Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:56, курсовая работа
Эмоции и чувства - это отражение объективных отношений, в которых находятся предметы и явления окружающей нас действительности. При этом данные отношения человек субъективно переживает как свои отношения к предметам и явлениям, вызвавшим определенные эмоциональные переживания. Эмоции и чувства определяют то или иное отношение человека к внешним или внутренним раздражителям, они окрашивают потребность личности к чему-либо и являются источником потребности в чем-либо.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие: эмоция, чувство. Эмоциональные состояния……………….4
2. Формы эмоциональных процессов……………………………………..8
3. Стресс. Характеристика стресса……………………………………….13
4. Эмоции и личность……………………………………………………..19
5. Взаимосвязь между эмоциями и работоспособностью………………24
Заключение………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………………..27
Настроение – это целостное жизнеощущение, сохраняющееся в течение относительно продолжительного периода и окрашивающее все поведение человека .В хорошем, приподнятом настроении жизнь воспринимается в розовом свете, предстоящая работа кажется легкой и приятной. При плохом, угрюмом настроении все представляется в серых тонах. Та же самая работа становится тяжелой и невыносимой. Настроения как форма выражения эмоций характеризуются относительно небольшой силой, недолгой продолжительностью они влияют на поведение в целом и на другие эмоции. Настроение возникает под воздействием комплекса причин – внутренних и внешних. К внутренним причинам относятся: физическое самочувствие, хронические заболевания, различные процессы в организме, свойства нервной системы, темперамента и характера. Внешние причины в основном связаны с соотношением успеха и неудач в жизнедеятельности человека, с характером межличностных отношений, которые его связывают с другими людьми, с тем, насколько человека принимают или отвергают. Отдельные воздействия также могут изменить настроение человека, например хорошая оценка его улучшает, плохая – ухудшает. На настроение человека могут повлиять похвала, порицание, доброе или обидное слово, ласковый или косой взгляд. Часто человек не осознает всех причин, определяющих его настроение. Путь к управлению своим настроением лежит через рефлексию, самопознание, самоанализ, овладение средствами психической саморегуляции . В трудных, напряженных условиях, в конфликтных ситуациях или при экстремальных воздействиях эмоции могут переходить в стресс.
3. Стресс. Характеристика стресса.
Стресс – это необычная реакция организма на любое сильное воздействие. «С точки зрения стрессовой реакции, – писал Г.Селье, – не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение или интенсивность потребности в перестройке, или адаптация».
Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы – усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое – вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности, а могут «жить» в воображении человека. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. При этом стресс, превышающий возможности нашего организма, истощает энергию, нарушает деятельность, заставляет чувствовать себя бесполезными и ненужными. Можно сказать, что стрессы составляют естественную часть человеческой жизни. Если их нет по естественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером сказанному может служить то, как люди сами загоняют себя в стресс, оставляя дела до последнего момента. Причем они не торопятся не только с неприятными, но и с приятными делами, даже если от их выполнения получают удовольствие или материальные блага. Так, известный французский писатель Бальзак писал только тогда, когда у него накапливалось много долгов. Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интерес к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. «Различным людям для счастья требуются различные степени стресса», – отмечал Г.Селье.
В настоящее время, в зависимости от результатов стресса, ученые различают:
– эустресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм);
– дистресс (отрицательный стресс с нежелательным, вредоносным эффектом).
В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому. Физиологические механизмы мобилизуют организм в ответ на то воздействие, которому он подвергся. Такие реакции чаще связанные с «борьбой или бегством», формируются на уровне автономной нервной системы автоматически. То есть мы не можем повлиять на их проявления так же, как не влияем на прилив крови к желудку во время еды или к коже, когда мы заходим в холодную воду. Тело осознает необходимость ответа и осуществляет его без нашего указания. Проблема заключается в том, что любая реакция может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго.
Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями, проследившими смертность от коронарной болезни у представителей 13 профессиональных групп. Выяснились довольно любопытные сведения: врачи-хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты – в 5 с лишним раз. В других исследованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. На первый взгляд, между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Но если вдуматься, это общее обнаружить нетрудно: оно в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий. Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Для этого вида стресса характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, увеличение ошибок и неправильных решений, мышление становится спутанным, неспособным оценивать существующие условия или прогнозировать последствия. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда в течение длительного времени человек остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть оставлены, увлечения заброшены. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Ответственность за происходящее возлагается на других людей. Возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства. Таким образом , организм реагирует на стресс по одному шаблону: сначала он ощущает трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести не в состоянии.
Первый этап – реакция
тревоги – фаза мобилизации защитных
сил организма, повышающая устойчивость
по отношению к конкретному
Проводя эксперименты, ученые
обнаружили, что через сутки после
возникновения реакции тревоги
в организме обязательно
На первой стадии адаптационный
процесс осуществляется за счет повышения
функциональной активности органов
и тканей, принимающих участие
в данном процессе. Существенных структурных
перестроек не происходит. Так организм
реагирует на слабое внешнее воздействие.
Увеличение его интенсивности
Иными словами, в том или другом случае организм отвечает на воздействие «специфической реакцией». Но если есть специфические реакции, то, наверное, должны быть и неспецифические, когда организм реагирует совершенно одинаково на разнообразные воздействия. Это положение и было положено Г. Селье в основу созданной им теории общего адаптационного синдрома, суть которого в несколько упрощенном виде можно изложить следующим образом: все раздражители (стрессоры) активизируют гипофиз, который, выделяя адренокортикотропный гормон, стимулирует секрецию надпочечниками кортикостероидных гормонов. Кортикостероиды в свою очередь оказывают влияние на органы и ткани, повышая тем самым устойчивость организма к различным стрессорам. Такие реакции стали называть стрессорными. В стрессорных реакциях, как в последнее время установлено, в большей или меньшей степени принимают участие все эндокринные органы. Качественно различные стрессорные воздействия реализуются разными путями, а это определяет количество и очередность выбрасываемых в кровь гормонов, что и обусловливает потребность в регулярных тренировках. Как показывает практика, некоторые руководители, недооценивая это, не соблюдая требований гигиены умственного труда, страдают от сильных нервных перенапряжений и эмоциональных перегрузок, нередко нарушающих сон, функции вегетативной нервной системы. Это проявляется в повышенной возбудимости, вспыльчивости, нервозности, значительном переутомлении. Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»). Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.
4. Эмоции и личность.
Эмоции в соответствии
с их основными характеристиками
относятся к каждому из трех типов
психических явлений: психическим
процессам, психическим состояниям
и психическим свойствам
Информация о работе Эмоции и чувства как психические явления