Эмоциональная сфера личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:12, реферат

Описание работы

Являясь субъективным психическим отражением жизненного смысла предметов, явлений и событий, эмоции проявляются в форме непосредственного ситуационного переживания, выражающегося оценочным отношением к развивающимся событиям. Субъективный характер этих отношений ведет к тому, что одинаковые раздражители могут вызывать совершенно непохожие реакции у разных индивидов. Так, если профессиональная деятельность чрезвычайно затруднена или работник не справляется с заданиями, допускает серьезные ошибки, то появляются неудовлетворенность, разочарование или подавленность и даже гнев.

Файлы: 1 файл

Эмоциональная сфера личности.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Боязнь - эмоциональное состояние перед выполнением действия, связанного с риском или опасностью для здоровья или социального статуса. Возникает при недооценке своих сил, знаний или профессионального мастерства и переоценке возможных трудностей. Подобное состояние часто бывает у студентов перед зачетами, экзаменами и защитой дипломных работ, у лектора - перед незнакомой аудиторией или перед изложением не вполне освоенной информации. Боязнь возникает также при недостатке информации, умений и навыков, необходимых для успешных действий. Учет возможных ситуаций, в которых может оказаться человек, знание особенностей этих ситуаций, определение четкого алгоритма собственных действий, связанного с выполнением поставленной задачи, могут предотвратить возникновение такого состояния или снизить его негативные последствия.

Гнев - чувство неудовлетворенности чем-либо, как правило, протекающее в форме аффекта, вызываемое непониманием или осуждением другими людьми замыслов и поступков конкретного человека или же возникающими преградами на пути решаемых задач. Регулирование внешних и внутренних проявлений гнева заключается в умении управлять собой в той или иной ситуации. В определенной мере гнев руководителя оправдывается при грубых нарушениях дисциплины подчиненными, невыполнением ими без уважительных причин производственных заданий или допущении ошибки исполнителем задания, ведущей к пагубным последствиям для производства.

Отвращение - отрицательное эмоциональное чувство, вызыва-емое людьми, предметами и событиями, взаимодействие с которыми вступает в резкое противоречие со взглядами и установками индивида. Отвращение, возникающее в межличностных отношениях, может приводить к агрессивному поведению с целью избавления от объекта, вызвавшего такое состояние.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных, профессиональных позиций, взглядов и поведения субъекта с действиями и поведением соучастника взаимодействия. Последние представляются человеку как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим взглядам.

Страдание - отрицательное эмоциональное переживание, связанное с недовольством собой, обидой на близкого человека или непосредственного руководителя, серьезным заболеванием, со скорбью, а также при получении информации, извещающей о невозможности удовлетворения важнейшей жизненной потребности, которая до этого момента казалась удовлетворимой.

В религиозных учениях  признается культ страдания, в котором доказываются его необходимость и непреодолимость и в то же время спасительность. Более того, причины страдания в этих учениях объясняются не объективными условиями жизни людей, а сущностью самого человека, проявляемой в его желаниях (буддизм) или греховности (ислам, иудаизм, христианство). Здесь же считается, что страдание является средством избавления от греха, нравственного самосовершенствования и спасения, т. е. страдание считается даже благом.

В целом страдание, являясь  негативным эмоциональным состоянием, побуждает человека предпринимать определенные действия, исключающие субъективные причины его продолжения, или же изменить свое отношение к объекту, являющемуся причиной страдания. Уместное и тактичное сопереживание и сочувствие близких людей или коллег по работе способствует уменьшению остроты переживаний.

Страсть - это сильное и стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступков индивида. Возникновение страсти может быть обусловлено различными факторами: телесными влечениями, стремлениями к познанию, осознанными убеждениями и др. Взаимосвязь нравственного, интеллектуального и страсти во многих случаях является побудительной силой позитивных достижений индивидом в профессиональной, спортивной и других видах деятельности.

Страх - психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств. Возникает в ситуации, грозящей биологическому или социальному существованию индивида или определенной общности людей. Страх может проявляться в форме боязни, испуга, тревоги и др. Предварительное ознакомление с вероятными осложнениями или опасной ситуацией вызывает уверенность в благополучном исходе действий, в нахождении выхода из создавшейся критической ситуации. В этом случае при возникновении страха он не проистекает в острой форме.

Различают еще аффективный страх, возникающий при неспособности индивида преодолеть неожиданно возникшую крайне опасную ситуацию. Человек, оказавшийся в таком состоянии, обезволивается, у него парализуются способности логически и адекватно действовать в данной обстановке. После пережитого такого состояния он не всегда может вспомнить отдельные эпизоды своего поведения, чувствует себя разбитым и подавленным. Однако и в этой обстановке за счет волевых усилий можно предотвратить вспышку аффективного страха. Чем более развиты волевые качества, тем меньше человек поддается аффекту. Отвлечение и переключение внимания могут также ослабить или преду-предить развитие данного состояния. В этом случае сознание освобождается от эмоционального давления, и индивид начинает осознавать свое состояние и поведение, управлять ими.

Близкой к страху по своим  проявлениям является паника. Она отличается от страха большей неадекватностью действий людей реальному размеру опасности. Основная особенность панического поведения заключается в стремлении человека к спасению. В этом случае на первый план выдвигаются защитные эмоции, которые снижают уровень самоконтроля и заставляют человека или группу людей физически уходить от опасности. Здесь ради собственного спасения паникер может обречь на гибель других. Возможны и иные проявления индивидуальной паники. Так, когда человек чувствует себя совершенно беспомощным, он теряет способность логически мыслить, ориентироваться в нетипичных ситуациях, трезво оценивать события и явления, взаимодействовать с другими. Человек, поддавшийся панике, склонен к безрассудному подражанию, особенно в ситуациях, когда возникает стремление к самосохранению.

Предотвратить или преодолеть панику можно разными путями и, в  том числе, когда выделившийся в  данной ситуации лидер активизирует внешнее поведение людей, переключает внимание на привычные действия, отвлекает от объекта, вызывающего это чувство, внушает другим уверенность в своих действиях. Благодаря осознанному, решительному и мужественному поведению формального или неформального лидера или некоторой части людей, твердому руководству, четким указаниям возможно избежать или предотвратить негативные последствия панических действий. В этих условиях чрезвычайно важен яркий пример самообладания лидера, активизирующий у подверженных панике людей совесть, чувство ответственности и долга.

Стресс (давление, напряжение) - психическое состояние общего возбуждения при деятельности в трудных условиях, экстремальных ситуациях, при угрозах, опасности и др. Такое состояние вызывается неспецифическими реакциями организма на резко изменяющиеся условия среды и обитания. Стресс может оказывать как отрицательное влияние, ведущее к дезорганизации действий людей, так и положительное, опти-мизирующее их деятельность. В состоянии стресса нарушаются сложные действия и интеллектуальные процессы: внимание, память, мышле-ние, сложные сенсомоторные реакции, а профессиональные рабочие движения становятся скованными, несоразмерными и хаотичными. По-ложительные эффекты стресса выражаются в активизации психических процессов, улучшении оперативной памяти и мыслительных операций.

Устойчивость к стрессу, сохранение эффективности в профессиональной деятельности в напряженной ситуации определяется высоким уровнем мастерства, направленностью личности и ее готовностью к активным действиям, а также умением своевременно улучшить свое самочувствие с помощью аутогенных воздействий и приемов медитации.

Стыд - эмоциональное осуждение своего поведения, неудовлетво-ренность собой, сожаление о совершенном поступке. Возникает у инди-вида вследствие противоречия реальных действий, усвоенных им этиче-ских норм и правил поведения, а также отрицательной оценки его действий авторитетными людьми, коллегами по работе. Развитое чувство стыда предупреждает человека о совершении аморальных поступков. Стыд способствует развитию самосознания, самоконтроля, критичности.

Тревожность - состояние опасения, беспокойства, испытывае-мого человеком в условиях ожидания стрессора, фрустратора. Причинами тревожности могут быть: эмоциональная неустойчивость, предчувствие возможной угрозы, резкое изменение условий жизни или деятельности, предвещающих опасность, и др. С возникновением состояния тревожности повышается активность индивида, увеличивается его адаптация к изменившимся условиям жизни и деятельности, которая уравновешивает организм со средой обитания.

Удивление - эмоциональная реакция на внезапно полученную необычную информацию или возникшую ситуацию. Удивление тормозит ранее возникшие эмоциональные переживания, направляя внимание на объект, вызвавший данное чувство. Оно чаще всего проявляется в процессе умственной деятельности и является предпосылкой и мотивом познавательной деятельности людей.

Эмоции человека неразрывно связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс  и результат действий. По ним можно судить о том, что в данный момент времени волнует индивида, какие интересы и потребности для него в настоящее время являются наиболее значимыми.

Протекание эмоционального состояния характеризуется определенной динамикой, которая определяется его возникновением, нарастанием, кульминацией и угасанием. Такие состояния создают определенный тип переживаний и могут иметь полезные или вредные воздействия на организм. Так, при радостном настроении улучшаются обменные и другие физиологические процессы, замедляются процессы старения организма, обеспечивается высокая работоспособность, особенно в интеллектуальных видах деятельности. Чувства страдания, уныния, печали ведут к парализующим состояниям мышц, ухудшается работа пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, что сказывается на нежелательных изменениях кожи, волос, ногтей, зубов и ведет к ускорению процесса старения индивида. Состояние неуверенности, тревожности и равнодушия отрицательно сказывается на усвоении новых знаний, навыков и умений и на актуализации многих характерологических черт личности.

Эмоции играют большую  роль во взаимоотношениях людей. Эмоциональные  переживания внешне проявляются  в мимике, пантомимике, жестах, позах, выразительных вздохах, темпе, интонации, интенсивности речи. Каждый человек в определенной мере способен по этим признакам воспринимать и оценивать эмоциональное состояние своего собеседника или окружающих его людей. Это дает возможность лучше и полнее понимать друг друга, передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к ним или к обсуждаемым предмету, явлению и событию. Внешнее проявление эмоциональных состояний способствует возникновению симпатий и антипатий, успокоения или раздражения, сопереживания или безразличия, принятия или непринятия друг друга.

В эмоциях людей своеобразно  выражается их отношение к задачам  выполняемой или предстоящей  деятельности, к условиям, в которых  она осуществляется, в оценке ее хода и результатов. Эти переживания  способствуют организации или дезорганизации деятельности, стимуляции или саботажа действий по выполнению производственных заданий.

Сохранение позитивных эмоциональных состояний работников под влиянием отрицательных внутренних и внешних факторов характеризует  их эмоциональную устойчивость. Она обеспечивает способность психики сохранять высокую функциональную активность даже в условиях воздействия стрессоров и фрустраторов как в результате "безболезненной" адаптации к ним, так и за счет высокого уровня развития умений эмоционально-волевой саморегуляции своих состояний. Все это в совокупности выступает важным условием, обеспечивающим сохранение надежности людей в сложных условиях деятельности.

Велика роль эмоций в  формировании и поддержании здорового  социально-психологического климата  в производственном коллективе, обеспечивающего комфортные условия среды обитания и повышающего профессиональный потенциал каждого специалиста.

Деятельность специалистов инженерного профиля требует  прежде всего умения управлять своими эмоциональными состояниями и адекватно определять их у своих подчиненных. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной работы являются неотъемлемой частью успешного выполнения руководителями своих функциональных обязанностей. Современная практика психологического образования в высших технических учебных заведениях способствует накоплению знаний, формированию умений и навыков у студентов, необходимых им в практической деятельности.

Характер эмоциональных  состояний изменяется в историческом процессе развития общества. Они по-разному проявляются у людей, живущих в различных географических условиях, в государствах с различным экономическим строем.

Эмоции играют важную роль в формировании личности. На базе положительных или отрицательных  эмоциональных переживаний у человека появляются, закрепляются и реализуются различные потребности и интересы. Неповторимые индивидуальные проявления склада человека формируются в течение всей его жизни и непрерывно связаны с развитием личности в целом. Они являются составной частью структуры личности и совместно с остальными ее элементами образуют психическую сущность индивидуума.

Высшие чувства актуализируются  и развиваются в процессе воспитания, обучения, общения и взаимоотношений  на основе норм морали и общечеловеческих ценностей. Для поддержания положительных и преодоления отрицательных эмоций большое значение имеют разумное использование свободного времени, организация быта и трудовой деятельности. Внимательность, такт, неприкосновенность личностного достоинства обучаемых являются важными условиями формирования положительных эмоциональных свойств людей.

Информация о работе Эмоциональная сфера личности