Экзистенциальный гуманистический подход в психологии (Р.Мэй)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 01:18, реферат

Описание работы

Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология»
Ролло Мэй (род. в 1909 г.) – Один из ведущих экзистенциальных психологов в США. Мэй пытался совместить реформированный психоанализ З. Фрейда с идеями С. Кьеркегора, прочитанного «онтологически», т. е. сквозь «бытие и время» М. Хайдеггера, «экзистенциальный анализ» Л. Бинсвангера и теологию П. Тиллиха.

Файлы: 1 файл

Экзистенциальный гуманистический подход в психологии.docx

— 38.74 Кб (Скачать файл)

      Экзистенциальный  гуманистический подход в психологии (Р.Мэй).

      Работу  выполнили:

      Гаврилова А 1761

      Гарифуллина Э. 1761

      Кутдусова И. 1761

      Насибуллина Г. 1761

      Сиафетдинова А. 1762

      Хуснутдинова А. 1762

      Гуманистическая психология в качестве своей философской  базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией  Р. Мэя «Экзистенциальная психология»

      Ролло Мэй (род. в 1909 г.) – Один  из ведущих экзистенциальных психологов в США. Мэй пытался совместить реформированный психоанализ З. Фрейда с идеями С. Кьеркегора, прочитанного «онтологически», т. е. сквозь «бытие и время» М. Хайдеггера, «экзистенциальный анализ» Л. Бинсвангера и теологию П. Тиллиха.

      Ролло Мэй родился в 1909 г. в штате Огайо в семье секретаря христианской общины и был седьмым ребенком в семье. Его отец довольно часто перевозил семью с места на место. Взаимоотношения родителей были сложными, поэтому жизнь в родительском доме была нерадостной. Кроме того, единственная сестра Мэя, старше его, страдала психозом и некоторое время провела в психиатрической больнице. Мэй изучал искусствоведение в Оберлинском колледже и в 1930 г. получил степень бакалавра гуманитарных наук. Позже он жил в Греции, где в течение трех лет преподавал в школе гуманитарные предметы, в то же время занимаясь историей древнегреческой цивилизации. Помимо этого, одно лето Мэй посвятил изучению индивидуальной психологии в Вене под руководством А. Адлера. Вернувшись на родину, он в 1938 г. получил степень бакалавра богословия в теологической семинарии, где встретился с высланным из нацистской Германии протестантским теологом П. Тиллихом, с которым впоследствии подружился. Именно под его влиянием Мэй обратился к произведениям экзистенциальных философов. В последующие годы Мэй работал в нью-йоркском Институте психиатрии, психоанализа и психологии — главном американском центре неофрейдизма, где рядом с ним работали Э. Фромм и Г. С. Салливан. В 1949 г., после специализации в области клинической психологии в Колумбийском университете, Мэй получил степень доктора философии. Вскоре Мэй заболел туберкулезом и два года лечился в загородном санатории; именно тогда он написал книгу «Смысл тревоги».

      Наиболее  известная работа Мэя «Любовь и воля» (LoveandWill, 1969 b) стала национальным бестселлером и получила в 1970 году премию Ральфа Уолдо Эмерсона за эрудицию в области наук о человеке. В 1971 году Мэй получил премию Американской психологической ассоциации «за выдающийся вклад в теорию и практику клинической психологии».

      После этого Мэй работал в Нью-Йорке: практиковал в качестве частного психиатра, писал книги и статьи, был адъюнкт-профессором в Новой школе социальных исследований при Нью-Йоркском университете, обучающим аналитиком и наблюдателем в Институте Уильяма Алансона Уайта. Затем он переехал в Сан-Франциско, где продолжал практику и преподавательскую деятельность, а также написал ряд новых книг. Скончался Ролло Мэй 22 октября 1994 г.

      Основные  концепции экзистенциально-гуманистического подхода в психологии.

      Экзистенциальный  гуманистический подход в психологическом  консультировании видит пациента как живого человека, существующего в непосредственной данности, а не как сочетание влечений, архетипов и обусловливания. Инстинктивные побуждения и история, конечно, принимаются во внимание, но только как части жизни, борьбы, чувств и мыслей человеческого существа, с его уникальными конфликтами и надеждами, страхами, отношениями. Данный подход подчеркивает, что нормальная тревога и вина присутствуют во всех феноменах жизни, и что в процессе терапии должны изменяться только невротические их формы. Человек может освободиться от невротической тревоги и вины только в том случае, если он в то же время сознает нормальную тревогу и вину.

      Экзистенциальный  гуманистический подход в психологичсеком консультировании имеет дело с переживанием "Я есть" (бытием), культурой (миром), в котором живет пациент, значимостью времени, и с аспектом сознания, называемым трансценденцией. Этот подход никогда не воспринимает пациента в отрыве от его культуры. В наше время проблемы большинства людей – это одиночество, изоляция и отделенность.

      Наше  время это время распада культурных и исторических установлений в любви  и браке, семье, религиях предков  и так далее. Такая дезинтеграция  стала причиной необходимости в  ХХ столетии разных видов психотерапии; люди взывают о помощи в своих  бесчисленных проблемах. Таким образом, экзистенциальное видение мира в  его различных модусах (окружение, социальный мир, и субъективный мир) будет иметь, по всей вероятности, большое  значение. Можно предсказать, что  экзистенциальный подход будет шире использоваться в психотерапии, которая  обращается к психологическим сложностям современных мужчин и женщин.

      Основатели  экзистенциального движения полагали и всегда утверждали, что специальное  обучение терапевтическим техникам можно получить в любой школе  терапии, но заинтересованный студент  ответственен за экзистенциальное осмысление своей профессиональной жизни и  практики. Ролло Мэй разделял экзистенциальную точку зрения на человека еще до того, как узнал это слово. То есть, он обнаружил, еще в то время, когда он жил на Среднем Западе, что существующий человек это многогранное и сложное явление, а не теория о нем. В своей диссертации на звание доктора философии, которая в 1950 году была опубликована под названием "Смысл тревоги", он выступал за концепцию нормальной тревоги как основы экзистенциальной теории человеческих существ. Еще до обучения в Институте Виллиам Алансон Уайта он в полной мере испытал тщетность ортодоксальной практики хождения к аналитику 5 раз в неделю на протяжении двух лет. Он прошел обучение психоанализу в Институте Виллиам Алансон Уайта, в Нео-Фрейдистком институте Нью-Йорка, и уже был практикующим аналитиком, когда в 50-х годах прочел об экзистенциальной терапии, возникшей в Европе. Он понял, что новые концепции экзистенциальной терапии были как раз тем, что ему требовалось, но до сих пор не поддавалось отчетливой формулировке.

      Экзистенциальная модель психодинамики

      Экзистенциальная  модель личности основана на иной концепции  природы внутреннего конфликта. Основной конфликт заключается не в  подавлении инстинктивных драйвов, и не в конфликте со значимыми  взрослыми в детстве человека: вместо этого постулируется конфликт между личностью и "данностями" существования.  

      Нормальная и невротическая тревога   

      Экзистенциальная  терапия определяет тревогу более  широко, чем другие психотерапевтические направления. Тревога возникает  из личной потребности выжить, сохранить  собственное существование, и утвердить  его. Физиологически тревога проявляется  в учащенном биении сердца, увеличении кровяного давления, напряжении скелетных  мышц для борьбы или бегства. Но самое  болезненное переживание это  внутреннее мрачное предчувствие. Ролло Мэй определяет тревогу как "угрозу нашему существованию или ценностям, с которыми мы идентифицируем наше существование".   

      Тревога это более фундаментальное переживание, чем страх. В психотерапии одна из нашей целей состоит в том, чтобы помочь клиенту противостоять тревоге настолько полно, насколько это возможно, и таким образом свести ее к страхам. Со страхами уже можно иметь дело, и целью психотерапии становится работа с ними. Но основная функция терапии – это помочь клиенту противостоять нормальной тревоге, являющейся неизбежной частью человеческого существования.

      Нормальная  экзистенциальная тревога обладает тремя характеристиками. Первое, она  пропорциональна ситуации, с которой  столкнулся человек. Второе, нормальная тревога не требует вытеснения: можно  прийти к ее принятию, как, например, факт собственной смертности требует  принятия. Третье, такая тревога  может использоваться творчески, например, как стимул, способствующий выявлению  дилеммы, из которой возникла тревога, и противостоянию этой дилемме. Что  касается невротической тревоги, то она, во-первых, неадекватна ситуации. Например, родители могут так тревожиться  о том, что их детей может сбить  машина, что никогда не выпускают  их из дома. Во-вторых, она всегда в  какой-то степени подвергается подавлению, большинство из нас, например, подавляет  страх ядерной войны. И в-третьих, невротическая тревога деструктивна, а не конструктивна. Невротическая  тревога скорее парализует человека, чем стимулирует его творчество.

      Функция терапии в рамках экзистенциального  гуманистического подхода заключается не в том, чтобы полностью избавиться от тревоги. Совсем без тревоги никто не смог бы выжить. Старое клише о психическом здоровье как жизни без тревоги абсурдно. Психическое здоровье в том, чтобы жить, насколько возможно, без невротической тревоги, но при этом быть способным переносить неизбежную экзистенциальную тревогу жизни.

      Вина  и чувство вины

      Чувство вины особенно значимо для экзистенциального подхода в консультировании. Вина, подобно тревоге, может принимать и нормальные, и невротические формы. Невротическое чувство вины чаще всего возникает как следствие воображаемых проступков. Нормальное же чувство вины позволяет нам замечать этические аспекты нашего поведения.

      Три формы мира

      Еще одна базисная концепция экзистенциального подхода в психологии – конценпция бытия-в-мире. Она состоит в том, что мы должны понять феноменологический мир, в котором на данный момент существует и участвует пациент. Мир человека невозможно постигнуть через описание окружения, каким бы сложным и полным оно бы ни было. Человеческий мир - это структура значимых отношений, в которых существует личность, и в создании которых она участвует, как правило, не отдавая себе в этом отчета. То есть одинаковые обстоятельства прошлого или настоящего могут иметь разное значение для разных людей. Таким образом, мир включает прошедшие события, которые обусловили экзистенцию каждой личности, и весь широкий набор вариантов детерминирующих воздействий, которые влияют на нас.

      Значение  времени

      Терапевты экзистенциального направления  отметили, что наиболее глубинные  человеческие переживания, такие как  тревога, депрессия и радость, происходят скорее в измерении времени, чем  пространства.

      Может или нет пациент припомнить важные события прошлого, зависит от его решения принимать в расчет будущее. Каждый психолог знает, что пациенты могут вспоминать события прошлого без тени волнения, целое повествование может быть плоским, не имеющим никаких последствий и чрезвычайно утомительным. С экзистенциальной точки зрения проблема не в том, что у пациентов скудное прошлое; скорее они не могут и не обязывают себя прикоснуться к своему настоящему или будущему. Их прошлое не становится живым потому, что ничто не имеет для них значения в будущем. До того, как какое-либо открытие прошлого приобретет для пациента реальность, необходимы надежда и готовность работать ради изменения чего-либо в будущем, будь это преодоление тревоги или других болезненных симптомов или достижение целостности для последующего творчества.  

      Свобода

      Обычно  мы не думаем о свободе как об источнике тревоги. Мы рассматриваем  ее как позитивное понятие. История  Западной цивилизации пронизана  стремлением к свободе и борьбой  за нее. В то же время свобода в  рамках экзистенциального подхода  имеет профессиональное значение –  она есть нечто, что непосредственно  связано со страхом. В рамках экзистенциального подхода свобода означает, что, в противоположность каждодневному опыту, человеческое существо не входит в структурированный мир наследственности, великого замысла и, в конечном счете, покидает такой мир. Ролло Мэй утверждал, что свобода, чтобы быть подлинной, требует от человека противостояния пределам его судьбы.

      Важный  внутренний динамический конфликт основан  на противостоянии свободе: конфликт лежит  между осознанием свободы и беспочвенности и нашей глубокой потребностью в фундаменте и структуре.

      Концепция свободы включает в себя темы, которые  для психотерапии имеют большие  последствия. Наиболее очевидная тема – ответственность. Люди значительно  отличаются друг от друга в том, какую  степень ответственности готовы они принять за свою жизненную  ситуацию и в том, как они избегают этой ответсвенности.

      Другой  аспект свободы это "готовность". Сознавать ответственность за ситуацию значит быть в преддверии действия или, в терапевтической ситуации, в преддверии изменения. Готовность, как указывает Мэй, состоит из желания и решимости. Многие люди испытывают большие трудности в переживании или выражении желания. Желание тесно связано с чувством. Люди с заблокированными аффектами не могут действовать спонтанно, поскольку они не могут чувствовать и, как следствие, не могут желать. "Импульсивный" способ поведения избегает желаний через неразличение их. "Компульсивность", другая форма расстройства переживания желаний, может быть охарактеризована поведением людей, которыми управляют внутренние требования Эго, часто идущие вразрез с сознательно реализуемыми желаниями. Поэтому эти люди не "действуют".

      Стоит человеку действительно испытать желание, как он встает лицом к лицу с  необходимостью решения. Многие люди очень  ясно знают, чего они хотят, но все  же не способны решить или выбрать. Часто они испытывают особую панику при принятии решения; они могут  постараться передать решение кому-либо еще, или действуют таким образом, что решение принимается за них  обстоятельствами, которые они бессознательно вызвали.

Информация о работе Экзистенциальный гуманистический подход в психологии (Р.Мэй)