Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 5
1.1. ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА 5
1.2. ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПОЛНОЙ СЕМЬИ И В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ 6
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 9
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
2.2. АНАЛИЗ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ) РЕЗУЛЬТАТОВ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Рисунок лучше анализировать в следующей последовательности:

1. Общее  впечатление о рисунке, его размер, сюжет...

2. Наличие, форма, величина, расположение и деятельность героев рисунка.

3. Детализация  и прорисовка героев.

4. Наличие  ломанных и жирных линий, штриховки  и небрежностей.

5. Наличие  и характер изображения предметов.

6. Общий  фон, интерьер, пейзаж.

7. Цветовая  гамма рисунка.

Теперь рассмотрим каждый из этих пунктов:

1) Чаще всего  сюжет предельно прост. Ребенок  изображает свою семью в виде  групповой фотографии, на которой  присутствуют все члены семьи  или кого-то нет. Все присутствующие  находятся на земле, стоят на полу или, почему-то, лишившись опоры, висят в воздухе. Иногда на рисунке, помимо людей, расцветают цветы, растут кустики и деревья. Некоторые дети размещают своих родных в собственном доме среди мебели и знакомых вещей. Нередки случаи, когда кто-то находится дома, а кто-то на улице.

Помимо застывше-монументальных групповых портретов, встречаются и рисунки, на которых все члены семьи заняты делом и, безусловно, самым важным — ребенок. Такие рисунки, как правило, переполнены экспрессией и динамизмом. Иногда дети просто отказываются от рисования или ограничиваются каким-нибудь, особенно кажущимся на первый взгляд отвлеченным сюжетом, где нет никакой семьи. Но это только на первый взгляд. Рисунок семьи “без семьи” — крик протеста ребенка и подаваемый им, таким образом, сигнал бедствия — “SOS”.

2) Когда  ребенок почему-то “забывает”  вдруг нарисовать себя, ищите  вескую причину в семейных  отношениях. Они обычно не совсем  примерные и, очевидно, тягостны  ребенку. Изображение ребенком семьи  без себя — сигнал конфликта между ним и кем-то в доме или семьей всей в целом, и у ребенка в связи с этим нет чувства общности с другими близкими ему людьми. Своим рисунком таким способом художник выражает свою реакцию протеста против неприятия его в семье.

Когда ребенок почему-то “забывает” вдруг нарисовать кого-то из родителей или других реальных членов своей семьи, то, вероятнее всего, ни кто иной, а именно “забытый” родственник ребенка и есть источник его дискомфорта, переживаний и мучений. Умышленно “забыв” включить такого близкого в состав своей семьи, ребенок как бы указывает путь на выход из конфликтной ситуации и на разрядку негативной семейной атмосферы. Особенно упорно “мстит” ребенок и не рисует на бумаге того члена семьи, который постоянно подавляет и унижает его в доме. Поэтому обычно на вопрос: “Где этот член семьи?” — ребенок, продолжая мстить ему, несет в ответ сплошные небылицы, нелепости и несуразности, вроде того, что этот родственник выносит мусор, моет пол, стоит в углу... Короче говоря, таким путем ребенок, пусть наивно, но мечтает взять реванш, хотя бы мысленно унизив близкого, который постоянно унижает его реально каждый день. Может быть, что не изображенные члены семьи в действительности отсутствуют, например, живут отдельно или умерли.

Когда ребенок почему-то “дополняет” вдруг свою семью несуществующими родственниками или посторонними, то этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, или использовать их вместо буфера, смягчающего ощущение своей неполноценности в кругу родных. Нередко дети заполняют этот вакуум теми лицами, которые способны, по их мнению, наладить близкие контакты с ними и дать возможность им хоть как-то удовлетворить свои потребности в общении. Поэтому ребенок, “моделируя” состав своей семьи, невольно предлагает нам ее улучшенный, усовершенствованный и выбранный им, а не кем-то другим вариант.

Помимо посторонних лиц, художник часто “дополняет” свою семью животным миром: мы видим птиц, зверей, но больше всего собак и кошек. И если в этих “дополнениях” нет никакой идентификации с реальными членом семьи ребенка, и если кошки и собаки просто выдуманные, их нет на самом деле у художника, но он мечтает, чтобы они были и заменили ему родственников и друзей, то это значит, что ребенок жаждет быть кому-то нужным.

Когда ребенок почему-то вместо семьи рисует только одного себя, “забыв” нарисовать всех остальных, то это чаще всего говорит о том, что он не ощущает себя полноценным членом своей семьи и чувствует, что для него в ней просто не хватает места. Иногда художник при изображении семьи специально выделяет только одного себя, чтобы подчеркнуть свою значительность для остальных. Это чаще всего делают кумиры или дети, не скрывающие свой эгоцентризм. От отвергнутых такой ребенок отличается невольным любованием собой, что обычно видно по окраске и детализации одежды или по второстепенным фоновым предметам, создающим праздничный настрой.

Чем более авторитетным в глазах ребенка является изображаемый им член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры. Довольно часто у маленьких детей не хватает даже листа, чтобы разместить всю фигуру полностью, целиком. При низком авторитете родственника величина фигуры его, как правило, гораздо меньше реальной по сравнению с остальными членами семьи. Поэтому безнадзорные и отвергнутые дети изображают себя обычно едва приметными, низкорослыми. В противовес “отвергнутым” кумиры не жалеют места для изображения своих фигур, рисуя себя вровень с мамой или папой, и даже выше их.

Величина пространства и ее размеры между изображением отдельных членов семьи свидетельствуют или об их эмоциональной разобщенности, или об их эмоциональной близости. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, как правило, отражающая конфликтную ситуацию в семье. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность близких включением в свободное пространство между членами семьи каких-то посторонних, еще более разъединяющих людей предметов. Чтобы уменьшить разобщенность, ребенок часто заполняет промежутки, по его мнению, объединяющими близких родственников вещами и предметами, или рисует среди членов семьи малознакомых ему лиц.

При эмоциональной близости все родственники в семье нарисованы почти вплотную друг к другу и практически не разобщены. Чем ближе ребенок изображает себя по отношению к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому родственнику. Чем дальше ребенок находится от какого-то члена семьи, тем меньше его привязанность к этому члену. Когда ребенок считает себя отвергнутым, он отделен значительным пространством от других.

Место расположения ребенка на рисунке - источник важной информации о положении его в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым во главе семьи, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Как правило, ребенок помещает себя рядом с тем, к кому больше всего привязан. Если мы видим на рисунке, что ребенок изобразил себя после своих братьев и сестер, подальше от родителей, то это чаще всего просто признак ревности его к другим, живущим в семье детям, по отношению к любимым маме или папе, а может быть, к обоим вместе, и, отдаляя себя от всех остальных, художник сообщает нам, что он считает себя лишним и ненужным в доме.

Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь несколько членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп. Если каждый из членов семьи занят свои делом, то это может свидетельствовать о семейной разобщенности.

3) Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.

Чтобы провести подробнее анализ, необходимо детально рассмотреть, как ребенок вырисовывает лица и другие части тела. Особенно информативен рисунок головы. Когда видно, что автор почему-то пропускает на рисунке известные ему части лица или вообще изображает лицо “без лица”, то есть, помимо контура лица, на нем ничего нет (ни глаз, ни рта, ни носа...), то чаще всего — выражение протеста художника по отношению к изображенному им этим способом члену семьи, из-за которого ребенок, очевидно, постоянно переполнен негативными эмоциями.

Когда художник так изображает свое лицо, лицо без глаз, безо рта, без носа, то это, как правило, признак отчужденности его в семье и нарушения общения со многими людьми.

Когда из всех частей лица заметны на рисунке только одни глаза, то, вероятнее всего, ребенок осведомляет о том, что этот член семьи все время наблюдает и следит за ним, не допуская никаких его проступков, баловства и шалостей. Такой родственник — источник большинства конфликтных ситуаций для ребенка. Аналогичным может быть рисунок близкого, на котором автор поглощен изображением ушей, превышающих размеры ушей Чебурашки. Когда из всех частей ребенок выделяет лишь рот, то, вероятнее всего, “хозяин рта”, как прессом, давит на художника,

“воспитывая” его бесконечными нотациями, нравоучениями в рамках собственной морали, и культивирует в нем страх.

Когда видно, что на рисунке художник больше всего акцентирует внимание на голове и досконально вырисовывает все части лица, предпочитая лицо всему остальному, то, очевиднее всего, ребенок лишний раз показывает, как для него значителен изображенный им таким путем ближайший родственник. А если ребенок так изображает самого себя, то это просто любование собою или один из признаков, свидетельствующий, как он серьезно озабочен своей внешностью. Нередко этим способом художник скрашивает собственный физический “дефект”. А если так свое лицо рисует девочка, то чаще всего она просто подражает своей матери, которая из-за кокетства постоянно на ее глазах подкрашивает губы, припудривает нос, приглаживает волосы.

Помимо головы, большую информацию могут дать и нарисованные руки. Когда длина их сразу же бросается в глаза, то вероятнее всего, они принадлежат тому из близких членов семьи ребенка, который агрессивно относится к нему. Такого родственника автор иногда изображает вообще без рук, пытаясь, хотя бы символически, но погасить агрессию.

Когда безруким на рисунке оказывается сам ребенок, то, вероятнее всего, таким путем художник показывает свое бессилие и отсутствие права голоса у него.

Когда ребенок на рисунке подчеркивает длину не чужих, а своих рук, или рисует их приподнятыми вверх, то этим он часто показывает свою агрессивность или свое желание быть агрессивным, чтобы хоть как-то утвердить себя в семье.

4) Когда  отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос и одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или с отцом), адекватно ли это полу ребенка. Таким образом, анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Так, слишком небрежный стиль, с большим наличием ломаных линий у детей старше 5 лет может свидетельствовать о серьезных отклонениях в моторике и психике. Тоже можно сказать и о очень примитивных рисунках, характерных для олигофренов. Хорошим показателем здесь может служить также и нереальность, неадекватность сюжета (например, у больных шизофренией).

5) Преобладание  вещей может свидетельствовать  о наличии тревожности у ребенка, возможно о конфликтности в  семье.

6) Если рисунок  семьи у ребенка ассоциируется  с чем-то приятным, с теплыми нежными воспоминаниями, он освещает всех членов семьи, или кого-то из них, ярким солнцем. Если над групповым портретом семьи темные тучи или льет дождь, то, вероятней всего, это связано с дискомфортом ребенка.

7) Цветовая  гамма рисунка - своеобразный индикатор палитры чувств, излучаемых ребенком при воспоминании о близких, которых он изображает.

Как правило, все, что любимо и что нравится ребенку, рисуется им в теплых, ласковых тонах, поэтому довольно часто на рисунках “одного себя” неприятие ребенка членами семьи подчеркнуто сумрачной цветовой гаммой. Свою привязанность и романтические чувства к кому-то из присутствующих на рисунке дети, об этом не догадываясь, сами, “выпячивают” ярким, сочным цветом, невольно привлекающим взор. Обычно тот, кто нравится ребенку, наряжен им в особый праздничный наряд, который по своей расцветке напоминает радугу или одежду сказочной принцессы.

И если даже ребенок не использует всю гамму красок, имеющихся у него, он все равно, желая того или не желая, но выделяет хоть одним неординарным, бросающимся в глаза мазком любимого им родственника среди всех остальных.

Холодные тона, как правило,— свидетели конфликтных отношений между ребенком и рисуемым им этими тонами членов семьи. Особенно информативен черный цвет, чаще всего несущий информацию об эмоциональном неприятии ребенком того из родственников на рисунке, кого он им изобразил. О явном неприятии кроме цвета, подскажет еще ряд деталей. Если черным цветом почему-то вдруг разукрашен родственник, которого ребенок любит, то, вероятнее всего, таким путем непроизвольно рисующий выплескивает на бумагу все то, что тайно беспокоит, волнует, мучает его по отношению к изображенному им члену семьи.

Информация о работе Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка