Экзистенциальный гуманистический подход в психологии (Р.Мэй)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 01:18, реферат

Описание работы

Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология»
Ролло Мэй (род. в 1909 г.) – Один из ведущих экзистенциальных психологов в США. Мэй пытался совместить реформированный психоанализ З. Фрейда с идеями С. Кьеркегора, прочитанного «онтологически», т. е. сквозь «бытие и время» М. Хайдеггера, «экзистенциальный анализ» Л. Бинсвангера и теологию П. Тиллиха.

Файлы: 1 файл

Экзистенциальный гуманистический подход в психологии.docx

— 38.74 Кб (Скачать файл)

      Изоляция

      Важно отличать экзистенциальную изоляцию от других типов изоляции. Экзистенциальная изоляция – это полная изоляция, как от других людей, так и от мира. Она относится к более глубоким слоям, нежели другие формы изоляции.

      Нет более сильного напоминания об экзистенциальной изоляции, чем противостояние смерти. Человек, который встречается со смертью, неизбежно начинает актуально  сознавать изоляцию.

      Лечение

      Экзистенциальный гуманистический подход в терапии применяется главным образом в индивидуальной терапии. Тем не менее, разнообразные экзистенциальные темы и прозрения могут успешно использоваться в различных других терапиях, включая групповую и семейную терапию, терапию пары, и так далее.

      Особенно  широкое применение приобрела концепция  ответственности. Это краеугольный камень группового терапевтического процесса. Групповая терапия основана по большей  части на интерперсональной терапии; групповой терапевтический формат это идеальная арена для того, чтобы определить и исправить неадаптивные межличностные способы поведения. Тем не менее, тема ответственности лежит в основе существенной части межличностной работы.

      (Пример) Рассмотрим следующую последовательность, через которую групповые психотерапевты, явно или скрыто, пытаются провести своих пациентов:

    • Пациенты узнают, каким видят их поведение другие (Благодаря обратной связи от членов группы пациенты научаются видеть себя глазами других людей)
    • Пациенты узнают, что чувствуют другие, когда они ведут себя определенным образом (Благодаря тому, что члены группы делятся друг с другом эмоциональными реакциями на ситуацию)
    • Пациенты узнают, как их поведение формирует мнение окружающих (Благодаря тому, что участники делятся друг с другом чувствами здесь и теперь, они узнают, что в результате у людей складывается определенные мнения и представления о них)
    • Пациенты узнают, как их собственное поведение влияет на мнение о себе (Информация, собранная на первых трех стадиях, приводит пациента к формулировке определенных мнений о самом себе)
 

      Каждый  из этих 4 шагов начинается с поведения  самого пациента, что подчеркивает его роль в формировании его межличностных  отношений; конечный пукт этой последовательности заключается в том, что каждый член группы начинает постигать, что он сам отвественен за то, как другие обращаются с ним, и, более того, он отвечает за то, как он обращается с собой.

      То, что все члены группы "рождаются" одновременно, и придает групповой  терапии ее очарование. Все начинают в группе на равном основании. Каждый постепенно вычерпывает и организует себе жизненное пространство в группе. Таким образом, каждый человек ответственен за межличностную позицию, которую  он выбрал для себя в группе (и, по аналогии, так же и в жизни). Терапевтическая  работа в группе в таком случае не только позволяет людям изменить свое отношение к другим, но и  приобрести опыт того, до какой степени  они сами создают затруднительные  ситуации своей жизни – что  определенно действует как экзистенциальный терапевтический механизм.

      Часто, чтобы определить вклад самого пациента в его трудности, терапевту приходится полагаться на собственные чувства.

 

      Практическое  применение экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании.

Мы разработали план психологической работы с будущими родителями. Работая с мамами и папами на начальном этапе родительства, психолог по существу занимается рассмотрением с ними экзистенциальных моментов бытия. Психолог, в отличие от большинства родителей, представляет, перспективы формирования родительской сферы, качества, которые потребуются от родителя на разных этапах развития ребенка.

Цель психологической работы с будущими родителями - укрепление у будущих родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям», развитие интереса к ребенку, формирование средств взаимодействия с ним.

Задачи: -диагностика готовности к родительству на момент обращения;

               -содействие в индивидуальной и групповой работе укреплению предпосылок для развития этих качеств.

Объектом данной психологической работы являются родители в ожидании первого ребёнка.

Предметом является потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и операциональный блоки родительской сферы.

Функции психолога в консультировании :

  • Внимание к субъективному миру человека
  • Оказание поддержки клиентам
  • Фиксация на чувствах и их невербальном выражении

Внимание к субъективному миру человека. Специалист, к которому прежде всего приходит забеременевшая женщина, - врач, наблюдающий за объективными показателями состояния ее здоровья. Анализ переживаний, страхов и радости женщины выходит за пределы его профессиональной компетенции.  Внимание  психолога-консультанта к субъективному миру женщины, возможность для нее быть услышанной, поделиться в группе своими переживаниями, чрезвычайно важны, происходит ли то в форме беседы, сеанса арттерапии или обсуждения ролевой игры. Акцент на значимости субъективного мира каждого человека содействует воспитанию в будущих родителях интереса и внимания к субъективности ребенка.

Оказание поддержки клиентам. Функция психолога в работе с беременными женщинами - это прежде всего функция поддержки. Глубинная психотерапевтическая работа в этот период недопустима вследствие ранимости психики будущей мамы и возможных негативных последствий для развивающегося ребенка. Все формы поддержки, применяемые в гуманистической психотерапии являются актуальными в работе с беременными женщинами и направлены на повышение ее уверенности в себе и в своих силах и на улучшение ее взаимопонимания с ребенком. Само по себе общение в группе, предполагающее отсутствие критики любых высказываний, поощрение спонтанности, уважение к каждому участнику, способствует раскрытию членов группы и снижению их тревожности. Ведущий группы должен умело сочетать поддержку, которую оказывает он сам, и поддержку, которая идет от группы, с учетом того, кому, сколько и в какой форме этой поддержки нужно и от кого какую поддержку может получить группа и каждый из ее участников.

При этом психолог не должен выделять высказыванием, взглядом, интонацией или мимикой те или  иные суждения, показывая что одни слова ему нравятся, а другие - нет Например, я сталкивалась с такими заявлениями беременных: «Этот дьяволенок просто избил меня.изнутри», « Мой ребенок - это монстр, герой из фильма "Чужие"», « Я хочу, чтобы мне сделали кесарево сечение, я настойчиво прошу об этом врача, хотя он мне этого не советует» Благодаря тому, что подобные высказывания воспринимались мной как ведущей в той же доброжелательной спокойной манере, что и высказывания других участников, женщины смогли почувствовать себя принятыми психологом и группой, что в свою очередь позволило им проявить внимание к суждениям других членов группы. В группе всегда найдутся женщины, которые эмоционально позитивно относятся к своим детям. И важно чтобы женщины с внутренним конфликтом услышали их.

Поддержка психолога  должна ограничиваться принципом минимальной  достаточности. Демонстрация психологом большей, чем у самой женщины, заитересованности в благополучии ребенка или в тех или иных ее действиях, выдает личностную непроработанность консультанта и мешает успеху его работы. При такой подходе женщина с большой вероятностью закроется или переложит ответственность за решение своих проблем на психолога.

Фиксация на чувствах и их невербальном выражении. Первый язык общения мамы с ребенком - невербальный. Через телесный контакт, взгляды, мимику, интонации мама передает ребенку свое отношение и он узнает о том, что он любим. У мамы, не владеющей языком чувств, даже при самом хорошем уходе, ребенок испытывает дефицит эмоционального общения. Речь о мамах, у которых в их собственном детстве были проблемы с их матерями. Приходя на занятия, такие мамы обычно выдают себя множеством конкретных вопросов относительно ухода за ребенком, они выстраивают их письменно в виде целого ряда пронумерованных пунктов, нередко в поиске ответов они обращаются к разным книгам, Интернету. За их вопросами угадывается повышенная тревожность, растерянность и надежда заменить недостаток навыков, которые девочки в эмоционально благополучных семьях получают от своих мам, познанием с помощью интеллекта. Именно этим мамам чаще других будет недоставать интуиции в общении с ребенком и уверенности в себе и своих действиях. Поэтому чрезвычайно важно дать мамам почувствовать в практических упражнениях язык невербального контакта. Этому служат телесноориентированные техники, тренинг навыков невербального общения, ролевые игры. Кроме того, на протяжении всех занятий в группе ведущий должен поощрять будущих родителей к проявлению и высказыванию чувств, любых, самых противоречивых, в том числе социально неодобряемых, посредством слов, движений (в танцтерапии), в рисунках, голосом (в пении), в звуке (с помощью музыкальных инструментов). Вспомним, что нередко проблемным мамам в их детстве запрещалось выражать те или иные чувства. Как рассказала одна из них, когда у нее на глазах появлялись слезы, ее отец тащил ее в ванную и умывал лицо холодной водой.

Механизмы формирования средств взаимодействия родителя с будущим ребенком.

  • Конструкт «Я-и-Мир».
  • Период младенчества и раннего детства
  • Экзистенциальная истина есть в самом человеке

Конструкт «Я-и-Мир». Будущие мама и папа привносят в новую семью традиции семей, в которых росли, в том числе и установки относительно построения отношений с миром и стиля воспитания детей. Если родители не задумываются над темой воспитания детей, то их первая реакция на неблаговидные с их точки зрения поступки ребенка оказывается точно такой, как у их родителей. Встречаются и варианты от противного. Нередко дети авторитарных родителей, натерпевшись в детстве, отказываются от родительского стиля, заменяя его на попустительское отношение к ребенку. Детям в таких семьях незнакомо слово «нельзя», они не знают ограничений, в чем бы то ни было, а если маме все же приходится одернуть свое дитя, она при этом испытывает чувство вины. Однако, по сути дела, и авторитарный, и попустительский стиль в общении с ребенком являются деструктивными. Родитель в первом случае не задумывается, действуя прямо по сценарию прародителя, а во втором случае идентифицируя себя со свои ребенком, действует ровоно противоположным способом. Однако ни то, ни другое поведение родителя не является свободным. Задача психолога дать понять маме и папе, что они не могут отвечать за поведение своих родителей, но несут отвтетственность за воспитание собственного ребенка. Становясь, по сути, связующим звеном между прошлым двух родов (со стороны матери и со стороны отца) и будущим (которое будет создаваться их ребенком и его детьми), родители имеют шанс взять из прошлого обеих семей то, что они считают полезным, отказаться от того, что считают лишним или вредным и создать свои собственные традиции, и в этом случае их поведение окажется свободным и ответственным. Имеет смысл до рождения ребенка обсудить на занятиях темы воспитания в итерактивном общении, задав будущим родителям простые вопросы: зачем родители нужны детям; в чем проявляются безусловная любовь и условное отношение к детям, как выразить любовь на языке, доступном ребенку; как сочетать безусловную любовь к ребенку и условное отношение к его поступкам; зачем, когда и как необходимо вводить ограничения в жизни ребенка. Здесь же уместно поднять вопрос о взаимоотношениях с другими членами семьи, прежде всего, прародителями.

Период младенчества и раннего детства - самый глубокий пласт нашей психики, когда ребенок в максимальной степени зависит от отношения и оценок своих родителей, и психолог должен помочь будущим родителям спрогнозировать последствия тех или иных способов взаимодействия с ребенком на развитие его характера и стереотипов поведенияв, показать возможность позитвиных способов взаимодействия с ребенком в соответствии с его возрастными потребностями и возможностями. В работе с конструктом «Я-и-мир» могут применяться методы транзактного анализа, ролевых игр, тренинга коммуникативных навыков, сочинений., системной семейной психотерапии. Работа с родителями в этом направлении должна быть продолжена после рождения ребенка, тема воспитания становится актуальной для мам и пап с началом кризиса года, то есть приблизительно к девятому месяцу жизни ребенка.

Экзистенциальная истина есть в самом человеке. Терапевт поддерживает доверие клиента к себе самому, к своим возможностям справиться с той или иной ситуацией, помогает с помощью группы раскрытию собственных ресурсов будущих родителей. Доверие мамы к себе самой важно для формирования психологического благополучия ребенка. С уверенной любящей мамой ребенок обретает ощущение безопасности. Вспомним высказывание Д.В. Винникотта о том, что ребенок не нуждается в идеальном родителе, ему нужен «достаточно хороший родитель». Если мама не уверена в себе и ей хочется стать «идеальной мамой» для своего ребенка, она, сталкиваясь со множеством самых противоречивых советов, начинает метаться от одного к другому, в результате ситуация для ребенка оказывается непредсказуемой, а мама уходит от живительного общения с ребенком в строгое следование тем или иным интсрукциям, она испытывает чувство вины, которое может привести ее к депрессии. Мама обязательно столкнется с оценками, которые будут давать здоровью и поведению ребенка окружающие ее люди: соседи, воспитатели, учителя. Если у самой мамы нет собственного ясно выраженного конструкта «Я-и-мир» и выработанных в процессе общения с ребенком критериев его оценки, то увеличивается вероятность, что она предаст ребенка и самое себя как мать в угоду некоторым внешним мнениям. Содержание занятий с беременными должно быть направлено на укрепление уверенности мамы в самой себе во всех аспектах: эмоциональном (работа с чувствами), когнитивном (сообщение знаний из разных источников, ознакомление в том числе с противоречащими друг другу точками зрения на одну проблему, поощрение к поиску собственного решения), операциональном (через отработку поведения в родах и приемов обращения с ребенком на кукле). Особое внимание должно быть уделено формированию у нее доверия к своему телу, что важно как для принятия женщиной изменений, происходящих в теле в период беременности и после родов, так и для гармоничного протекания самих родов. В дальнейшем, ориентация мамы на внутренние опоры будет способствовать ее уверенности в отношениях с ребенком, развитию материнской интуиции. В своем взаимодействии с мамой психолог непременно должен выражать доверие ее чувствам, уверенность, что ей удастся найти оптимальное решение возникающих проблем, подчеркивать, что только наблюдая за своим ребенком (с которым только она находится в постоянном близком контакте), ей удастся найти оптимальный индивидуальный подход к нему. Прежде чем дать рекомендации, следует очень внимательно прислушаться к самой маме, с тем, чтобы способствовать обретению ею индивидуального материнского стиля.

Информация о работе Экзистенциальный гуманистический подход в психологии (Р.Мэй)