Эмоции в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

На мой взгляд, эта тема очень актуальна потому, что многие руководители со «стажем» не уделяют достаточного внимания психологическим аспектам своей деятельности, в частности эмоциональному состоянию, как собственному, так и своих сотрудников. Не смотря на то, что они достаточно долго находятся на руководящих должностях, они не понимают причин, по которым их деятельность неэффективна, а причина этому недостаточные знания в области психологии управления персоналом.
В следующих разделах своей контрольной работы я подробнее раскрою спектр психологических аспектов и покажу, как эмоции влияют на трудовую деятельность руководителя. Эту тему контрольной работы я выбрала потому, что она имеет для меня большое практическое значение, т.к. я работаю администратором магазина и в дальнейшем планирую подняться по карьерной лестнице.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ЭМОЦИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3
ЭМОЦИЯ 3
РОЛЬ ЭМОЦИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
Управление эмоциями 9
Эмоциональное воздействие на человека 10
Групповые эмоциональные состояния и их влияние на личность. 14
Эмоции в повседневной жизни и их влияние на карьеру 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Психология Вариант 27.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Руководитель должен быть также осторожным, гибким, вовремя улавливающим настроение другого человека, умеющим не только наступать, но и с честью отступать, продолжив затем наступательные акции с других заново отработанных позиций.

Вот такое сложное  сочетание казалось бы противоречивых свойств. Если у человека имеется  хотя бы половина необходимых качеств  из этого арсенала психологически важных свойств, и если он интеллектуально  развит и достаточно уравновешен, у  него есть желание посвятить себя такого рода деятельности, то остальное – дело тренированности и самосовершенствования.

Но вернёмся к нашей теме. Одними из главных качеств эффективного руководителя, несомненно, являются уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоциональные проявления. Его постоянно окружают люди, и со всеми из них независимо от настроения и личного расположения у него должны быть ровные, деловые отношения. К тому же эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность. Но руководитель живой человек и как все люди он может предаваться унынию, раздражаться, негодовать. И поэтому крайне необходимо чередовать время труда и отдыха, иметь разносторонние интересы, отводить достаточно времени для занятий физическими упражнениями, общению с друзьями и близкими людьми, увлечения всёвозможными культурными хобби. Именно такие мероприятия являются наиболее действенными способами релаксации, снятия нервного напряжения, мобилизации работника управленческой сферы. Ни в коем случае нельзя «расслабляться» с помощью алкоголя, так как это временное, кажущееся «расслабление» приводит к потере здоровья и деградации личности.

Известно, что эмоции – это то, с чем человеку справляться труднее всего. Не только управлять ими, но и просто держать себя в руках в тех или иных ситуациях многим зачастую не под силу. И, что хуже всего – научиться контролировать свои чувства действительно очень сложно. Мы можем изменять физические параметры своего тела, соблюдая диету, или, наоборот, усиленно поглощая сдобные булочки; посещая фитнес-клуб и тренажерный зал либо отдыхая на диване. Мы можем даже частично регулировать свое психическое состояние, научившись, например, с помощью специальных приемов расслабления отдыхать за 15 минут столь же полноценно, как в течение 8-часового сна. Но, когда на нас накатывает волна возмущения или чувство незаслуженной обиды, мы ничего не можем с собой поделать.

Эмоциональное состояние – такой же важный фактор для успеха в управленческой деятельности, как наличие финансовых и материальных ресурсов. Это психологический ресурс, который в мире жесткой конкуренции, в момент, когда речь идет даже не о развитии, а о простом выживании, может сыграть решающую роль. Внезапное чувство или сиюминутный порыв может стать той последней песчинкой, которая перетянет чашу весов либо в сторону упорства, заставляющего продолжать работу и искать выход даже из абсолютно безвыходной ситуации, либо в сторону индифферентности, способной привести к полному краху.

Человеческая душа –  потемки, и эмоции могут в самый  неподходящий момент сыграть очень  злую шутку. Чтобы этого не случилось, нужно уметь прислушиваться к  себе и учиться управлять своими чувствами.

Способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, психологи называют эмоциональным интеллектом (ЭИ). У человека с высоким уровнем ЭИ больше шансов стать крупным бизнесменом, топ - менеджером, эффективным политиком, так как его поведение более адаптивно, а значит, он легче добивается своих целей во взаимодействии с окружающими.6

Управление  эмоциями

Рассмотрим  подробно, что же такое управление эмоциями.

Задача управления эмоциями - действительно  непростая, ровно потому, что ее ставят люди, уже пропустившие момент возникновения эмоции, не предупредившие этого возникновения, не предупредившие действия других людей, создавших им эти эмоции. При этом, если человек переходит в более активную, лидерскую позицию и запускает свои и чужие эмоции сам до того, как на него польются волны чужих эмоций, ему уже не нужно управлять эмоциями своими. Он опередил и управляет ситуацией сам.

В более широком смысле управление эмоциями включает не только прекращение  возникших эмоций. Это уже - предотвращение, запуск, изменение способа протекания и прекращение произвольных эмоциональных переживаний.

Управление  эмоциями, контроль эмоций, подавление эмоций - все это вещи разные. Управление осуществляется в отношении послушных (произвольных) эмоций, контроль - в отношении непослушных (непроизвольных) эмоций средней силы, подавление - в отношении сильных непослушных эмоций.

Непроизвольными эмоциональными переживаниями  напрямую управлять нельзя, но в  конкретной ситуации можно сделать эмоциональные выплески более экологичными, а далее обратиться к специалисту-психотерапевту. От большинства непроизвольных эмоций при необходимости можно освободиться (очиститься).

Для того, чтобы считать, что человек  эмоциями управляет, владеет, по-видимому он должен уметь следующее:

  • Вызывать эмоцию «в принципе» (то есть получать доступ к состоянию хоть в каком-нибудь контексте), а также вызывать эмоцию по желанию в любом контексте.
  • Удерживать эмоцию нужное время (а не только вошел - вышел).
  • Произвольно управлять интенсивностью эмоции (например, умение радоваться слабо, сильно и очень сильно).
  • Выходить из эмоции (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить), Отвлекаться от нежелательных эмоций на другие, более приемлемые эмоции, или просто на другие дела и занятия. Переключаться с одной эмоции на другую или трансформировать эмоциональное состояние в другое, более желательное,
  • Предотвращать ненужные эмоции,
  • Сдерживание и прекращение ненужных эмоций. Осуществляется как через подавление, так и через снятие нежелательных эмоций. Тот, кто умеет делать это - умеет владеть собой, владеет своими эмоциями.

Контроль эмоций - жесткое управление непроизвольными эмоциями в первую очередь с целью их сдерживания.

В значимых ситуациях контроль непроизвольных эмоций является естественным моментов управления собой.

Когда эмоции раскочегарены, контроль эмоций является уже задачей их подавления.

     Контроль эмоций социально необходим, но для переживательной личности слишком сложная задача, дающая больше проблем, чем выигрышей. Там, где деятельная личность будет заниматься делом, переживательная личность раскрутит эмоции на ровном месте, после чего возникнет задача их контроля. Позже, возможно - и задача подавления недопустимых эмоций.

Для деятельной личности контроль эмоций несложен и не вреден.

Отсюда мы можем  сделать  выводы, насколько необходимо и важно уметь контролировать и управлять своими эмоциями, человеку, занимающемуся управленческой деятельностью. Но, кроме того, эффективный управленец, работая с целым составом, подчиняющихся ему сотрудников, должен не только уметь контролировать свои эмоции, но и уметь воздействовать на коллектив, управлять эмоциональным состоянием своих подопечных. Уметь создавать благоприятные условия для работы. Так административная деятельность опирается на универсальный набор личностных свойств, которые обеспечивают организаторские способности, умение подчинять и вести за собой людей. Руководитель – это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе.

Эмоциональное воздействие  на человека

        В науке имеется достаточный арсенал знаний о влиянии различных факторов эмоционального воздействия на психические и физические функции человека.

Эффект воздействия  на человека зависит от того, какие  механизмы воздействия используются: мотивация, убеждение, внушение или  заражение.

О мотивации  персонала сказано и написано много. Но как-то так получилось, что на практике система мотивации сводится лишь к дифференцированной системе оплаты труда: делаешь больше и лучше - получаешь больше, делаешь меньше и хуже - получаешь меньше. Конечно, это работает, по крайней мере, в большинстве случаев. Но достаточно ли этого на сегодняшний день? Ведь ситуация на рынке труда за последние годы существенно изменилась.

Если раньше работодатели выбирали себе работников из большого числа кандидатов, то сегодня  всё чаще сами работники выбирают наиболее подходящие для себя условия работы, наиболее подходящие компании. Особенно если это квалифицированные специалисты, нехватка которых уже хорошо ощущается на рынке. И им уже недостаточно одной только высокой зарплаты и хорошего социального пакета. Они выбирают компании, где могут наиболее полно удовлетворить свои эмоциональные потребности: уважение, признание, статус, комфорт и так далее. Замечено, что чем выше социальный статус человека, тем больше внимания он уделяет удовлетворению своих эмоциональных потребностей. И окончательно решение о выборе компании лежит, как правило, именно в эмоциональной сфере.

То же самое  можно сказать и о тех, кто  уже работает в компании. Надо признать, что люди решают, оставаться им в  компании или нет, руководствуясь исключительно эмоциями. Сотрудники остаются в компании, если их менеджеру удаётся создать "комфортную" атмосферу. И решение это исключительно эмоциональное.

Можно привести множество примеров, когда сотрудники уходили с высокооплачиваемой работы только потому, что не получали морального удовлетворения. И наоборот, оставались на работе при невысокой зарплате, если их всё остальное вполне устраивало, то есть они были эмоционально удовлетворены. Если же человек ощущает эмоциональный дискомфорт, то рано или поздно он покинет компанию. Если он всё же останется, то продуктивность его будет весьма далека от той, на которую он действительно способен. Ведь энергия сотрудников, направленная на работу, зависит не только от размера заработной платы, она в значительной степени зависит от того, как он себя чувствует.

Здесь следует  заметить, что разница в продуктивности сотрудников порой не имеет никакого отношения к их знаниям и умениям. Всё основывается на их эмоциональном  состоянии и эффективность работы зависит от того, что они чувствуют, выполняя её. Всё просто: если человек хочет хорошо работать - он работает. Если не хочет - он не старается работать и не использует свой потенциал в полной мере. Задача мотивации как раз в том и состоит, чтобы человек ХОТЕЛ работать хорошо. И одних только материальных стимулов здесь явно недостаточно.

Как показывает практика, материальные стимулы весьма неплохо мотивируют какое-то время. Но рано или поздно у сотрудника появляется необходимость гордиться  своей работой, появляется потребность в признании его заслуг со стороны руководства и коллег и так далее, и тому подобное. Другими словами, появится потребность в эмоциональных факторах мотивации. И если он не получит желаемого, то продуктивность его неизбежно будет снижаться.

Эмоциональный дискомфорт неизбежно ведёт к  снижению продуктивности. Сотрудник  просто не видит смысла работать в  полную силу. В крайних случаях  такой дискомфорт может вызвать  откровенный саботаж и потерю ценного сотрудника для компании. В зоне эмоционального комфорта люди работают легко, с удовольствием и прекрасно справляется со своими обязанностями. Это естественно. Каждый человек подсознательно стремится к положительным эмоциям. Мы учимся и работаем лучше всего тогда, когда у нас хорошее настроение, когда нам интересно. В этом случае мы мобилизуем весь свой потенциал. А после мы больше всего хотим, чтобы обстоятельства, в которых мы получили удовольствие, повторились. Отрицательные эмоции, наоборот, снижают работоспособность, ухудшают умственную деятельность, снижают способность к концентрации и, как следствие, снижают продуктивность. Каким бы ни был сотрудник работоспособным, когда в его окружении или в его сознании появляются факторы, мешающие ему чувствовать себя хорошо и комфортно во время работы, его эффективность снижается в несколько раз а сама ситуация вызывает реакцию отторжения.

Между тем, одна из основных задач любого управленца состоит как раз в том, чтобы в полной мере задействовать в работе весь потенциал своих сотрудников. Именно на это направлена вся работа по мотивации персонала. Повышение продуктивности и, как следствие, прибыльности - вот результат внедрения грамотной системы мотивации. И здесь, как мы видим, невозможно обойтись без управления эмоциональной сферой. Управленец, если он хочет быть действительно эффективным, должен уметь управлять эмоциями, как своими, так и своих сотрудников. И компетентный менеджер, прежде чем задать вопрос: "Как добиться от подчинённых большей отдачи?" должен задать себе вопрос: "Как изменить их эмоции в нужном для дела направлении?".

Казалось бы, это известно всем. Действительно, здесь  нет ничего принципиально нового. Но на практике мало кто делает хоть что-то в этой области. Стиль менеджмента  остаётся прежним: указания, директивы, инструкции… Директивный стиль менеджмента так и остаётся основным на сегодняшний день. Эмоциональная компетентность воспринимается руководителями как нечто малозначительное, а порой и совершенно лишнее. Ну, а те менеджеры, которые осознают необходимость изменений, к сожалению далеко не всегда знают, что нужно делать.

Действительно, что можно сделать для того, чтобы работа стала для сотрудников  более интересной, увлекательной, стимулирующей  активность? Как создать в компании атмосферу доверия и поддержки? Вопрос непростой. Прежде всего, следует перестать относиться к сотрудникам как к рабочему инструменту. Работник - это не бездушный механизм, это живой человек. А это значит, что у него есть эмоции - хотим мы того или нет. И от того, какие эмоции он испытывает на работе, во многом зависит его самоотдача, его продуктивность. Руководители всех рангов должны понимать, что способность позитивно влиять на эмоции сотрудника повышает эффективность его работы, улучшает его отношения с коллегами, взаимодействие с клиентами. Признание факта влияния эмоций на производительность труда - первый шаг, за которым последуют остальные.

Для эффективного воздействия на эмоциональную сферу  сотрудников желательно проведение семинаров и тренингов по эмоциональной  компетентности для менеджеров компании. Это позволит менеджерам научиться качественно управлять своими эмоциями и влиять на эмоции своих сотрудников в интересах дела. Небольшие изменения в стандартных процедурах так же дадут положительный эффект. Например, такой простой элемент, как выявление в процессе собеседования при найме нового сотрудника его жизненных ценностей и потребностей позволит в дальнейшем эффективно мотивировать сотрудника на эмоциональном уровне. Корпоративная культура компании должна предусматривать беседы о внутреннем мире человека, его стремлениях и желаниях, что позволит эффективно влиять на эмоции сотрудников. Управление персоналом обязательно должно затрагивать эмоциональные факторы. И, конечно, сам стиль менеджмента в компании должен стать, по возможности, менее директивным. Времена меняются и директивный стиль управления постепенно уходит в прошлое. Например, целесообразным будет внедрение элементов коучинга - одного из наиболее эффективных стилей управления на сегодняшний день. Коучинг позволит не только значительно повысить эффективность управления, но и обеспечит позитивное влияние на эмоциональную сферу сотрудников. Обучить менеджеров основам коучинга или же ввести коуча в штат - это уже на усмотрение руководства компании. Таким образом, вариантов влияния на эмоциональную сферу сотрудников довольно много, нужно лишь захотеть начать изменения в этой области. Но, в любом случае, эффект многократно окупит расходы.

Информация о работе Эмоции в управленческой деятельности