Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 12:01, реферат

Описание работы

Особенности психического состояния и поведения пострадавших в ЧС. Общие принципы общения с пострадавшими. Приемы активного слушанья. Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату. Эффективные приемы общения с пострадавшими. Группы пострадавших. Принципы работы с различными группами пострадавших.
Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, несет на себе государство, создавая специальные службы: спасательные, пожарные, медицинские и пр. Крайне важно, чтобы сотрудники данных подразделений представляли себе, как должна быть организована работа по оказанию профессиональной помощи на месте чрезвычайной ситуации.

Содержание работы

Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС
Группы пострадавших в ЧС
Организация экстренной психологической помощи в зоне ЧС
Сбор информации, о психологической ситуации, сложившейся в результате ЧС
Общение с пострадавшими во время проведения аварийно-спасательных работ
Особенности общения с пострадавшими, переживающими горе, утрату
Патологическое горе и причины его возникновения
Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

После процедуры опознания происходит захоронение, которое также при необходимости сопровождается специалистами - психологами. Здесь происходит:

  • сбор и анализ информации о месте и процедуре проведения захоронения;
  • организация работы психолого-психиатрических бригад;
  • организация сопровождения при захоронении: по периметру кладбища, через определенный интервал, расположить пункты первой медицинской помощи (на столах) и, если есть возможность, машин скорой помощи. На каждом пункте необходим психолог, врач;
  • организация доставки большого количества воды, успокоительных средств, нашатыря, капель, нормализующих сердечную деятельность и т.п.;
  • организация доставки горячего чая (на это следует отвести отдельное место);
  • помощь оказывается только при проявлении острых стрессовых реакций или при запросе.

Завершающий этап.

На завершающем этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи решаются такие задачи как:

·Оказание помощи тем лицам, кому это необходимо.

Как правило, на завершающем этапе количество пострадавших, находящихся в районе ликвидации последствий ЧС невелико, однако, нуждающиеся в психологической помощи есть.

·Мероприятия по оказанию психологической помощи специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС. Такие мероприятия возможны и целесообразны на данном этапе, так как интенсивность работ по ликвидации последствий ЧС, оказанию социальной помощи пострадавшим и т.д. снижается, а усталость специалистов, осуществляющих такую помощь, накапливается.

·Обобщение и анализ информации полученной в ходе работ по оказанию экстренной психологической помощи.

·Составление прогноза развития ситуации на основании обобщения и анализа данных.

Из вышесказанного следует, что работа психолога в рамках экстренной психологической помощи не сводится непосредственно к работе с пострадавшими в чрезвычайной ситуации, она начинается с того момента, когда специалисты узнают о возникновении ЧС и завершается по возвращению специалистов на базу.

 

Общение с пострадавшими во время проведения аварийно-спасательных работ

 

Нами были рассмотрены общие принципы конструктивного общения, приемы активного слушания, применение которых целесообразно не только в пределах профессиональной сферы, но и вне ее. Эффективное общение с людьми, попавшими в чрезвычайную ситуацию, то есть с людьми, подвергшимися сильному стрессу и, находящимися, как правило, в дезадаптивном психическом состоянии, предполагает необходимость соблюдения определенных принципов.

Действительно очень сложно общаться с людьми, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что вы здесь, чтобы помочь.

Наряду с приемами активного слушания, которые следует по возможности использовать при общении с пострадавшими, можно назвать следующие общие принципы общения с пострадавшими.

Общие принципы конструктивного общения с пострадавшими во время аварийно-спасательных работ:

1. Не должно быть сложных  предложений, сложно построенных  словесных оборотов в речи, например: "Извините, пожалуйста, …., не могли  бы Вы…", т.к. пострадавшим трудно  будет уследить за ходом ваших  мыслей.

. При работе в зоне  ЧС необходимо давать людям  короткие, четкие команды, избегая  в речи употребления частицы "не".

. Не давайте обещаний, которые вы не в состоянии  выполнить (даже если вы обещаете  из хороших побуждений, например, чтобы успокоить человека), потому  что в случае не выполнения  их, человек вряд ли вам поверит  во второй раз, а контакт, состоявшийся  между вами ранее - скорее всего, будет разрушен. Помимо этого, недоверие  пострадавшего может распространиться  не только на вас, но и на  ваших коллег (тех, кто в одинаковой  форме с вами), что в последующем  может:

затруднить взаимодействие спасателей с этим пострадавшим;

повлечь за собой слухи, связанные с недоверием к спасателям, источником которых будет данный пострадавший;

ухудшить состояние пострадавшего и т.п.

Запрет на фразу: "Все будет хорошо"! связан именно с невыполнимым обещанием. Вы не можете знать, когда у человека все будет хорошо и будет ли вообще (в случае смерти близкого человека или потери крова). Говоря такие фразы, вы берёте ответственность за результат на себя, а когда результат не соответствует вашим прогнозом, а вам уже поверили, то возможно возникновение у пострадавших острых стрессовых реакций, наиболее распространенная - это агрессия.

. Общаясь с пострадавшими  необходимо говорить правду, однако, подавая информацию надо помнить  следующее. Информация должна быть:

Дозированная;

Актуальная;

Достоверная;

. Специалистам, работающим  с пострадавшими, необходимо также  контролировать свое эмоциональное  состояние, которое отражается в  речи (тембр, громкость голоса, интонация) и в мимике и жестикуляции. Голос не должен отражать неуверенность  и сомнение. Речь должна быть  чёткой (не рубленная по слогам), с уверенной интонацией. Рекомендуется  строить ее в побудительном  наклонении и с элементами  внушения: "Я с тобой, помощь  пришла!", "Слушай меня!", "Встань…", "Выпей воды…"

. Общаясь с пострадавшими, важно помнить о выражении  своего лица. Оно должно быть  спокойным и уверенным. Нельзя  показывать пострадавшим, что Вы  сами в растерянности, а тем  более в панике. Нельзя поддерживать  обвинения в адрес окружающих  или их страх, что трагедия  может повториться, т.к. такие эмоции "очень заразны" и могут привести  к массовой агрессии или панике.

. Поиск ресурса, как важная  составляющая конструктивного общения  с пострадавшими.

Ресурс можно найти в любой, даже в самой тяжелой ситуации. Ресурс - не представляет собой решение самой проблемы. Это то, что может помочь человеку в конкретной ситуации, и что поможет ему найти силы для того, чтобы справиться с ситуацией. Ресурсом может быть все, что угодно. Для того чтобы найти ресурс и помочь человеку, необходимо быть хорошим наблюдателем и слушателем, уметь использовать приемы активного слушания, в частности вопросы открытого типа, дающие информацию о произошедшем событии. В общении с пострадавшим важно создать такую ситуацию общения, которая бы способствовала нахождению для него ресурса.

При поиске ресурса, необходимо учитывать несколько факторов:

1. Важно, чтобы найденный  ресурс был адекватен для данного  человека и для данной ситуации: здесь и теперь. Например, в ситуации  землетрясения со значительным  количеством жертв, одна женщина  сильно переживала по поводу  потери всего имущества. Для этой  женщины ресурсом стало то, что  все её близкие остались в  живых и это самая большая  ценность. Как вы понимаете, для  многих других пострадавших это  ресурсом не стало бы. В этой же ситуации были пострадавшие, для которых утрата имущества стала более значимой потерей, чем гибель родственников.

. На разных этапах общения  возможно нахождение различных  ресурсов, так скажем поэтапное. Например, при крушении самолета, пожилая женщина потеряла свою  семью и осталась совсем одна. На первоначальном этапе ресурсом  являлось необходимость опознания  всех своих родных и захоронение  их по всем правилам и обычаям. Через какое-то время, ресурсом  для этой женщины стала активная  помощь людям, пережившим подобную  трагедию.

. Нужно помнить о том, что один и тот же ресурс  может быть актуальным для  одного пострадавшего и не  актуальным для другого. Например, для одного человека наличие  семьи и детей является мощнейшим  ресурсом, ради которого есть  смысл продолжать жизнь, а для  другого - работа, карьера и социальный  статус важнее, чем семья.

В общении с людьми, находящимися в особом психическом состоянии в момент переживания острой психической травмы, имеет большое значение навык конструктивного общения, который необходимо формировать и поддерживать. С помощью его можно значительно эффективнее выстраивать свою работу, при этом сохраняя собственные силы и ресурсы для продолжения профессиональной деятельности.

 

Особенности общения с пострадавшими, переживающими горе, утрату

 

Специфика работы специалиста МЧС России предполагает взаимодействие с людьми, переживающими горе. Профессионализм, проявленный в этом взаимодействии, может значительно повлиять на то, как человек, потерявший близкого, справится с этой утратой.

Под утратой понимается безвозвратная потеря значимого для человека объекта (дома, работы, семьи, домашнего животного, социального статуса, и, как крайний вариант, близкого человека).

Тяжесть и глубина переживаний зависит от многих факторов, и проявления процесса горевания могут быть разными. Это зависит от личности горюющего, от взаимоотношений с утраченным объектом, от особенностей утраты, но неизменным остается одно: при любой утрате человеку придется пройти все стадии горевания, пережить боль утраты и решить все задачи, предъявляемые миром, в котором уже нет утраченного объекта. Весь процесс переживания утраты называется работой горя. В процессе этой работы горюющий должен решить следующие задачи:

·признать факт и обстоятельства потери;

·пережить боль потери, пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате;

·наладить взаимоотношения с тем окружением, в котором произошла утрата;

·выстроить новое отношение к объекту утраты и продолжать жить.

Решение последней задачи не предполагает ни забвения, ни отсутствия эмоций, а только их перестройку.

Фазы горя

Нормальное (не патологическое) течение горя - процесс поэтапный.

Продолжительность и интенсивность горевания в целом, а также его стадий (о которых речь пойдет ниже), весьма индивидуально и зависит от многих внешних и внутренних причин.

1. Фаза шока  и оцепенения

Начальная фаза горя - шок и оцепенение. "Не может быть!" - такова первая реакция на весть о смерти близкого человека. Характерное состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем оно продолжается девять дней. Наиболее заметная черта этого состояния - оцепенение.

В продолжение этой фазы человек выглядит, в общем, как всегда, ведет себя, как обычно, выполняет свои обязанности - учится, работает, помогает по хозяйству. Это дает основание для окружающих восхищаться его "мужеством" и "силой воли". Как это ни странно, человек чувствует себя вполне хорошо. Он не испытывает страданий, снижается чувствительность к боли и даже "проходят", беспокоившие его прежде, заболевания. Такая бесчувственность может расценивается окружающими как недостаточность любви к умершему и эгоизм. От горюющего человека требуется бурное выражение эмоций, если же он не плачет, его упрекают и винят. Между тем, именно такое "бесчувствие" свидетельствует о тяжести и глубине переживаний. И чем дольше длится этот "светлый" промежуток, тем более продолжительными и тяжелыми будут последствия.

Конечно, если внимательно присмотреться к человеку, то можно заметить некоторые внешние проявления состояния шока. Так, движения его несколько механические (как у робота), лицо амимичное, неподвижное, речь невыразительная, мало интонированная. Двигается и говорит он несколько замедленно, немного запаздывает с реакцией: когда к нему обращаются, отвечает не сразу, а чуть помедлив. Сильных чувств не проявляет вовсе, временами может улыбаться.

Для этой фазы характерна также утрата аппетита, периодически возникающая мышечная слабость, малоподвижность, которая иногда сменяется минутами суетливой активности.

В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, возникает душевное онемение, оглушенность. Наблюдаются так называемые явления дереализации (нарушение восприятия, окружающий мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок, нарушения памяти). Дереализация часто сопровождается состояниями "уже виденного". Возможны также явления деперсонализации - это состояние, сопровождающееся изменением или потерей чувства собственного "Я". Пострадавшим кажется, что события их жизни происходят с кем-то другим, что они как бы "просматривают" свою жизнь в кинотеатре. Восприятие внешней реальности притупляется, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях этого периода.

Эти явления можно объяснить следующим образом. Шок оставляет человека в том времени, когда умерший был еще жив. Настоящее сопровождается ощущениями, что "это происходит не со мной", "как будто это происходит в кино". Несмотря на обманчивое внешнее благополучие, объективно человек находится в довольно тяжелом состоянии. И одна из опасностей состоит в том, что в любую минуту оно может смениться острым реактивным состоянием, характеризующимся расторможенностью, агрессией. Также велик риск суицидальных реакций. Поэтому, несмотря на внешнее благополучие, людям на этой стадии необходима постоянная психологическая поддержка. На стадии шока и оцепенения человека ни в коем случае нельзя оставлять одного, при этом можно даже не разговаривать с ним, просто молча быть рядом. После того, как вы закончили свою работу, не оставляйте пострадавшего одного, убедитесь, что он находится со своими родственниками или близкими людьми. Возможно применение тактильных контактов. Например, поглаживания по спине или по голове, способны вызвать у человека чувство жалости к себе и поможет ему заплакать.

2. Фаза страдания  и дезорганизации

Фаза страдания и дезорганизации продолжается 6 - 7 недель. В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание на внешнем мире. Сохраняются и могут усиливаться различные телесные реакции: затрудненное укороченное дыхание, мышечная слабость, астения, утрата энергии, ощущение тяжести любого действия, чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, ком в горле, повышенная чувствительность к запахам, снижение или чрезвычайное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушение сна.

Информация о работе Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях