Эмоции и чувства как психические явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Эмоции и чувства - это отражение объективных отношений, в которых находятся предметы и явления окружающей нас действительности. При этом данные отношения человек субъективно переживает как свои отношения к предметам и явлениям, вызвавшим определенные эмоциональные переживания. Эмоции и чувства определяют то или иное отношение человека к внешним или внутренним раздражителям, они окрашивают потребность личности к чему-либо и являются источником потребности в чем-либо.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие: эмоция, чувство. Эмоциональные состояния……………….4
2. Формы эмоциональных процессов……………………………………..8
3. Стресс. Характеристика стресса……………………………………….13
4. Эмоции и личность……………………………………………………..19
5. Взаимосвязь между эмоциями и работоспособностью………………24
Заключение………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

КурсоваЯ.docx

— 51.79 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ (МФПУ)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

По  предмету: Общая психология

На  тему: Эмоции и чувства как психические  явления

 

           

 

 

                                         

 

Работа выполнена

Студентом группы ВМ-11-5

Пушкин А.В.

Преподаватель-рецензент

 

 

 

 

Махачкала, 2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие: эмоция, чувство. Эмоциональные состояния……………….4

2. Формы эмоциональных  процессов……………………………………..8

3. Стресс. Характеристика  стресса……………………………………….13

4. Эмоции и личность……………………………………………………..19

5. Взаимосвязь между эмоциями  и работоспособностью………………24

Заключение………………………………………………………………...26

Список литературы………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эмоции и чувства - это  отражение объективных отношений, в которых находятся предметы и явления окружающей нас действительности. При этом данные отношения человек  субъективно переживает как свои отношения к предметам и явлениям, вызвавшим определенные эмоциональные  переживания. Эмоции и чувства определяют то или иное отношение человека к  внешним или внутренним раздражителям, они окрашивают потребность личности к чему-либо и являются источником потребности в чем-либо.     

      Эмоции есть и у животных, но чувства - только у человека. К чувствам относят лишь те эмоции, которые определяются включением их в структуру работы второй сигнальной системы.

      Чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания  возникают и изменяются в связи  с происходящими изменениями  в окружающей среде или в организме  человека.

      Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие: эмоция, чувство. Эмоциональные состояния

      Эмоция. Формы переживания человеком своего отношения к различным объектам, как удовольствие , радость, горе, любовь, называются чувствами, или эмоциями. Также эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

      Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворение им потребностей. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе и творчестве. Эмоции часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей.

      Эмоции (чувства) являются формой непосредственного, чувственного познания окружающего и в этом отношении они могут как-то сопоставляться с другими формами чувственного познания, например, с восприятием или представлением. Однако этой принадлежностью тех и других к чувственному познанию их сходство и ограничивается. Восприятие и представление есть наглядные, образные формы познания, так как их содержанием являются чувственные образы предметов и явлений.

      Эмоции же, будучи чувственными, лишены наглядности, они не являются образами предметов внешнего мира. Содержанием чувств, в отличие от этого, является субъективное состояние воспринимающего мир человека, индивида. Это субъективное состояние характеризуется не образностью, а целостной реакцией всего организма, основывающейся на многообразных изменениях в различных тканях и органах, вообще во внутренней среде организма.    

      Соответствующие экспериментальные исследования показали, что у человека в момент достаточно сильной эмоции наблюдаются изменения частоты сердечных сокращений, ритма и амплитуды дыхания, уровня артериального давления, насыщения крови кислородом, гормональной активности, интенсивности обменных процессов и другие вегетативно-метаболические сдвиги, сочетающиеся с соответствующими двигательными реакциями и придающие последним неповторимые и своеобразные оттенки (мимика и пантомимика).

    Именно благодаря таким многообразным изменениям чувства переживаются как целостные реакции всего организма, усиливающие или ослабляющие возможности его деятельности, в чем и заключается их приспособительное значение.

      Чувства человека определяются включенностью его в реальную жизнь, в конкретные социальные отношения. В зависимости от характера внешнего стимула, раздражителя, воздействующего на человека, и общего эмоционального фона его эмоция будет либо приятной, радостной, либо неприятной с оттенком тревоги или грусти; либо напряженной, возбужденной, либо с оттенком разрядки и успокоенности. Таких "частных" эмоций на подобные конкретные события текущей жизни за один день может быть множество, но как реакция на данное событие они непродолжительны и поочередно следуют одна за другой.

      Чувство. Выражение человеком долговременного оценочного отношения, называют чувством. В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться всю жизнь. Чувства выражаются через определенные эмоции, в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство.

      Чувство - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.

      Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.

      Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря "эмоциональных констант") и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны.

      Чувства могут иметь различные уровни конкретности - от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя имеют свои биологически детерменированные основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.

      Воспринимая окружающий мир, его явления и предметы в бесконечном многообразии их формы, цвета и величины, человек не остается пассивным созерцателем. Восприятие этих объектов внешнего мира, сложнейших ситуаций, включающих межлюдские отношения, так же, как и внутренних ощущений собственного тела, сопровождается особым отношением человека к этим объектам и событиям, его определенной субъективной реакцией.           

      Чувства, как одна из форм непосредственного познания, характеризуются рядом особенностей. Прежде всего, чувствам свойственна полярность: приятное - неприятное, радость - грусть, веселье - печаль и т.д. Для понимания природы чувств необходимо учитывать такие их свойства, как возбужденность - успокоенность, напряженность - разрядка, которые тоже подчеркивают полярность их качеств.

Виды  эмоций:

      - Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.

      - Собственно эмоции - это кратковременное или достаточно сильное выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

      - Аффект - это быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия.

 

 

 

2. Формы эмоциональных  процессов.

Качества, характеризующие  каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многообразие форм их выражения. Основные формы выражения  эмоций – чувственный тон, ситуативная  эмоция, аффект, страсть, чувство, настроение и стресс. Чувственный тон проявляется в том, что многие ощущения человека имеют определенную эмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, а воспринимаем его как приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем удовольствие или неудовольствие. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А.Н. Леонтьев называл этот феномен «пристрастностью» отражения мира и считал его одной из существенных особенностей человеческого познания. Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их основными характеристиками принято считать относительно небольшую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую выраженность внешних проявлений. Человек вышел из дома, порадовался хорошей погоде, огорчился, что не успел на автобус, в следующем автобусе оказалось много народу, пришлось стоять в неудобной позе, что вызвало недовольство и раздражение, около работы встретил друзей, радостно поприветствовал их, и так на протяжении всего дня. Ситуативные эмоции, как правило, не оказывают на поведение человека сильного влияния. В то же время при заметном преобладании в течение длительного периода положительных или отрицательных эмоций они способны изменить его настроение, повысить или снизить работоспособность. Если происходящие события имеют для человека очень высокую значимость, а ситуация для него слишком сложна и он не справляется с ней, его эмоциональная реакция может выразиться в форме аффекта.

 

Аффект – это эмоция, отличающаяся бурным протеканием, ярко выраженными поведенческими реакциями  и вегетативными симптомами. Аффекты  характеризуются кратковременностью, большой силой как переживания, так и внешних проявлений –  двигательных и вегетативных. Аффект полностью захватывает психику  человека, так как обладает свойствами доминанты, тормозит все другие процессы. Это влечет за собой сужение, а  порой и отключение сознания, изменения  в мышлении и, как следствие этих изменений, неадекватное поведение. При сильном страхе, например, из-за того, что он не в состоянии объективно проанализировать ситуацию, человек принимает неправильное решение и совершает нецелесообразные действия. В состоянии гнева многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них часто переходит в агрессию. Человек краснеет, кричит, размахивает руками, может ударить противника. Справиться с аффектом, управлять в этом состоянии своим поведением очень трудно. Когда аффект проходит, человек не всегда способен вспомнить все, что с ним происходило и, как правило, осуждает себя за невыдержанность, поведенческий и эмоциональный срыв. Почти все пережитые аффекты запоминаются. Их влияние на психику столь велико, что часто даже воспоминание вызывает реакцию следового аффекта. Человек в своей памяти как бы заново его переживает. Изучив механизм" следового аффекта, А.Р. Лурия в начале 1930-х гг. создал первый детектор лжи. Его действие основано на том, что при назывании слов, связанных с пережитым аффектом, человек проявляет (неосознанно) комплекс вегетативных и двигательных реакций. Первоначально детектор лжи использовался при ответах на вопросы в процессе допроса. В настоящее время в отечественной криминалистике он не применяется, во-первых, по этическим мотивам, во-вторых, из-за возможности получить недостоверную информацию, так как однотипное изменение вегетативных показателей происходит при разных эмоциях. Выражение эмоций в форме аффекта не желательно ни в семье, ни в трудовом коллективе, ни в других жизненных ситуациях. За исключением редких случаев развития патологического аффекта, сопровождающегося глубоким помрачением сознания, человек ответствен за свои действия, совершенные в состоянии аффекта. Существуют специальные приемы, которые помогают человеку справиться с сильной эмоцией и не допустить ее превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать ее истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться, глубоко и ритмично дышать, привлечь заранее заготовленный «дежурный образ» приятного события в своей жизни, попытаться посмотреть на себя со стороны, развести само переживание от предмета, «вызвавшего его». Аффект можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, культуры производственных и межличностных отношений.

Чувства формируются в  условиях жизни человека в обществе. Чувства, отвечающие высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Любовь к Родине, своему городу, своему народу, к другим людям – это примеры таких чувств. Они характеризуются сложностью строения большой силой и продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретной ситуации и от состояния организма. Любовь матери к своему ребенку – высшее чувство, не зависящее от настроения или от того, какую отметку он получил. Мама может рассердиться на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным. Сложность высших чувств определяется их комплексным строением . Они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристализуются на определенном предмете. Например, влюбленность – менее сложное чувство, чем любовь, поскольку кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и многие другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви. В зависимости от характера отношений человека к различным объектам социальной действительности выделены основные виды высших чувств: моральные, практические, интеллектуальные и эстетические . Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе. Это, например, чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть регулирующие межличностные отношения. То, какие моральные чувства присущи человеку, во многом зависит от условий его жизни в обществе, взаимоотношений с другими людьми, воспитания. Эти факторы определяют место духовных потребностей и ценностно-смысловых установок в структуре направленности личности. Чувство любви к Родине складывается, когда понятие «Родина» наполняется личностным смыслом. Для этого важно знать историю своей страны, ее достопримечательности, памятники культуры, знакомиться с выдающимися произведениями искусства, с жизнью и деятельностью выдающихся людей, принимать активное участие в общественной и культурной жизни. Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются практическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или неуспешностью, при наличии трудностей и их преодолении, при завершении работы. К позитивным практическим чувствам относятся трудолюбие, чувство увлеченности работой, приятная усталость, удовлетворенность от выполненного дела. Они способствуют достижению целей трудовой деятельности и формированию отношения к труду как к ценности. При преобладании негативных практических чувств человек воспринимает труд как каторгу. Это влияет на его общее мироощущение, препятствует развитию и самореализации личности. Многие виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной работы. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение. Интеллектуальные чувства способствуют развитию учебных интересов и повышению эффективности учебной деятельности школьников. Чувства, которые человек испытывает при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими .Человек испытывает эстетическое наслаждение, воспринимая красоту природы, произведений искусства, других людей, чувствуя гармонию линий и цветов, слов и звуков. Эстетические чувства детей воспитываются через их приобщение к природе, совместное любование лесом, рекой, солнцем, каждой травинкой. С ранних лет детям полезно заниматься рисованием, музыкой, танцами и другими видами художественной деятельности, постигая законы красоты и гармонии. Воспитание высших чувств носит культурно-исторический характер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей, народных традиций и ритуалов. Большое значение в жизни человека имеет то, какие настроения преобладают в его эмоциональной сфере.

Информация о работе Эмоции и чувства как психические явления