Чувства и эмоции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:19, реферат

Описание работы

Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.36 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию РФ

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Алтайский государственный  университет»

Химический факультет

Кафедра Неорганической химии

Тема:   Чувства и эмоции  

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Задумываясь об эмоциях  и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным  на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря  познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов  вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах  и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и  фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря  воле и активной деятельности, человек  осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости  и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?

В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без  эмоций, без чувств.

Недаром издавна возникло представление о трехчленной  структуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности  ума и сердца — «ум с сердцем  не в ладу» и т.д. При этом, как  отмечали историки психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной  жизни оставалось уделом поэзии и  музыки. Однако в наши дни проблемой  эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы. И одним из главных вопросов остается — зачем нужны чувства? Иными  словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни  человека?

                                                    

 

1 Понятие  об эмоциях и чувствах                                                                                      Пошли мне бури и ненастья,

Даруй мучительные  дни,–

Но от преступного  бесстрастья,

Но от покоя  сохрани!

И. А. Аксаков

 

Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства — положительное  или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком  в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания  называют эмоциями или чувствами.

Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его  отношение к действительности. Эмоции и чувства органически связаны  между собой, но по содержанию и форме  переживания они не тождественны.

Эмоция — это  общая активная форма переживания  организмом своей жизнедеятельности.

Различают простые  и сложные эмоции. Переживания  удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли — это простые эмоции. Они  свойственны и людям, и животным Простые эмоции в человеческой жизни  превратились в сложные эмоции и  чувства. Характерным признаком  сложных эмоций является то, что  они возникают к результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.

Чувства — это специфически человеческие, обобщенные переживания  отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции — радость, любовь, гордость или  горе, гнев, стыд и т.п.

Эмоции и чувства  характеризуются: качеством и полярностью, активностью и интенсивностью.

В чувстве проявляется  отношение человека к работе, событиям другим людям, к самому себе. По качеству переживания отличают одни эмоции и  чувства от других, например радость  от гнева, стыда, возмущения, любви и  т.п.

Эмоциям и чувствам свойственна полярность. Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут проявляться противоположно: «радость — горе», «любовь — ненависть», «симпатия — антипатия», «удовлетворение — недовольство». Полярные переживания представляют явно выраженный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности.

Различают стенические эмоции и чувства — те, что усиливают активность, понуждают к деятельности, и астенические — те, которые угнетают человека, ослабляют его активность, демобилизуют.

В зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния  и отношения к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и  чувства проявляются более или  менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными.

Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что  они захватывают человека целиком. Осуществляя мгновенную интеграцию, объединяя в целое все функции  организма, эмоции сигнализируют о  полезных или вредных влияниях на организм. Благодаря этому эмоции имеют универсальное значение для  жизни организма.

Охватывая все разновидности  переживаний человека – от глубоко  травмирующих страданий к высоким  формам радости и ощущения жизни, — эмоции могут стать положительным  фактором жизнедеятельности — повышать активность организма, и негативным — угнетать все его функции.

Известным физиологом П.К. Анохиным, установлено, в частное  то, что эмоции, а именно продолжительные  негативные эмоции (страх, переживание  боли и т.п.), играют решающую роль в  развитии так называемых нейрогенных  заболеваний[1].

Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается положительными или негативными переживаниями  в разнообразных их вариациях. Характер переживаний обусловливается отношением человека к потребностям и обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению.

Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, даже таких, которые свойственны как людям, так и животным — гнев, страх, радость, грусть и т.п. Человеческие эмоции коренным образом изменились в процессе исторического развития, они очеловечились, приобрели своеобразные особенности.

У человека как общественного  существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства —  моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственно только человеку.

Эмоции и чувства  человека связаны с его деятельностью: деятельность вызывает разнообразные  переживания отношения к ней  и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами.

Чувства обогащают  жизнь человека. Идеи без чувств — холодны, «светят, но не греют», лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело. Убежденность без  чувств невозможна.

2 Физиологические механизмы  эмоций и чувств

 

«…Проверил  я алгеброй гармонию»

А.С. Пушкин

 

Эмоции и чувства  представляют собой сложную реакцию  организма, в которой участвуют  почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и  всех других психических процессов, является рефлекторной. Физиологическим  механизмом эмоций как таковых является деятельность подкорковых нервных  центров — гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоции и чувств, осуществляя функцию регуляции подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознанием человеком своих переживаний.

Между корой и подкорковыми центрами нервной системы постоянно  происходит взаимодействие. Подкорка оказывает положительное влияние  на кору больших полушарий как  источник их силы, тонизирует кору мозга, посылая к ней мощные потоки раздражения. Кора регулирует возбуждения, идущие из подкорки, и под ее действием одни из этих возбуждений реализуются  в деятельности и поведении, а  другие тормозятся в зависимости  от обстоятельств и состояний  человека. Поддержка или нарушения  устойчивости нервных связей вызывает разнообразные эмоции и чувства.

Одним из физиологических  механизмов чувств является динамические стереотипы, системы временных нервных  связей. Здесь возникают чувство  тяжести и легкости, бодрости и  усталости, удовлетворения и обиды, радости, торжества и отчаяния и  т.п.

В возникновении и  движении чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет наши настроения, вызывает увлечения, глубокие переживания. Лучшим показателем этого являются чувства, вызываемые поэтическими произведениями. Осознавая как ситуацию, которая  вызывает определенные чувства, так  и сами чувства, мы можем уменьшить  силу переживания, воздерживаясь или  регулируя их, но внешнее выражение  эмоций и внутреннее эмоциональное  и чувственное состояния при  этом сохраняются.

3 Выражение эмоций  и чувств

 

Тогда на землю  я упал;

И в исступлении  рыдал;

И грыз сырую  грудь земли,

И слезы, слезы  потекли

В нее горючею  рекой...

М.Ю. Лермонтов

 

Переживания эмоциональных  состояний — радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. — всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешние  выражения эмоций и чувств проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя или висцеральная выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении, изменениях в эндокринных железах, органах пищеварения и выделения.

Эти внутренние переживания  бывают астеническими или сте-ническими, то есть проявляются через подавление или возбуждение.

Внешнее или экспрессивное  выражение эмоций и чувств заметно  даже у младенцев. Но у них оно  еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с освоением ребенком речи, экспрессивное выражение эмоций и чувств приобретает разнообразные оттенки. Богатство их настолько велико, что в языке существуют около 5000—6000 слов, которыми преимущественно передаются переживания.

С опытом и развитием  речи ребенок постепенно овладевает экспрессивными выражениями, в какой-то степени задерживает их, но это  не значит, что этим тормозится эмоция. Нейрофизиологи считают, что в таких  случаях угнетаются только те или  иные периферийные компоненты эмоций — движения, мимика, сама же эмоция, раз она возникла, неизбежно распространяется на другие, преимущественно висцеральные компоненты[2]. Формирование выдержки у детей положительно отражается на их жизнедеятельности и отношениях в коллективе.

С овладением экспрессивными способами выражения эмоций и  чувств формируются способности  воспринимать и понимать разнообразные  формы и оттенки выражения  переживаний, умения их опознавать.

Вместе с этим развивается  умение пользоваться экспрессивными способами  выражения чувств с целью оказывать влияние на других. Эта способность необходима для артиста, а особенно для педагога, который, распознав, благодаря наблюдательности, внутренние состояния и переживания, может руководить ими, влиять на других с воспитательной целью собственными экспрессивно выраженными чувствами.

В зависимости от обстоятельств  и состояния человека, его подготовленности к переживаниям, эмоции и чувства  могут быть выражены no-разному. Чувство  страха, например, может вызвать  астеническую реакцию — скованность, шок, или же реакцию стеническую. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия.

Формы и интенсивность  выявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры человека, традиций и обычаев. Это особенно отражается на выражении их внешними способами — мимикой, движениями, жестами. Внутреннее же их выражение (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.

4 Функции чувств  и эмоций

 

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Ф.И. Тютчев

 

Для того чтобы изучить  какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять, какое функциональное значение оно имеет в поведении  индивида — например, ответить на вопрос, для чего в повседневной жизни  служат эмоции и чувства. Проведенный  выше анализ биологических механизмов эмоций позволяет выделить несколько  основных функций эмоций и чувств[3].

1. Подкрепляющая и  закрепляющая функции эмоций. С  общебиологической точки зрения  полезность эмоций заключается  в том, что они представляют  собой механизм, «удерживающий жизненный  процесс в его оптимальных  границах и предупреждающий разрушительный  характер недостатка или избытка  каких-либо факторов жизни данного  организма». Будучи тесно связанной  с удовлетворением или неудовлетворением  актуальной потребности, эмоция  выступает как подкрепляющий  фактор, который толкает организм  на устранение исходной потребности[4]. Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Отсюда можно заключить, что в общебиологическом плане функция эмоций заключается в выполнении ими роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего полезное действие. Отсюда вытекает и значение эмоций в научении и обучении. В научении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика. Без положительных эмоций не может быть эффективного обучения.

Информация о работе Чувства и эмоции