Эмоциональные переживания в учебной деятельности у учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

В отечественной и зарубежной психологии традиционно большое внимание уделяется вопросам эмоций (Э. Гельнгорн, К. Изард, В. Кеннон, Ф. В. Линдсли, П. В. Симонов, В. К. Вилюнас, Л. М. Веккер ), психическим эмоциональным состояниям (Н. Ф. Левитов, Е. Ф. Рыбалко, А. Б. Леонова, А. В. Витт, М. Н. Русалова, Е. П. Ильин и др.), состоянию эмоциональной сферы (М. А. Немчин, О. В. Овчинникова, А. Г. Дикая, Б. А. Вяткин).
«Причины эмоциональных переживаний младших школьников можно представить в виде кольцевой модели взаимозависимых причин, связанных с успешностью ребенка в учебной деятельности, с его индивидуальными особенностями и взаимоотношениями со значимыми людьми.». Значимость благоприятных эмоциональных отношений для формирования эмоциональной сферы личности является неоспоримой, однако, сами эмоциональные отношения, закономерности их развития и причины деформации изучены недостаточно.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы эмоциональных переживаний в учебной деятельности у учащихся начальных классов………………………….…….7
Эмоции и их роль в учебной деятельности…………………………...…..7
Особенности эмоциональной сферы учащихся начальных классов…..13
Выводы по главе 1……………………………………………………………….17
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональных переживаний в учебной деятельности у учащихся начальных классов……………………18
2.1. Методы исследования эмоциональных переживаний у учащихся начальных классов путем экспертной оценки…………………………………..18
2.2. Анализ проведенного исследования………………………………………...20
Выводы по главе 2……………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

психология, курсовая.docx

— 102.74 Кб (Скачать файл)

1 группа - эмоционально восприимчивые  дети. Это группа, которая дала  утвердительный ответ. Самая большая. Их характеризует ярко выраженная  положительная направленность на  педагога и на отношение одноклассников, уверенность в любви к себе. Они адекватно оценивают его отношение к себе, очень чувствительны к изменениям в поведении. Тон учителя, жест, поза служат источником возникновения эмоциональных переживаний.

2 группа - эмоционально невосприимчивые  дети. Это те, которые ответили  отрицательно. Для них и характерна  отрицательная установка на педагогические  воздействия учителя и свое положение в классе. Эти школьники часто нарушают дисциплину и порядок, не соблюдают установленных норм. Усвоив по отношению к себе порицающие отношения, дети отвечают на него негативизмом и равнодушием. Удовольствия от общения с учителем они не испытывают и не ожидают.

3 группа - дети с безразличным  отношением к учителю и его  требованиям, и к одноклассникам. Они не проявляют активности и инициативы в общении с учителем, играют пассивную роль в жизни класса. По их внешним проявлениям трудно определить характер переживаний. Когда учитель их хвалят, они не выражают радости, так же как и при осуждении - огорчения или смущения. Это свидетельствует об отсутствии у них опыта внешнего выражения своих эмоций.

 

Это можно представить в таблице.

 

1 ситуация

2 ситуация 

3 ситуация

1 группа эмоционально восприимчивые

70%

30%

50%

2 группа эмоционально невосприимчивые

20%

70%

30%

3 группа с безразличным отношением

10%

0%

20%


 

Таким образом, исходя из этой беседы и обработки данных можно сказать, что класс разделился на:

- группу, с доверительным  отношением к учителю, а значит со стабильной эмоциональной жизнью. Такие дети быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе;

- группу, с не доверительным отношением к педагогу, а значит с нестабильной эмоциональной жизнью. Такие дети долго не могут сблизиться с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в стороне или наоборот мешают играть другим детям.

 

Выводы по главе 2

Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному ее анализируют, у них разная работоспособность, внимание, память. Разные дети требуют разного подхода в обучении, т.е. индивидуального, дифференцированного подхода.

С первых дней обучения учителю необходимо определить так называемый «контингент риска», тех детей, с кем будет труднее всего и им уделять особое внимание. С этими учениками важно не запоздать и не упустить время для педагогической коррекции, не надеяться на чудо, т.к. трудности не пройдут сами собой. Задача учителя, по словам известного гигиениста М.С. Громбаха, в том, чтобы сделать «трудное - привычным, привычное - легким, легкое - приятным», и тогда учеба в школе будет доставлять детям радость».

 

Заключение

Знать особенности эмоциональных переживаний школьников надо для того, чтобы с самого начала общения правильно формировать их эмоциональный мир. Для этого надо решить следующие задачи:

- в результате учебной  деятельности в целом школьник  должен научиться эмоционально  правильно реагировать на те воздействия, которые он испытывает в школе во время учебной, воспитательной работы.

- важно, чтобы у школьника  в процессе воспитания образовалась  хорошая эмоциональная отзывчивость  на существенные и важные явления  нашей жизни. На положительные явления - должен быть один эмоциональный отклик, на отрицательные – другой. Но именно живой отклик, а не равнодушие и безразличие.

- важно, чтобы у учащихся  развивалось правильное соотношение  различных чувств и эмоций, чтобы  они вырастали с гармонично  развивающейся системой эмоциональных  откликов. В этом отношении большую  роль играет правильное совместное  воздействие школы и семьи, умение  построить единую систему влиянии  на ребенка.

И, наконец, когда речь идет о полноценном нравственном развитии личности, очень важно добиться, чтобы школьник стал человеком, обладающим эмоциональной зрелостью, эмоциональной культурой. Эмоциональная культура предполагает многое. Прежде всего, это отзывчивость на достаточно широкий круг объектов. Эмоциональную культуру человека характеризует: способность ценить и уважать чувства другого человека, отнестись к ним с вниманием, а также способность к сопереживанию чувствам других людей.

 

Список литературы

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве М., 1990.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. M., 1996.

3. Вопрос психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М., 1991.

4.Люблинская А.А. Детская психология. М., 1991.

5.Никифоров А. С.Эмоции в нашей жизни. М., 1998.

6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Изд. «Прогресс» М., 1999.

7. Симонов Л.В. Что такое эмоция. М., 1996.

8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

9. Боронова Г.Х. Психология труда Метод экспертных оценок.

 

Приложение

1. ситуация - «Скоро праздник. В классе будет концерт. Как  ты думаешь, учитель даст тебе  роль в представлении?» 

2. ситуация - «Представь себе: учитель входит в класс и  держит в руке карнавальную  маску. Как ты думаешь, отдал бы  он ее тебе или кому-нибудь  другому ученику?»

3. ситуация - «Начинается  урок, а дети оставили на столе  разбросанные тетради и книги. Учитель рассердился на детей, он недоволен ими. Как ты думаешь, на тебя бы за это учитель  рассердился?»

Опросный лист

ФИ ученика

1. ситуация

2. ситуация

3. ситуация

1

Крутова Милена

Да

Будут рады

Нет

2

Алферова Ксения

Да

Будут рады

Нет

3

Безменов Иван

Не знаю

Не знаю

Не знаю

4

Лабиева Мадина

Не знаю

Будут рады

Нет

5

Минаев Никита

Да

Не знаю

Да

6

Смирнов Кирилл

Да

Не знаю

Не знаю

7

Чудин Даниил

Нет

Не знаю

Да

8

Мельник Владимир

Да

Не знаю

Нет

9

Разинькова Анастасия

Да

Не знаю

Нет

10

Анисимова Мария

Да

Не знаю

Не знаю


 

 

 


Информация о работе Эмоциональные переживания в учебной деятельности у учащихся начальных классов