Эмоции в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

На мой взгляд, эта тема очень актуальна потому, что многие руководители со «стажем» не уделяют достаточного внимания психологическим аспектам своей деятельности, в частности эмоциональному состоянию, как собственному, так и своих сотрудников. Не смотря на то, что они достаточно долго находятся на руководящих должностях, они не понимают причин, по которым их деятельность неэффективна, а причина этому недостаточные знания в области психологии управления персоналом.
В следующих разделах своей контрольной работы я подробнее раскрою спектр психологических аспектов и покажу, как эмоции влияют на трудовую деятельность руководителя. Эту тему контрольной работы я выбрала потому, что она имеет для меня большое практическое значение, т.к. я работаю администратором магазина и в дальнейшем планирую подняться по карьерной лестнице.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ЭМОЦИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3
ЭМОЦИЯ 3
РОЛЬ ЭМОЦИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
Управление эмоциями 9
Эмоциональное воздействие на человека 10
Групповые эмоциональные состояния и их влияние на личность. 14
Эмоции в повседневной жизни и их влияние на карьеру 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Психология Вариант 27.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Дисциплина: Психология управления.

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ


государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 


«Российский государственный торгово-экономический  университет»

 


Кафедра естественных дисциплин

 

 

 

Контрольная работа

По  дисциплине «Психология управления»

Вариант № 27  контрольная работа № 1

 

 

 

                         Работу выполнила

         студентка гр. Эпи-23

                                                                                   Преподаватель:              


                                                              

 

         Защищена с оценкой

         …………………………

         Дата…………………….

         Подпись………………..

 

 

Пермь, 2011


 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоции в  управленческой деятельности

Введение  

 На мой  взгляд, эта тема очень актуальна  потому, что многие руководители  со «стажем» не уделяют достаточного внимания психологическим аспектам своей деятельности, в частности эмоциональному состоянию, как собственному, так и своих сотрудников. Не смотря на то, что они достаточно долго находятся на руководящих должностях, они не понимают причин, по которым их деятельность неэффективна, а причина этому недостаточные знания в области психологии управления персоналом.

В следующих разделах своей контрольной работы я подробнее раскрою спектр психологических аспектов и покажу, как эмоции влияют на трудовую деятельность руководителя. Эту тему контрольной работы я выбрала потому, что она имеет для меня большое практическое значение, т.к. я работаю администратором магазина и в дальнейшем планирую подняться по карьерной лестнице.

Поэтому, работая с литературой, я очень много познала нового, проанализировала свои плюсы и минусы, и, следовательно, совсем по-другому взглянула на роль руководителя и подчинённого. Я поняла, насколько сильно влияет эмоциональное состояние на процесс работы, и насколько важно уметь различить, проконтролировать свои эмоции и правильно настроить коллектив для благоприятного сотрудничества. Я считаю, что руководителю обязательно нужно изучить эту тему и использовать в практике, так как она является полезной и интересной и принесёт только положительные результаты.

Эмоции в управленческой деятельности

Эмоция

Давайте, для начала, разберёмся, что  же такое эмоция и с чем её едят.

Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание».

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.

В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект).1

В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.2

Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Особенности

Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.1 

Другая  важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.1

Валентность (тон)

Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.

Интенсивность

Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула Симонова.

Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности  и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов

Стеничность

В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).

Содержание

Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций, причём количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией, в связи с чем некоторые учёные в прошлом выдвигали теории о том, что эмоции являются следствием физиологических реакций (теория Уильяма Джеймса и Карла Ланга), что, однако, было опровергнуто экспериментально (эксперименты на собаке с пересаженной В. П. Демиховым второй головой). На связи конкретных видов эмоций с конкретными физиологическими реакциями построены и работы Пола Экмана.

Физиология

Эмоции проявляются как внешнее  поведение и как перестройка  внутренней среды организма, имеющая  своей целью адаптацию организма  к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.3

Еще Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врожденный характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным — приматам, собакам и другим.4

Мимическая  обратная связь

Известно, что не только эмоции могут  вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика инициирует появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать.

Эмоции и  стресс

Слишком сильные эмоции, не зависимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим.

Формулы эмоций

Формула Симонова

Широкое признание приобрела созданная советским психофизиологом Павлом Васильевичем Симоновым формула, в краткой символической форме представляющая совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции.

Э = f( П (Ин-Ис))

где Э — эмоция, её степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин-Ис) — оценка вероятности (возможности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект.

Эта формула не применяется для получения конкретных количественных значений, а только для иллюстрации самого принципа формирования положительных или отрицательных эмоций различной силы.5

Формула К. В. Анохина

В формуле Симонова фигурирует величина Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности. Это означает, что потребность еще не удовлетворена, то есть ситуация по удовлетверению потребности еще не завершилась. Эмоции, возникающие до завершения ситуации называются предшествующими. Таким образом формула Симонова применима, в лучшем случае, только к предшествующим эмоциям.

Кроме предшествующих есть так называемые констатирующие эмоции, возникающие  после завершения ситуации. Для констатирующих эмоций Константином Владимировичем Анохиным разработана теория эмоций, которая утверждает, что знак и сила эмоции определяются степенью достижения цели. Если цель достигнута, то возникает положительная эмоция, если не достигнута, то отрицательная.

Мимика — универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.

Существует так называемый феномен  «эмоционального заражения» — эмоции, особенно в среде стадных животных, проявленные в поведении одной особью, вызывают сходные эмоции у других особей, которые эти проявления наблюдают. В человеческой среде этот эффект так же присутствует и особенно заметен в поведении толп.

Микровыражения

Согласно теории Пола Экмана, эмоции человека всегда сопровождаются по крайней мере микровыражениями.

Психологические теории эмоций

По ряду вопросов о внутренней структуре, функциях и другим особенностям эмоций в психологии до сих пор нет единого мнения. Существует целый ряд теорий, пытающихся дать свои ответы на эти вопросы.

Эмоциональный отклик

Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж — восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (чувствовать себя в гармонии с природой, с людьми или человеком). Это эмоциональное созвучие

Эмоциональные процессы

Эмоции

Беспокойство · Боль · Боязнь · Гнев · Гордость · Грусть · Досада · Замешательство · Злорадство · Изумление · Метанойя · Надежда · Напряжённость · Неуверенность · Ностальгия · Огорчение · Одиночество · Оскорблённость · Отчаяние · Печаль · Радость · Скука · Счастье · Сожаление · Тоска · Тревога · Увлечённость · Удивление · Удовлетворение · Удовольствие · Унижение · Уныние · Фрустрация · Эйфория · Энтузиазм

Чувства

Агапэ · Амбивалентность · Антипатия · Благодарность · Благоговение · Вина · Влечение · Влюблённость · Враждебность · Возмущение · Жалость · Зависть · Любовь · Нежность · Ненависть · Неприятие · Интерес · Презрение · Пренебрежение · Привязанность · Раздражение · Разочарование · Раскаяние · Ревность · Симпатия · Скорбь · Сторге · Страсть · Страх · Стыд · Трепет · Филия

Аффекты

Испуг · Паника · Ужас · Эйфория · Экстаз · Ярость

Настроения

Скука


 

 

Роль эмоций в управленческой деятельности

А сейчас разберёмся кто такой управленец, и, причём тут эмоции.

«Менеджмент – это развитие, воздействие на людей» - так много лет назад сказал Лоуренс Эппли, президент Американской ассоциации управления. И добавить к этому нечего.

Начальник-это  самый модный род занятий, который появился задолго до Homo Sapiens: Вожак, вождь, лидер, директор, председатель, руководитель подразделения, командир – вот далеко не полный перечень его имён.

Чем же отличаются эти люди от всех остальных? Какими качествами должен обладать человек, чтобы не просто ему нравилось, что он ими руководит.

Личностные  свойства управленца – это непростой, неоднозначный тип характера: наряду с живостью, общительностью, элементами артистичности, умением быть убедительными и настойчивыми, не теряя при этом теплоты эмоционального настроя.

Информация о работе Эмоции в управленческой деятельности