Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 5
1.1. ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА 5
1.2. ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПОЛНОЙ СЕМЬИ И В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ 6
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 9
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
2.2. АНАЛИЗ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ) РЕЗУЛЬТАТОВ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Перед тем, как родитель начинает заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта между ним и лицом, проводящим исследование. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследования зачитывает находящуюся в начале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения не допускаются.

Обработка результатов проводится следующим образом. На бланке регистрации ответов номера этих ответов расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой - это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Названия некоторых шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами, что и основная.

 

2.2. Анализ (интерпретация ) результатов

Используя таблицу симптомокомплексов, проанализируем рисунки семьи, выполненные детьми 3-5 лет, посещающими подготовительную группу ДОУ.

Рисунок Никиты. О тревожном состоянии ребенка свидетельствуют линии с сильным нажимом, о наличии конфликта в семье – отсутствие на рисунке некоторых членов семьи (мамы и самого ребенка). Отсутствие самого автора рисунка свидетельствует о переживаемом ребенком чувстве неполноценности.

Из беседы с воспитателем мы узнали, что папа Никиты придерживается авторитарного стиля воспитания, предъявляет жесткие и завышенные требования к сыну, использует физические наказания за непослушание.

Рисунок Ксюши. О возможной конфликтной обстановке в семье свидетельствует отсутствие на изображении самого автора рисунка кистей рук.

Из беседы с воспитателем мы узнали, что девочка проживает в неполной семье (отсутствует отец). Мама Ксюши, занимаясь устройством собственной судьбы, уделяет мало внимания дочери. Девочка характеризуется неуверенностью, замкнутостью, испытывает трудности в общении со сверстниками.

Рисунок Гриши. Обилие штриховки, линий с сильным нажимом свидетельствует о переживании ребенком тревожного эмоционального состояния. Выделение одной из изображенных фигур (фигуры отчима) указывает на конфликтную обстановку в семье. Расположение фигур на нижней части листа может означать чувство неполноценности у ребенка.

Из беседы с воспитателем мы узнали, что родители Гриши недавно развелись. Этому предшествовал долгий семейный конфликт, постоянные ссоры. После развода родители Гриши проживают в одной квартире и напряженные отношения сохраняются. Это, безусловно, негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.

Рисунок Жени. Штриховка на рисунке является признаком тревожности у ребенка. Зачеркнутые лица свидетельствуют о враждебности в семье.

Из беседы с воспитателем мы узнали, что Женя воспитывается в полной семье с высоким материальным достатком. Родители мальчика, заняты в частном бизнесе, много работают и у них не остается времени на воспитание сына. Они не интересуются успехами сына в детском саду, не идут на контакт с воспитателями.

Рисунок Олега. Штриховка на рисунке является признаком тревожности у ребенка. Расположение фигур на нижней части листа свидетельствуют о чувстве неполноценности у ребенка. Признак раскинутых в сторону руки у всех изображенных членов семьи указывает на враждебность в семье.

Из беседы с воспитателем мы узнали, что кроме Олега в семье воспитываются еще два ребенка. Эта семья испытывает жилищные и материальные трудности, которые негативно отражаются на эмоциональном состоянии всех членов семьи. В группе сверстников Олег ведет себя агрессивно: дерется, ругается, отбирает игрушки.

Рисунок Паши. На изображении всех членов семьи присутствует такая деталь, как руки, раскинутые в стороны. По этому признаку мы предположили наличие враждебности в семье.

Из беседы с воспитателем мы узнали о том, что мама Паши недавно вышла замуж, и у ребенка непросто складываются отношения с новым отчимом.

Рисунок Ефима. На рисунке изображены все члены семьи, занимающиеся общей деятельностью (семья на прогулке). Преобладание людей на рисунке, отсутствие изолированных членов семьи, отсутствие штриховки и зачеркиваний свидетельствуют о благоприятной семейной ситуации.

Из беседы с воспитателем мы узнали, что Ефим воспитывается в полной семье, где родители много времени и внимания уделяют воспитанию своего сына. В группе детского сада мальчик принимаем и любим сверстниками, умеет общаться с взрослыми, успешен на занятиях, проводимых воспитателем.

Таким образом, информация об эмоциональном благополучии ребенка в семье, полученная методом теста “Рисунок семьи” с использованием таблицы симптомокомплексов подтверждалась сведениями о психологическом климате в семье, которые мы получили, проведя беседу с воспитателями ДОУ.

Анализ теста семейных отношений приведен в табл.5.

Таблица 5 - Анализ теста семейных отношений

Особенности ситуации

Стасус в семье

Стиль воспитания

Структура семьи

мама

папа

никто

№ выбранных ответов

Никита

Один ребенок

Авторитарный

8,21

9,10,11,12,13,15,16,24,25,26,27

1,2,3,4,5,6,7,17,18,19,20,22,23

Ксюша, Зависимость от матери

Старшая из двух дочерей

Авторитарный

1,9,10,11,17,18,19,21,23

 

2,3,4,5,6,7,8,12,13,14,15,16,20,22,24,25,26,27

Гриша

Один ребенок в семье

 

1,2,3,4,12,17,18,19,20,21,23

5,6,7,8,9,10,11,24,25,26,27

13,14,15,16,22

Женя

Один ребенок в семье

 

1,2,3,4,5,6,7,17,19,21,22,23

9,10,11,12,13,14,15,16

8,18,20,24,25,26,27

Олег

Младший ребенок из трех

 

1,2,3,4,5,6,7,8,9,18,19,20,21,22,23,27

17,26

10,11,12,13,14,15,16,24,25

Паша

В семье один ребенок, проживает с матерью и отчимом

 

1,2,3,4,5,6,7,8, 17,18,19,20,21,22,23

9,10,11,12,13,14,15,16,24,25,26,27

 

Ефим

   

1,2,3,4,5,6,7,8,17,18,19,20,21,22,23

1,2,3,4,5,6,7,8,

10,11,12,13,14,15,16,24,25,26,27


 

 

 

Таблица  6 - Распределение чувств в семьях

   

Исходящие позитивные

Исходящие негативные

Получаемые позитивные

Получаемые негативные

Семья Никиты

Отец

 

7

 

4

Мать

1

 

1

 

Семья Ксюши

Отец

       

Мать

1

3

5

 

Семья Гриши

Отец

4

3

 

4

Мать

4

1

5

 

Семья Жени

Отец

 

8

5

 

Мать

7

     

Семья Олега

Отец

   

1

1

Мать

9

1

6

1

Семья Паши

Отец

 

8

 

4

Мать

9

 

7

 

Семья Ефима

Отец

9

 

7

 

Мать

9

     

 

Из данных видно, что больше позитивных чувств дети питают и получают от матери, исходящие негативные чувства дети в большинстве случаев питают к отцу, негативные чувства дети также получают от отца.

Анализ методики диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин приведен на рис. 1-7.

 

Рисунок 1 -  Семья Никиты

Низкие баллы по шкале принятие-отвержение  (8 баллов) говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.

Низкие баллы по шкале кооперация (1 балл)– говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку не проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, невысоко оценивает способности ребенка, не поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, не старается быть с ним на равных.

Низкие баллы по шкале симбиоз (2)  балла – являются признаком того, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» (7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» –(7 баллов)– являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.

 

Рисунок 2 -  Семья Ксюши

 

Рисунок 3 -  Семья Гриши

Рисунок 4 -  Семья Жени

 

Рисунок 5 -  Семья Олега

Рисунок 6 -  Семья Паши

В семьях Ксюши, Гриши, Жени, Олега, Паши наблюдается ослабление контроля со стороны родителей.

Результаты, полученные при проведении эксперимента с ребенком, в семье которого царит благоприятная атмосфера  на диаграмме (рис. 7).

 

Рисунок 7 – Семья Ефима

У родителей Ефима имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Родители в данном случае принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживаю планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом. Родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека в пределах допустимого. Неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.

Анализ опросника АСВ

При анализе результатов в семье Никиты получаем формулу (Г-, У-, Т±, 3±, С+) – жестокое обращение - на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

В семьях Ксюши, Гриши, Жени, Олега, Паши формула семейного воспитания - (Г-, У-, Т-, 3-, С±) – эмоциональное отвержение. В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.

Гипопротекция (гипоопека - Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

Формула стиля воспитания в семье Ефима - потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.

Таким образом, проанализировав типы семейного воспитания в рассматриваемых семьях, можно сделать вывод, что: в семье Никиты наблюдается жестокое обращение, В семьях Ксюши, Гриши, Жени, Олега, Паши - эмоциональное отвержение, в семье Ефима - потворствующая гиперпротекция.

Таким образом, проведя серию экспериментов, мы выявили следующее:

В процессах воспитания ребенка дошкольного возраста существует половая дифференциация влияния стиля родительского воспитания на формирование особенностей личности ребенка дошкольного возраста.

Нами были рассмотрены семь семей:

Семья Никиты – полная семья отец придерживается авторитарного стиля воспитания.

Семья Ксюши – неполная семья (отсутствует отец), мать уделяет мало внимания дочери.

Семья Гриши - родители Гриши недавно развелись. Этому предшествовал долгий семейный конфликт, постоянные ссоры. После развода родители Гриши проживают в одной квартире и напряженные отношения сохраняются.

Семья Жени – полная семья с высоким материальным достатком. Родители мальчика, заняты в частном бизнесе, много работают и у них не остается времени на воспитание сына.

Семья Олега – кроме Олега в семье воспитываются еще два ребенка. Эта семья испытывает жилищные и материальные трудности, которые негативно отражаются на эмоциональном состоянии всех членов семьи.

Семья Паши – мама Паши недавно вышла замуж, и у ребенка непросто складываются отношения с новым отчимом.

Семья Ефима -  полная семья, где родители много времени и внимания уделяют воспитанию своего сына.

Информация о работе Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка