частоты возникновения, интенсивности или продолжительности положительных эмоций. Наряду с этим расстройства характеризуются еще и производными параметрами более высокого порядка. К ним прежде всего относится частота смены эмоциональных состояний (эмоциональная «лабильность», например в «смешанных эпизодах» согласно DSM-IV).

B. Осознанность и реалистичность. Эмоциональное состояние может зависеть от когнитивных процессов, которые могут быть в большей или меньшей степени дифференцированными и осознанными. Так, тревога может возникнуть вследствие длительного предэкзаменационного ожидания, в то время как в другом случае она наступает спонтанно. Наряду с этим эмоции — особенно их когнитивные компоненты — могут различаться по степени адекватности реальности. Как неадекватная реальности может быть рассмотрена, например, депрессивная печаль, сопровождающаяся негативной самооценкой, если эта самооценка выглядит с точки зрения общества как неоправданная. Высокая степень осознания при низкой реалистичности может обеспечить достаточно хорошие шансы для когнитивно ориентированных форм терапии эмоций.

Г. Эмоциональные расстройства как компоненты синдромов. В обычной клинической классификации эмоциональные расстройства появляются как в качестве самостоятельной категории, так и в качестве компонентов сложных синдромов. Расстройства, которые заключаются в избыточной тревоге (например, панические расстройства и фобии), обычно объединены в одну или несколько самостоятельных категорий (как это, например, сделано в DSM-IV).Эксцессивная печаль/тревога, напротив, представлена прежде всего как компонент депрессивных и биполярных расстройств (DSM-IV: аффективные расстройства). Депрессивные состояния включают: а) выраженные депрессивные эмоции (включая соответствующие когнитивные компоненты); б) мотивационные расстройства (безучастность, заторможенность) и в) соматические симптомы (бессонница, потеря аппетита и веса). Маниакальные эпизоды характеризуются, помимо прочего, а) преувеличенно эйфорическими эмоциями (или чрезмерным гневом и раздражительностью); б) мотивационными расстройствами в форме сверхмотивации, импульсивности и гиперактивности, а также в) сниженной потребностью во сне.

В существующих классификациях недостаточно систематично рассматриваются  чрезмерный гнев и дефициты в сфере  положительных эмоций.

 

 

1.3.Диагностика

 

Под эмоциями понимаются внутренние психические феномены. Вследствие этого  непосредственная диагностика эмоциональных расстройств  строится на сведениях, которые предоставляют сами клиенты. Предшествующие условия эмоциональных расстройств (жизненные условия, отношение к окружающей действительности, нейрогормональные нарушения), напротив, могут быть диагностированы и с помощью других методов.

A. Интервью. Основным источником информации является опрос или активное описание клиентов самих себя в форме клинического интервью. Для структурирования интервью и оценки его результатов были созданы рейтинговые шкалы, заполняемые интервьюером (применяется преимущественно для диагностирования тревоги и депрессивных эмоций).

Б. Опросники. Для регистрации отдельных эмоций и эмоций как составляющих личности существует достаточное число стандартизированных опросников. Например, шкала личностной и реактивной тревоги, шкала оценки гнева как свойства и как состояния (личностного и реактивного); или «Перечень свойств личности».

B. Метод нереактивного тестирования. В отдельных случаях для проведения диагностики эмоций используются проективные и другие нереактивные методы тестирования, правда, их использование в клинической практике отчасти остается под вопросом (особенно потому, что проблематична валидность).

Г.  Другие методы. Для диагностики специфических способов экспрессивного поведения разработаны достаточно точные методы, использование которых в клинической практике, правда, тоже сомнительно (по экономическим причинам и из-за недостаточно четкой диагностируемости лежащих в основе эмоций). То же самое справедливо и для аппаратурной диагностики физиологических изменений. Наконец, описательная диагностика переменных, характеризующих предшествующее и последующее поведение и условия жизни, является решающей для функционального анализа эмоциональных расстройств, но не позволяет сделать непосредственные выводы о соответствующих эмоциях (так, например, социально сдержанное поведение может объясняться социальной тревогой, а может — и отсутствием мотивации или навыков и умений).

 

 

2.Эмоциональные  расстройства: этиология и анализ  условий возникновения

 

Начиная с «когнитивного  переворота» в психологии доминирует такое объяснение человеческих эмоций, которое отводит главное место  при возникновении эмоций и эмоциональных  расстройств когнитивным структурам личности и актуальным когнициям. Первые концепции были сформулированы уже  в 60-е и 70-е гг. Начиная с этого  времени они подвергались многочисленным эмпирическим исследованиям, подтвердившим правомерность этого подхода, и их число значительно увеличилось. И в 90-е гг. вряд ли уже можно ожидать какого-либо принципиально нового развития психологии эмоций, так что ситуация в исследованиях этого направления за последние восемь лет (со времени выхода первого издания нашей книги) мало изменилась.

 

2.1.Описание эмоциональных расстройств

 

Эмоции рассматриваются  как сложные паттерны реакций, причем решающее место занимают различные  компоненты субъективного переживания. К таким компонентам относятся:

а) аффективные компоненты (эмоциональные компоненты в узком  смысле слова);

б) когнитивные компоненты (мысли, представления, фантазии и т. п.);

в) телесно-перцептивные компоненты (восприятие физиологических изменений  и собственного экспрессивного поведения). Расстройства собственно аффективной  компоненты характеризуются прежде всего тем, что негативные эмоции возникают чрезмерно часто, интенсивно или продолжительно и/или существует значительный недостаток позитивных эмоций. Эмоции могут возникать неадекватно спонтанно (нерефлективно) и не соответствовать реальности (особенно в случае негативных эмоций и маниакальной эйфории). Дальше будет вкратце описаны типичные картины проявления эмоциональных расстройств.

 

2.1.1.Тревога

 

Аффективная компонента тревоги  состоит из специфических, неприятных ощущений напряжения и внутреннего  беспокойства. Эти ощущения чаще всего  являются тесно связанными с ощущением  физиологической активизации (ускоренное сердцебиение, учащенное дыхание, повышенное потоотделение и т. п.). Когнитивная компонента тревоги может содержать все виды когниций, направленные на соответствующие угрожающие объекты, ситуации или события. Типичными являются: а) мысли о самих угрожающих обстоятельствах (ситуационные когниции, например мысли о возможном провале на экзамене) и б) мысли о недостаточной контролируемости этих обстоятельств, особенно сомнения насчет способности справиться с проблемой собственными силами (когниции, относящиеся к самому себе и своему поведению, например сомнения в собственных способностях выдержать экзамен).

В обычных случаях тревога  не настолько интенсивна, чтобы перекрыть  все другие содержания переживания, и проходит через несколько минут  или по крайней мере в течение часа. О расстройстве следует говорить в том случае, если тревога возникает интенсивнее и чаще или переживается постоянно. Интенсивная, эпизодически возникающая тревога может быть адекватна реальности (во время природных катаклизмов, тяжелых болезней, из-за предстоящей смерти близкого родственника и т. п.). О расстройстве в клиническом смысле говорят лишь тогда, когда эпизодическая тревога появляется в объективно неопасных ситуациях, т. е. при восприятии реальности неадекватным образом. Это типично, например, для приступов паники. Устойчивая, хроническая, неадекватная реальности тревога является также и основным признаком.

Информация о работе Эмоциональные расстройства и клинические синдромы