Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 12:01, реферат

Описание работы

Особенности психического состояния и поведения пострадавших в ЧС. Общие принципы общения с пострадавшими. Приемы активного слушанья. Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату. Эффективные приемы общения с пострадавшими. Группы пострадавших. Принципы работы с различными группами пострадавших.
Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, несет на себе государство, создавая специальные службы: спасательные, пожарные, медицинские и пр. Крайне важно, чтобы сотрудники данных подразделений представляли себе, как должна быть организована работа по оказанию профессиональной помощи на месте чрезвычайной ситуации.

Содержание работы

Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС
Группы пострадавших в ЧС
Организация экстренной психологической помощи в зоне ЧС
Сбор информации, о психологической ситуации, сложившейся в результате ЧС
Общение с пострадавшими во время проведения аварийно-спасательных работ
Особенности общения с пострадавшими, переживающими горе, утрату
Патологическое горе и причины его возникновения
Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

 
Содержание

 

Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС

Группы пострадавших в ЧС

Организация экстренной психологической помощи в зоне ЧС

Сбор информации, о психологической ситуации, сложившейся в результате ЧС

Общение с пострадавшими во время проведения аварийно-спасательных работ

Особенности общения с пострадавшими, переживающими горе, утрату

Патологическое горе и причины его возникновения

Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС

 

Особенности психического состояния и поведения пострадавших в ЧС. Общие принципы общения с пострадавшими. Приемы активного слушанья. Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату. Эффективные приемы общения с пострадавшими. Группы пострадавших. Принципы работы с различными группами пострадавших.

Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, несет на себе государство, создавая специальные службы: спасательные, пожарные, медицинские и пр. Крайне важно, чтобы сотрудники данных подразделений представляли себе, как должна быть организована работа по оказанию профессиональной помощи на месте чрезвычайной ситуации.

Экстренная психологическая помощь - это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события, в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Экстренная психологическая помощь может быть оказана одному человеку после критического события (изнасилование, грабеж, посягательство на жизнь и здоровье, дорожно-транспортное происшествие и т.д.), группе людей (семья, профессиональный коллектив, группа незнакомых ранее людей), а также большому числу пострадавших в результате крупной аварии, катастрофы, стихийного бедствия.

Оказание экстренной психологической помощи имеет своей целью поддержание психического и психофизиологического самочувствия и работу с вновь возникшими (в результате кризисной ситуации) негативными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.). Достижение этой цели определяет значительное снижение вероятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосоматические проблемы, посттравматическое стрессовое расстройство и др.)

Необходимо отметить, что экстренная психологическая помощь не оказывается людям в психотическом состоянии, признаками которых являются бред и галлюцинации. Галлюцинации представляют собой мнимое восприятие, не имеющее в качестве источника внешний предмет, а так же ложное сенсорное впечатление. Галлюцинации бывают: зрительные, акустические, вестибулярные, вкусовые, обонятельные. Бред - болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, искаженное восприятие действительности, расстройство мышления.

Основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность при оказании данного вида помощи, можно сформулировать следующим образом:

  • Поддержание на оптимальном уровне психологического и психофизиологического состояния человека, оказание помощи при острых стрессовых реакциях.
  • Предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от неблагоприятных эмоциональных состояний, возникших непосредственно в результате психотравмирующего события;
  • Предупреждение и при необходимости прекращение проявления выраженных эмоциональных реакций, в том числе массовых;
  • Консультирование пострадавших, их родных, близких, а также специалистов, работающих в условиях ликвидации последствий ЧС об особенностях переживания стресса, горя;
  • чрезвычайная ситуация психологическая помощь
  • Помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС.

Группы пострадавших в ЧС

 

Находясь в зоне ЧС, люди подвергаются негативным воздействиям, приводящим к сильным эмоциональным переживаниям и длительным нарушениям психического состояния и поведения. Кто-то из пострадавших пострадал физически, кто-то потерял близких, имущество, иные тоже в какой-то степени причастны к трагическому событию (видели, слышали и т.п.). В зависимости от степени вовлеченности в ЧС выделяют несколько групп пострадавших.

Группы пострадавших:

  1. Жертвы - это пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной катастрофе или находящиеся на крыше затопленного дома, на дереве при наводнении).
  2. Пострадавшие. К этой группе относятся люди, которые пострадали физически или материально, но уже не находящиеся в самом очаге ЧС. Это люди, у которых разрушен дом, потерянно имущество, а так же те, кто потерял своих родных, близких или не имеющие информации об их судьбе.
  3. Очевидцы (свидетели) - это люди, оставшиеся и физически и материально невредимыми, но являющиеся очевидцами трагического события (падение самолета рядом с местом их проживания, взрыв в соседнем доме). Данная категория лиц также получает психологическую травму, так как люди в подобных обстоятельствах часто примеряют произошедшее на себя и своих близких, ставя себя на место пострадавших людей.
  4. Наблюдатели (или зеваки) - это люди, непосредственно не участвовавшие в чрезвычайной ситуации, но прибывшие на место события, получив информацию о произошедшем из различных источников (СМИ, знакомые).
  5. Телезрители, радиослушатели, пользователи интернета. К данной группе относится категория людей, которые получили информацию о трагическом событии благодаря средствам массовой информации, способным оказать сильное влияние на людей, используя некоторые технологии манипулирования общественным сознанием. Часто информационная среда характеризуется значительным преобладанием эмоционального фона над рациональными оценками и объективным беспристрастным анализом произошедшего. Нагнетание эмоций представителями прессы способствует снижению адаптационных возможностей организма, блокированию механизма поиска рационального выхода из трудных жизненных ситуаций, ведя человека к ощущению беспомощности, отождествлению его с "плохой судьбой" своей страны, безысходностью. Все это ведет к формированию у людей негативных психических реакций, увеличению психосоматических и обострению хронических заболеваний.

Необходимо отметить, что люди со слабой психикой и низкой психологической устойчивостью являются наиболее уязвимой категорией данной группы.

  1. Специалисты, участвующие в аварийно-спасательных и других неотложных работах.
  2. Родственники специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Данная категория пострадавших выделяется не всеми специалистами. Тем не менее, известны случаи, когда родственники специалистов получали вторичную психотравму. Родные и близкие специалистов могут испытывать тревогу и беспокойство за тех, кто работает в условиях угрозы для жизни, что понятно и объяснимо. Переживания могут усилить отсутствие связи, невозможность получить достоверную информацию о состоянии специалиста. Ухудшить подобную ситуацию могут репортажи СМИ, содержащие информацию об исключительно опасных условиях работы спасателей или о пострадавших среди спасателей. Таким образом формируются условия, в которых переживания родных и близких спасателей, развиваются по тем же механизмам, что и у пострадавших, не имеющих информации о судьбе родных, попавших в ЧС.

Задачи психологической помощи при работе с жертвами:

информационная поддержка;

индивидуальная работа с пострадавшими.

Основные принципы работы:

3 этапа работы;

информация о том, что помощь идет, какие меры необходимо предпринимать для сохранения и поддержания жизни;

актуализация психологических ресурсов пострадавшего, простраивание перспективы на ближайшее будущее.

Задачи психологической помощи при работе с пострадавшими:

выявление группы риска;

работа с острыми стрессовыми реакциями;

создание сети социальной поддержки.

Основные принципы работы:

пострадавшим необходимо дать возможность отреагировать аффективное состояние (истероидные реакции, плач, нервная дрожь, агрессия и т.д.);

базовый момент помощи - поиск психологического ресурса;

необходимо активно подключать людей к деятельности (оформление документов, подготовка к похоронам и т.д.);

лица с симптомами психиатрических заболеваний направляются в медицинские пункты для оказания им соответствующей психиатрической помощи.

Задачи психологической помощи при работе с очевидцами:

ориентация этих людей на оказание помощи пострадавшим других групп;

снижение риска возникновения массовых негативных реакций.

Основные принципы работы:

работа с острыми стрессовыми реакциями, связанными с чрезвычайной ситуацией.

привлечение людей к посильной деятельности с целью снижения уровня неадекватной поведенческой активности.

Задачи психологической помощи при работе с наблюдателями:

отслеживание вероятности возникновения массовых негативных реакций.

Основные принципы работы:

выявление инициаторов негативных массовых реакций и удаление их с места массовых скоплений людей.

Задачи психологической помощи при работе со специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС:

сохранение работоспособности специалистов;

профилактика негативных последствий профессионального стресса.

Основные принципы работы:

приближенность к месту спасательных работ;

безотлагательность и конкретность и адресность.

 

Организация экстренной психологической помощи в зоне ЧС

 

Работу по оказанию экстренной психологической помощи можно условно разделить на три этапа. Первый этапподготовительный, второй этап - это этап собственно оказания экстренной психологической помощи, третий этап можно обозначить как этап завершения работ по оказанию экстренной психологической помощи. На каждом конкретном этапе перед психологами стоят свои цели и задачи. Рассмотрим их более подробно.

Подготовительный этап.

Целью работы на подготовительном этапе является подготовка развернутого плана действий по оказанию экстренной психологической помощи. Для этого необходимо осуществить:

 

Сбор информации, о психологической ситуации, сложившейся в результате ЧС

 

В некоторых ситуациях нужные сведения имеется у специалистов-психологов или специалистов другого профиля, уже работающих на месте происшествия. Если информации такого рода нет, необходимо собрать ее самостоятельно, для того чтобы организовать работу специалистов наиболее оптимальным образом.

Сбор информации производится по следующей схеме:

·Определение мест, где предстоит работать психологам: места дислокации пострадавших, их родственников, пункты проведения массовых мероприятий (панихида, опознания, встреча с представителями властных структур). Часто таким местом является также и само место ЧС (если ЧС произошло на территории населенного пункта);

·Приблизительный подсчет людей, нуждающихся в помощи;

·Выяснение числа специалистов, которые уже работают, или приступят к работе в ближайшее время;

·Уточнение времени, мест и примерного количества участников массовых мероприятий;

·Выяснение порядка, времени и места действий, которые необходимо совершить пострадавшим или их родственникам (выплата компенсаций, процесс опознания, получение свидетельств о смерти и т.д.);

По прибытию специалистов на место чрезвычайной ситуации происходит:

  • Организация взаимодействия с местной администрацией;
  • Ориентировочное определение количества пострадавших;
  • Сбор информации о расположении, телефонах, руководящих работников администрации, больниц, моргов, школ и т.д.;
  • Организация "Горячей линии" и информационная поддержка "Горячей линии";
  • Определение места сбора пострадавших и родственников пострадавших;
  • Определение места стационарной работы с пострадавшими и их родственниками;
  • Определение периодичности информирования пострадавших и родственников;
  • Определение необходимого количества психологов и врачей;
  • Установление длительности смены, дежурного, запасного состава;
  • Установить время проведения каждодневного инструктажа;
  • Определение ответственных (оперативных дежурных) за сбор и анализ информации;
  • Разделение зоны работы на сектора, а также распределение специалистов для работы на том или ином секторе.

Основной этап.

На основном этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи специалисты - психологи работают по двум основным направлениям: помощь специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС, нацеленная на обеспечение условий профессиональной деятельности, и помощь пострадавшим в результате ЧС.

Содержание деятельности специалистов - психологов может быть различным, оно определяется на подготовительном этапе и отражается в плане работ. Это содержание зависит от специфических характеристик ситуации.

Основной задачей работы психологов на этом этапе является работа с пострадавшими, которая заключается в:

  • информационно-разъяснительной работе;
  • индивидуальной работе с пострадавшими;
  • выявлении лиц с симптомами психических заболеваний и передача их психиатрам;
  • оценке группы риска среди пострадавших;
  • работе с острыми стрессовыми реакциями;
  • помощи в преодолении психосоматических проявлений;
  • создании сети социальной поддержки;
  • отслеживании вероятности возникновения массовых негативных реакций;
  • работе в толпе. Отслеживании работы представителей средств массовой информации;
  • организации мест для оказания первой медицинской помощи (около каждого места располагаются обязательно врач, психолог);
  • организации доставки достаточного количества питьевой воды и бесплатного питания для пострадавших, навесов от дождя, солнца, места для обогрева и т.п.

Также, одной из задач работы психолога на основном этапе оказания экстренной психологической помощи является работа по сопровождению процедуры опознания. На этом этапе работа с родственниками заключается в:

  • сборе и анализе информации о месте и процедуре проведения опознания;
  • организации предоставления, если необходимо, перчаток и марлевых повязок;
  • подготовке родственников к процедуре опознания;
  • информировании о фазах проживания горя;
  • поиске ресурса;
  • отборе родственников для процедуры опознания;
  • информировании родственников о дальнейших действиях.

Информация о работе Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях