Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 5
1.1. ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА 5
1.2. ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПОЛНОЙ СЕМЬИ И В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ 6
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 9
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
2.2. АНАЛИЗ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ) РЕЗУЛЬТАТОВ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

В рассматриваемых семьях больше позитивных чувств дети питают и получают от матери, исходящие негативные чувства дети в большинстве случаев питают к отцу, негативные чувства дети также получают от отца. Здесь важно учитывать тот факт, из семи рассмотренных семей три – неполные. В двух из четырех полных семей наблюдаются неблагоприятные отношения отца и ребенка.

 

 

Заключение

Объектом  исследования является процесс воспитания дошкольника.

Предметом исследования является рассмотрение функций и роли матери и отца в процессах воспитания дошкольника.

Целью данной работы является выявление роли матери и отца в процессах воспитания ребенка дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:

1. Проведен  теоретический анализ роли матери  отца в воспитании ребенка, в  том числе рассмотрение новообразований  дошкольника, основных положений  в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника

2. Исследованы  роли матери отца в процессах  воспитания дошкольника, в том  числе определение значения семьи  в процессах воспитания дошкольника, определение роли матери и отца в процессах воспитания дошкольника, изучение особенностей воспитания дошкольника в полной семье и в условиях семейной депривации

3. Осуществлена интерпретация результатов  проведенного исследования, которая  включает в себя сравнительный анализ воспитания ребенка в анализируемых семьях

В начале исследования мы предположили, что существует значимая связь между стилями родительского воспитания и особенностями личности ребенка дошкольного возраста, существует половая дифференциация влияния стиля родительского воспитания на формирование особенностей личности ребенка дошкольного возраста, на  ребенка большее влияние оказывает тот родитель, кто проявляет больше участия в воспитании ребенка.

В качестве методов исследования в работе были использованы следующие методики для детей дошкольного возраста: тест семейных отношений, Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин, опросник для родителей детей от 3 до 10 лет (Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)).

В качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 185 г. Новосибирска. Для эксперимента были обследованы дети из семи семей. Возраст испытуемых детей составлял 3-5 лет.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

Исследовав семейные отношения и типы семейного воспитания, можно сделать следующие выводы: в большинстве случаев нами были выявлены типы негармоничного семейного воспитания.

В семье, где отец использует авторитарный тип воспитания наблюдается жестокое обращение с ребенком. Отец испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Отец считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Отец не проявляет искреннего интереса к тому, что интересует ребенка, невысоко оценивает способности ребенка, не поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, не старается быть с ним на равных. Отец ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Отец считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Примечательно, что в данной семье ребенок получает от отца и испытывает к отцу лишь негативные чувства.

В семьях, где существует эмоциональное отвержение ребенка, наблюдается слабый контроль со стороны родителей, родители заняты своими проблемами, мало уделяют внимания своим детям. Важно при этом отметить, что в данных семьях в большинстве случае отсутствует отец, а в полных семьях существуют проблемы между родителями и родители недостаточно уделяют внимания воспитания ребенка. Здесь дети отметили, что проявляют к матери  и получают от нее позитивные чувства, к отцу – негативные чувства, либо же не проявляют вовсе.

В полной семье, где наблюдается благоприятная семейная атмосфера, оба родителя уделяют  достаточно внимания процессам воспитания ребенка.

Родители принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживаю планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом. Родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных. Примечательно, что в данном случае ребенок не выразил негативных чувств по отношению к родителям.

Таким образом, нами подтвердилось предположение о том, что более значимым в процессах воспитания является тот родитель, кто проявляет больше участия в процессах воспитании ребенка дошкольного возраста.

 

 

 

 

Список используемых источников

1. Божович  Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

2. Волокитина  М.Н. Очерки психологии младших  школьников. М.: Педагогика, 1955.

3. Выготский  Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Изд-во АПН  РСФСР, 1984.

4. Выготский  Л.С. Воображение и творчество  в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967.

5. Выготский  Л.С. Умственное развитие детей  в процессе обучения. М.; Л.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во, 1935.

6. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1972. № 2.

7. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 1992. № 3; 4.

8. Колечко В.В. Педагогические условия организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1990.

9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.

10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986.

11. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.

12. Лангмейер И., Матейчек 3., Психологическая депривация в детском возрасте, Прага, 1984.

 

Приложение А

Вопросы теста семейных отношений (для детей от 3 до 11 лет).

Положительные чувства, исходящие от ребенка

  1. ___думает, что ты хороший. Кто хороший?
  2. ___любит тебя. Кого любит?
  3. ___нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нравится играть?
  4. ___любит целовать тебя. Кого любит целовать?
  5. ___любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть?
  6. ____нравится быть твоим малышом. Чей малыш?
  7. ____любит играть с тобой. С кем любит играть?
  8. ___ нравится гулять с тобой. Кто должен брать ___на прогулки?

Отрицательные чувства, исходящие от ребенка

  1. ___Думает, что ты непослушный. Кто непослушный?
  2. ___ не любит тебя. Кого не любит?
  3. ____думает, что ты плохой. Кто плохой?
  4. ___хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшлепать?
  5. ___хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать?
  6. ____ненавидит тебя. Кого ненавидит?
  7. ____думает, что ты гадкий. Кто гадкий?
  8. Ты злишь ____.Кто злит?

Положительные  чувства, получаемые ребенком.

17. Ты любишь  играть с ____? Кто любит играть?

18. Ты любишь  целовать ____? Кто любит целовать?

19. Ты улыбаешься _____. Кто улыбается?

20. Ты даешь  почувствовать ____себя счастливым. Кто  делает счастливым?

21. Ты любишь  обнимать ___. Кто любит обнимать?

22. Ты милый  с ____. Кто мил с ____?

23. Ты думаешь, что ____ милая (ый) девочка (мальчик). Кто  думает, что ____ милая (ый) девочка(мальчик)?

Отрицательные  чувства, получаемые ребенком.

24. Ты шлепаешь____.. Кто  шлепает?

25. Ты делаешь ____ грустным. Кто делает ____ грустным?

26. Ты бранишь____. Кто бранит?

27. Ты доводишь ____ до слез. Кто доводит____ до слез?

 

Приложение Б

Текст опросника методики диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

1. Я всегда  сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю  своим долгом знать все, о чем  думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно  подольше держать ребенка в  стороне от реальных жизненных  проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю  к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю  своего ребенка.

7. Хорошие  родители ограждают ребенка от  трудностей жизни.

8. Мой ребенок  часто мне неприятен.

9. Я всегда  стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают  случаи, когда недоброе отношение  к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению  к своему ребенку я испытываю  досаду.

12. Мой ребенок  ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над  моим ребенком.

14. Мой ребенок  часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок  отстает в психологическом развитии  и для своего возраста выглядит  недостаточно развитым.

16. Мой ребенок  специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя  все самое плохое.

18. При всем  старании моего ребенка трудно  научить хорошим манерам.

19. Ребенка  с детства следует держать  в жестких рамках, только тогда  из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка  приходят к нам в дом.

21. Я всегда  принимаю участие в играх и  делах ребенка.

22. К моему  ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок  не добьется успехов в жизни.

24. Когда  в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой  ребенок не такой умный и  способный, как другие дети.

25. Я жалею  своего ребенка.

26. Когда  я сравниваю своего ребенка  со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с  удовольствием провожу с ребенком  свое свободное время.

28. Я часто  жалею о том, что мой ребенок  взрослеет, и с нежностью вспоминаю  то время, когда он был еще  совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю  о том, чтобы мой ребенок достиг  того, что лично мне не удалось  в жизни.

31. Родители  должны не только требовать  от ребенка, но и сами приспосабливаться  к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь  выполнять все просьбы и пожелания  моего ребенка.

33. При принятии  решений в семье следует учитывать  мнение ребенка.

34. Я очень  интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто  признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети  рано узнают о том, что родители  могут ошибаться.

37. Я всегда  считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю  дружеские чувства по отношению  к ребенку.

39. Основная  причина капризов моего ребенка  – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если  проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое  главное – чтобы у ребенка  было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда  мне кажется, что мой ребенок  не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю  увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок  кого угодно может вывести  из себя.

45. Огорчения  моего ребенка мне всегда близки  и понятны.

46. Мой ребенок  часто меня раздражает.

47. Воспитание  ребенка – это сплошная нервотрепка.

48. Строгая  дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не  доверяю своему ребенку.

50. За строгое  воспитание дети потом благодарят  своих родителей.

51. Иногда  мне кажется, что я ненавижу  своего ребенка.

52. В моем  ребенке больше недостатков, чем  достоинств.

53. Мне близки  интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок  не в состоянии сделать что-либо  самостоятельно, и если он это  делает, то обязательно получается  не так, как нужно.

55. Мой ребенок  вырастет не приспособленным  к жизни.

56. Мой ребенок  нравится мне таким, какой он  есть.

57. Я тщательно  слежу за состоянием здоровья  моего ребенка.

58. Я восхищаюсь  своим ребенком.

59. Ребенок  не должен иметь секретов от  родителей.

60. Я невысокого  мнения о способностях моего  ребенка и не скрываю этого  от него.

61. Ребенок  должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка