Эмоциональные переживания в учебной деятельности у учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

В отечественной и зарубежной психологии традиционно большое внимание уделяется вопросам эмоций (Э. Гельнгорн, К. Изард, В. Кеннон, Ф. В. Линдсли, П. В. Симонов, В. К. Вилюнас, Л. М. Веккер ), психическим эмоциональным состояниям (Н. Ф. Левитов, Е. Ф. Рыбалко, А. Б. Леонова, А. В. Витт, М. Н. Русалова, Е. П. Ильин и др.), состоянию эмоциональной сферы (М. А. Немчин, О. В. Овчинникова, А. Г. Дикая, Б. А. Вяткин).
«Причины эмоциональных переживаний младших школьников можно представить в виде кольцевой модели взаимозависимых причин, связанных с успешностью ребенка в учебной деятельности, с его индивидуальными особенностями и взаимоотношениями со значимыми людьми.». Значимость благоприятных эмоциональных отношений для формирования эмоциональной сферы личности является неоспоримой, однако, сами эмоциональные отношения, закономерности их развития и причины деформации изучены недостаточно.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы эмоциональных переживаний в учебной деятельности у учащихся начальных классов………………………….…….7
Эмоции и их роль в учебной деятельности…………………………...…..7
Особенности эмоциональной сферы учащихся начальных классов…..13
Выводы по главе 1……………………………………………………………….17
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональных переживаний в учебной деятельности у учащихся начальных классов……………………18
2.1. Методы исследования эмоциональных переживаний у учащихся начальных классов путем экспертной оценки…………………………………..18
2.2. Анализ проведенного исследования………………………………………...20
Выводы по главе 2……………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

психология, курсовая.docx

— 102.74 Кб (Скачать файл)

Анализируя причины своих неудач или ошибок, мы нередко приходим к выводу, что, именно эмоции помешали нам справиться с задачей. С особой силой или отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с нарушенной или ослабленной способностью эффективного самоконтроля.

В современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции у этих людей мешают осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять указания учителя, затрудняют отдых и нарушают здоровье. Невротические расстройства могут иметь различную степень выраженности.

Что может сделать человек для преодоления такого рода затруднений? Прежде всего, познать те явления, которыми обусловлены затруднения, установить законы их развития. Эти проблемы имеют столь большое практическое и социальное значение, что труд по их разрешению оправдан даже в том случае, если он потребует значительных усилий.

Когда речь идет об эмоциях, мы сталкиваемся с особым случаем: это явления глубоко человеческие, глубоко интимные. Можно ли их вообще систематически исследовать?

Понимание эмоциональной сферы будет неполным, если не раскрыть те виды соотношений, которые существуют между нею и личностью как сложным и целостным образованием. Мы не можем упускать из виду такое существенное положение: воспитывается не просто эмоциональная сфера, а воспитываются чувства, присущие реальной личности. По мере формирования новых качеств в личности приобретает новые черты и эмоциональная сфера, а процесс изменения чувств непременно связан с изменениями самой личности.

Чувства, как все психологические процессы человека, являются отражением действительности. Однако это отражение отличается от отражения в процессах восприятия, мышления. Отражение действительности в чувствах носит субъективный характер. Одного школьника плохая оценка повергает в длительное уныние, другого же приводит в состояние готовности добиваться успеха. В конкретных чертах переживаний и эмоциональных состояний сохраняется своеобразная «индивидуальность» отражения или действительности, которая придает ей качество субъективности. Именно поэтому в чувствах, возникающих у разных людей по поводу событий, жизненных обстоятельств, которые одинаково остро затрагивают их, вместе с тем встречаются существенные различия и оттенки. Это происходит потому, что человек воспринимает внешние воздействия, которые его эмоционально затрагивают, сквозь «призму» собственной личности. Чувство стыда, негодования на самого себя помогает человеку побороть чувства, которые он считает недостойными.

Педагогу очень важно знать, какие чувства вызывают у школьника переживания удовлетворения, довольства собой и какие чувства вызывают в нем переживания стыда. И при этом не то, что он может о себе сказать, желая «покрасоваться», а что он действительно переживает: стыдится ли того, что вызывает жалость, сострадание, нежность или же что проявил жестокость, бездушие, страх, себялюбие. Значение эмоциональной сферы в структуре личности сказывается еще и в том, что разные эмоции занимают в ней неодинаковое место.

 

1.2. Особенности эмоциональной сферы учащихся начальных классов

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности - игры, учения, труда. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и модальность в значительной степени определяют направленность развивающейся личности.

Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, коллектив класса - отношения с одноклассниками и положение в коллективе. Учащихся начальных классов отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Огромное место в сознании младшего школьника занимает учитель. Его отношение к ребенку, его оценки, его высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки.

Исследования психологов показали, что уже у первоклассников складывается особое отношение к учителю, которое переживается весьма остро: положительное, когда ребенок принимает личность учителя, проявляя доброжелательность, открытость в общении с ним; отрицательное, когда он не принимает учителя, ведет себя агрессивно, грубо или замкнуто; конфликтное, при котором у детей возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности.

Положительное отношение, доверие к учителю создают благоприятный эмоциональный фон учения и вызывают желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива, отрицательное отношение препятствует этому. В младших классах школы отрицательное отношение к учителю встречается довольно редко, а конфликтное - весьма часто.

При конфликтном отношении у детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потребность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему самому, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях - со страхом перед учителем. Такие дети часто замкнуты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, смирение, порой стремление приспособиться.

Обычно дети не осознают причины собственных переживаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, подчас не понимают ее и взрослые. Первоклассники из-за недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со стороны учителя. Сложившаяся ситуация нередко недооценивается учителями на самом начальном этапе обучения. Между тем это чрезвычайно важно: в последующих классах отрицательные эмоции могут закрепиться и перенестись на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и одноклассниками, что может привести к серьезным нарушениям в психическом и личностном развитии школьников. Возникающие познавательные потребности развиваются лишь тогда, когда деятельность приносит удовольствие и удовлетворение, т.е. если она удается ребенку и он чувствует себя нужным и любимым, как в своей семье, так и в школе.

Наряду с «личными» темами - мыслями о себе, о товарищах и их отношении к нему, мечтами о будущем, волнением, радостью, обидами и удовлетворением, возникающими от характера связей со сверстником-товарищем - развиваются у школьника и разнообразные эстетические переживания.

Впечатление от стихов и рассказов, исполненных в выразительной художественной форме, могут быть глубокими и стойкими у детей 8-10 летнего возраста. Чувства жалости, сочувствия, негодования, волнение за благополучие любимого героя могут достигать большой интенсивности.

Ребенок 10-11 лет в своих фантазиях «дорисовывает» отдельные картинки из жизни любимого героя. В основном школьники начальных классов в большей мере, чем учащиеся других классов любят стихи и это касалось стихов, которые заучивались ребятами в школе. Характерно, что в рассказах-сочинениях, посвященных герою прочитанной повести дети, как вторых, так и четвертых классов стремятся развить лучшие качества героя и часто исправляют его недостатки. Все это говорит о том, какую большую роль для восприятия школьниками нравственной стороны поступков людей могут играть произведения художественной литературы.

Любовь к красивому проявляется также в стремлении детей украсить свой быт, разукрасить тетради, сделать альбомы для открыток, вышить закладку для книги и т.д. Социальные переживания, возникающие у школьников по мере лучшего осознания ими нравственных требований к действиям людей и их поведению, могут быть достаточно сильными, вызывают у детей порывы, устремленные к тому, чтобы сделать доброе дело.

«Вместе с тем, в эти годы могут проявляться и антисоциальные действия детей. Если дошкольник бывает непослушным, драчливым, может озорничать, не умеет беречь игрушки и т.д., то ребенок 10-11 лет при неправильном воспитании, вредных влияниях среды может совершать поступки и более серьезные. Так он может, движимый недоброжелательством, злобным настроением, совершить серьезные проступки».

Вместе с тем известны факты, когда под влиянием школьного коллектива неблагоприятные жизненные установки учащегося меняются, возникают достаточно сильные нравственные устремления, которые проявляются и закрепляются в поступках большой нравственной силой. Можно сказать, что в условиях нормального воспитания нравственные чувства у школьников достаточно крепки и могут определять его поступки. Однако надо отметить еще одну характерную особенность чувств детей этого возраста. Школьник может совершить хороший поступок, проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших детей.

И вместе с тем в сходных ситуациях он может не проявить этих чувств, а наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д. Конечно, услышав осуждения взрослых, возможно, он быстро изменит свое отношение и при этом не формально, а по существу и вновь окажется хорошим.

 

Выводы по главе 1

Неустойчивость нравственного облика школьника, выражающаяся в непостоянстве его нравственных переживаний, непостоянном отношении к одним и тем же событиям и людям зависит от разных причин:

- Во-первых, нравственные поступки, положения, которые определяют поступки ребенка, не имеют достаточно обобщенного характера.

- Во-вторых, нравственные  положения, которые вошли в сознание  учащегося начального класса, еще в недостаточной мере стали устойчивым его достоянием, закрепленным в том смысле, что они тут же начинают выражаться и невольно применяться, как только возникает ситуация, требующая к себе нравственного отношения.

В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что - плохим.

 

Глава 2

 Экспериментальное  изучение эмоциональных переживаний  в учебной деятельности у учащихся  начальных классов

2.1. Методы исследования  эмоциональных переживаний у  учащихся начальных классов путем  экспертной оценки

 Приступая к рассмотрению особенностей эмоциональных переживаний учащихся начальных классов в учебной деятельности, была выдвинута следующую гипотеза: «особенности взаимоотношения с педагогом, в семье и в классе со сверстниками влияют на специфику эмоциональных переживаний школьников в учебной деятельности.».

В исследовании применяются распространенные методики. В основном, это метод беседы и метод наблюдения, что можно отнести к методу экспертной оценки.

Метод экспертных оценок предполагает опрос учащегося о его деятельности, его поведении в определенной ситуации с целью составления заключения. При использовании экспертного метода нет определенности в выборе конкретного метода, чаще всего они могут быть использованы в комплексе. Экспертная оценка может быть индивидуальной и групповой.

Самым распространенным методом групповой оценки будет метод обобщения независимых характеристик. Суть данного метода состоит, по сути, в том, что описываются важные качества конкретного учащегося, при ϶ᴛᴏм источники информации о личности разные, т. е. ϶ᴛᴏ могут быть одноклассники, учителя, родители и т. д. Эксперты, оценивают и описывают определенную особенность личности по предварительно составленной шкале. Использование данного метода не требует каких-то дополнительных знаний и навыков от эксперта, так как всю необходимую информацию по методу и интерпретацию дает сам психолог. Все полученные баллы от эксперта усредняются путем подсчета среднеарифметической оценки.

 

2.2. Анализ проведенного  исследования

Данное исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 111 Советского района г. Волгограда в 2014г. В исследовании приняли участие учащиеся первого класса в количестве 10 человек.

Цель исследования - найти взаимосвязь между отношениями школьников с учителем, одноклассниками, родителями и эмоциональными переживаниями. При подготовке к исследованию подобраны ситуации для беседы с детьми следующего содержания:

1. ситуация - «Скоро праздник. В классе будет концерт. Как ты думаешь, учитель даст тебе роль в представлении?»

 

2. ситуация - «Представь себе: учитель входит в класс и  держит в руке карнавальную маску. Как ты думаешь, если он отдаст эту маску тебе,  как отнесутся к этому твои одноклассники?»

3. ситуация - «Начинается  урок, а дети оставили на столе  разбросанные тетради и книги. Учитель рассердился на детей, он недоволен ими. Как ты думаешь, на тебя бы за это учитель  рассердился?»

Затем идет проведение исследования. Ситуации предлагаются детям. Беседа с детьми проводится индивидуально.

Обработка данных. Ответы детей фиксируются.

И, исходя из обработки данных, сделаны выводы, что школьников можно разделить на 3 группы по характеру эмоциональной направленности.

Характеристика групп.

Информация о работе Эмоциональные переживания в учебной деятельности у учащихся начальных классов