Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования: Уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше, чем студентов технических специальностей.
Объект исследования: Студенты гуманитарных и технических специальностей.
Предмет исследования: Творческие способности студентов гуманитарных и технических специальностей.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему творческих способностей в психологической литературе;
2. Выделить группы студентов разной профессиональной направленности
3. Экспериментально изучить уровень творческих способностей у студентов разных специальностей;
4. Статистически обработать и интерпретировать полученные результаты;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей
1.1 Понятия творчества, креативности и творческих способностей
1.2 Изучение творческих способностей в психологии
1.3 Творческие способности и специальность
Глава 2. Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей
2.1 Описание выбранных методик
2.2 Описание выборки
2.3 Этапы эмпирического исследования
2.4 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

К.р. Творчество.docx

— 325.78 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей

1.1 Понятия творчества, креативности и творческих способностей

1.2 Изучение творческих способностей в психологии

1.3 Творческие способности  и специальность

Глава 2. Экспериментальное  изучение творческих способностей у  студентов гуманитарной и технической  специальностей

2.1 Описание выбранных методик

2.2 Описание выборки

2.3 Этапы  эмпирического исследования

2.4 Результаты исследования  и их обсуждение

Заключение

Библиографический список

Приложения

 

 

 

Введение 

 

Актуальность  исследования

Творческие способности  — далеко не новый предмет исследования. Однако, в прошлом у людей не возникало особой потребности к их научному изучению. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Все большее значение придается интеллектуальному труду работника, все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, автоматизируется.

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей  сущности, доступна только человеку. А  более простая — исполнительская  — может быть переложена и на животных, и на машины, для нее  и ума не так уж много требуется [14].

Современное общество, изменяясь  и развиваясь, предъявляет к человеку всё более высокие требования. Для того, чтобы быть востребованным, необходимо привносить в него что-то новое своей деятельностью, т.е. быть незаменимым. А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. В современном бизнесе способность к творческому мышлению важна практически в любой работе. Карл Роджерс однажды сказал: «Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости» [9].

Творческие способности  присущи любому человеку, любому нормальному  ребенку — нужно лишь суметь раскрыть их и развить [12]. Но как это сделать? Можно ли научить творчеству? Какие  условия необходимы для раскрытия  творческого потенциала личности? Эти  вопросы волнуют человеческую цивилизацию  на всем протяжении ее существования.

Проблема изучения творчества долгое время представляла лишь литературный интерес. Она не имела ни фундаментальных  постулатов, ни ясно очерченного предмета исследования, ни методики. Но сейчас эта  тема из разряда отвлеченных переходит в категорию доступных для естественнонаучного анализа, получает и научную предметность, и исследовательскую аппаратуру. Более того, изучение творческой деятельности приобретает прикладное значение [13].

Вопросами творчества занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель). Творческое мышление изучали многие психологи. Среди них такие видные исследователи, как Б.Н. Никитин, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, О.С. Анисимов, Б.М. Теплов, и другие. Большинство работ посвящено развитию творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а более старшим возрастам, в частности, подростковому и юности, уделяется гораздо меньше внимания.

Сегодня творческое мышление привлекает к себе гораздо больше внимания, чем раньше. Почти все  крупные фирмы называют себя «творческими корпорациями». Скорость происходящих изменений, потребность в гибкости и возрастающая конкуренция делают творческие способности качеством, которое нельзя игнорировать. Поэтому  молодым людям, определившимся и  определяющимся с выбором профессии, важно знать свой уровень творческих способностей и возможности их развития.

Проблема: Негласно считается, что творческие способности студентов гуманитарных специальностей выше, т.к. среди них больше людей типа «человек-художественный образ» или «человек-человек». Однако, экспериментально по этому вопросу не было получено четких подтверждающих данных.

Цель работы: Изучить творческие способности студентов гуманитарных и технических специальностей.

Гипотеза исследования: Уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше, чем студентов технических специальностей.

Объект исследования: Студенты гуманитарных и технических специальностей.

Предмет исследования: Творческие способности студентов гуманитарных и технических специальностей.

Задачи исследования:

1.  Изучить проблему творческих способностей в психологической литературе;

2.  Выделить группы студентов разной профессиональной направленности

3.  Экспериментально изучить уровень творческих способностей у студентов разных специальностей;

4.  Статистически обработать и интерпретировать полученные результаты;

5.  Сделать выводы.

Методы исследования:

1.  Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2.  Эмпирические методы исследования:

·  Тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса;

·  Тест личностных творческих характеристик Вильямса.

3.  Методы математико-статистической обработки данных:

·  Выявление различий между выборками по исследуемому признаку с помощью статистического критерия;

·  Построение гистограмм, графиков.

4.  Интерпретационные методы.

База исследования: В исследовании принимали участие тридцать человек, из них – 15 студентов гуманитарных специальностей, 15 студентов технических специальностей.

Положение, выносимое  на защиту: Уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше, чем студентов технических специальностей.

 

Глава 1. Теоретические  основы изучения творческих способностей  

 

1.1  Понятия творчества, креативности и творческих способностей  

 

Творчество — сложный  и запутанный предмет. Границы его  размыты и простираются от изобретения  нового колпачка для зубной пасты  до Пятой симфонии Бетховена [3]. Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и т.д. [7]

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова творчество определяется так: «Творчество — создание новых  по замыслу культурных или материальных ценностей», а в Советском энциклопедическом  словаре: «Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно  новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью...»

В. Н. Дружинин, основываясь  на исследованиях Богоявленской  и Матюшкина, считает, что творчество можно определить как некий выход  за пределы (наличной ситуации либо имеющихся  знаний) [21].

Я.А. Пономарев разводит понятия  «творчество» и «деятельность», считая, что основным признаком деятельности является потенциальное соответствие цели деятельности ее результату, в  то время как для творческого  акта более характерно прямо противоположное  — цель (замысел, программа и т.п.) и результат рас согласованы. Творческая активность может возникать  в процессе деятельности, но связана  она не с достижением намеченной цели, а с порождением в ходе деятельности побочного продукта. Этот побочный продукт и является настоящим  результатом творчества [24].

С. Л. Рубинштейн указывал на характерные особенности изобретательского  творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который  разрешает определенную проблему [19].

Как можно заметить, существует множество различных взглядов на творчество, которые, тем не менее, сходятся в одном — ключевой характеристикой  творчества является принципиальная новизна  продукта, то есть творческое мышление характеризуется поиском принципиально  новых решений, выходом за рамки  существующей системы.

При этом следует отметить, что творчество всегда предполагает творца [9]. Термин «творчество» указывает  и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры [25].

Близкое по смыслу к творчеству понятие — креативность (от лат. creatio – созидание), введенное Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова — способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. Креативность, однозначно так и не определенная Торренсом, продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности. [21]. В данной работе эти понятия также употребляются как синонимы.

Антоним творчества — шаблонность, действие в заданных рамках, по принятым стандартам.

На простейшем уровне творчество означает создание чего-то не существовавшего  раньше. В этом смысле приготовление  обеда — пример творчества [3]. Важно  отметить, что творчество всегда предполагает реальный продукт. Хотя фантазии могут  быть совершенно новыми, их нельзя назвать  творческими, пока они не воплотятся во что-то реальное, например, будут  выражены в словах, записаны на бумаге, переданы в произведении искусства  или отражены в изобретении.

Эти произведения должны быть совершенно новыми, их новизна проистекает  из уникальных качеств индивида при  его взаимодействии с объектами  опыта. Творчество всегда оставляет  след индивида на своем продукте, но этот продукт – не сам индивид  или его материалы, а результат  отношений между ними [20].

По мнению Роджерса, творческий потенциал присутствует у всех людей, однако далеко не все обладают достаточно развитыми творческими способностями, т.е. способностями к созданию чего-то совершенно нового. Нетворческих личностей нет, однако далеко не все реализуют свой потенциал.

Отсюда вытекает еще несколько  вопросов, например: каковы условия  воспитания и реализации творческих способностей? Какие этапы творчества связаны с той или иной чертой творческой личности? В чем особенности  условий проявления творчества [13]?

Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности — выявление личностных качеств, с которыми она связана. Изучение этих качеств выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в само актуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [11].

 

 

 

1.2  Изучение творческих способностей в психологии 

 

Проблема диагностики  и развития творческих способностей — одна из центральных проблем  психологии творчества. Она имеет  достаточно долгую историю и не слишком  счастливую судьбу. Хотя природа художественного  таланта интересовала мыслителей, людей  науки и искусства со времен Аристотеля, до последнего времени сделано в этой области сравнительно мало [18].

Исследования творчества ведутся в трех основных направлениях. Первое направление — отчет ученых-исследователей, проживших плодотворную жизнь в  науке, обогативших ее первостепенными  открытиями и на склоне лет стремящихся  рассказать о характере своего труда. Эта традиция восходит к Чарлзу Дарвину; продолжали ее Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, В. Стеклов. У. Кеннон, Г. Селье. Свидетельство самих ученых, несмотря на неизбежную субъективность, очень интересно: ведь это сведения из первоисточника.

Однако, анализируя условия, в которых родилась та или иная мысль, разбирая конкретные ситуации, при которых от кристаллизовывалась в сознании проблема, авторы не могут сказать о механизмах творческого процесса, не могут судить о его психологической структуре.

Второе направление —  метод модельных экспериментов. Например, моделью творческого решения  может служить задание, в котором  предлагается, не отрывая карандаша  от бумаги, четырьмя отрезками "пройти" через девять точек, расположенных  в три ряда, по три точки в  ряду. Даже на такой примитивной  модели удается получить ценную информацию.

Но в модельных экспериментах  есть важный недостаток. Испытуемому  предлагают сформулированную задачу и  предупреждают, что она имеет  решение. Уже само по себе это подсказка. Между тем творческий процесс включает в себя не только решение проблемы, но и особую зоркость в поисках проблем, дар увидеть проблему там, где для других все ясно, умение сформулировать задание. Это особая "сензитивность", или восприимчивость, к несоответствиям и пробелам в окружающем мире, и прежде всего к расхождениям между принятыми теоретическими объяснениями и реальностью.

Третий путь исследования творчества — изучение особенностей творческой личности, где используются психологическое тестирование, анкетный метод, статистика. Здесь, конечно, не может  быть и речи о проникновении в  интимные механизмы творческого  процесса. Исследователи пытаются лишь выяснить те особенности человека, по которым еще на школьной скамье и уж во всяком случае на университетской можно было бы отбирать будущих Лобачевских, Резерфордов, Павловых и Эйнштейнов [12].

Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки). Гипотетическим свойством нервной системы человека, которое могло бы в ходе индивидуального развития детерминировать креативность, считается «пластичность». Полюсом, противоположным пластичности, является ригидность, которая проявляется в малой вариативности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, затруднении переключаемости, неадекватности переноса старых способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т. д. Однако вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым.

Информация о работе Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей