Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования: Уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше, чем студентов технических специальностей.
Объект исследования: Студенты гуманитарных и технических специальностей.
Предмет исследования: Творческие способности студентов гуманитарных и технических специальностей.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему творческих способностей в психологической литературе;
2. Выделить группы студентов разной профессиональной направленности
3. Экспериментально изучить уровень творческих способностей у студентов разных специальностей;
4. Статистически обработать и интерпретировать полученные результаты;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей
1.1 Понятия творчества, креативности и творческих способностей
1.2 Изучение творческих способностей в психологии
1.3 Творческие способности и специальность
Глава 2. Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей
2.1 Описание выбранных методик
2.2 Описание выборки
2.3 Этапы эмпирического исследования
2.4 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

К.р. Творчество.docx

— 325.78 Кб (Скачать файл)

В.П. Эфроимсон обнаружил  такой факт как высокий уровень  уратов в крови, а также такой биологический признак как высоколобие креативных людей.

Л.И. Полтавцева также отметила взаимосвязь темперамента и творческих способностей: беглость зависит от характеристик темпераментной активности (пластичность и темп) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость – от социальной эмоциональной чувствительности и индекса общей активности.

Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты.

·  О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Однако, подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.

·  Более строгие факты поставляют исследования с применением близнецового метода. Корреляции были невысокие, что позволило сделать вывод: вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик.

Таким образом, признается малая  вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности.

С другой стороны влияние  среды изучается многими учеными. Так, показательны результаты кросскультурных исследований (Торранс).

·  Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития.

·  Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры в которой воспитывался ребенок.

·  Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок.

·  Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.

Заключения А. Адлера о  том, что творчество является способом компенсации комплекса недостаточности, также приводят к мысли о влиянии  среды.

Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. В  исследованиях Д. Манфилда, Р. Альберта и М. Рунко были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако, ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, один из выводов Е.В. Алфеевой: негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности. Анализ фактов семейных отношений позволил Дружинину сделать вывод: семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

На основе анализа условий  воспитания и наследственности Ю. Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего.

По мнению большинства  исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный возраст и подростковый являются таковыми (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.).

Таким образом, существуют различные  подходы, которые сводятся к двум основным позициям: рассмотрению творческой способности как врожденной, не изменяющейся характеристике и как поддающейся  изменениям. Однако, видно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще недостаточно изучены [10].

 

1.3  Творческие способности и специальность 

 

Творчество и талант не безразличны к личности своего носителя. Одаренному должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант — это любовь к своей работе. Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — есть только любовь к делу, процессу работы...» [2].

Исходя из этого высказывания, можно определить, что проявление творческих способностей обучающегося зависит от того, нравится ли ему, увлекает ли его выбранная профессия. Однако, можно так же отметить, что выделяют так называемые «творческие профессии», которые позволяют личности в гораздо большей мере проявить креативность, чем, к примеру, исполнительская деятельность. К таким профессиям обычно относят дизайнеров, художников, артистов, сценаристов, журналистов, психологов и т.д.

Если обратиться к классификации  профессий Климова, то мы заметим, что  каждый вид труда человека имеет  следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия  деятельности. По первому признаку — предмет труда — все профессии  и специальности Климов разделяет  на пять типов:

·  "Человек - Природа" (Ч - П), где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы.

·  "Человек - Техника" (Ч - Т), где объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия.

·  "Человек - Человек" (Ч - Ч), где объектом труда являются люди, группы, коллективы.

·  "Человек - Знаковая система" (Ч - З), где объектом труда являются условные знаки, шифры, коды, таблицы.

·  "Человек - Художественный образ" (Ч - Х). Здесь объектом труда служат художественные образы, их роли, элементы и особенности [4].

Естественно, что для каждого  типа профессий требуются свои навыки, умения, даже тип мышления. Как известно, выделяют так называемые технический и гуманитарный склад ума. Ещё их называют «левополушарный» и «правополушарный», в зависимости от доминирующего полушария мозга.

Отмечая роль бессознательных  процессов в творчестве, исследуется  функциональная асимметрия мозга (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский и др.). Согласно этому подходу, индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть, вероятно, менее креативен, а с преобладающей правополушарной стратегией – более продуктивен творчески [10].

Если рассматривать творчество, просто как создание чего-то, до сих  пор не существовавшего, можно все  существующие профессии отнести  к творческим. Но, если рассмотреть этот вопрос подробнее, основываясь на исследованиях Богоявленской и Матюшкина, согласно которым творчество можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний) [20], можно определить творческую профессию как такую, которая дает человеку возможность, абстрагируясь от существующих правил и рамок, продуцировать новые, нестандартные идеи и воплощать их в реальность. Среди классификации Климова наиболее этому определению соответствуют профессии типа Ч-Х и Ч-Ч.

Резюмируя сказанное выше, можно сказать, что для творческих профессий типа Ч-Х и Ч-Ч больше подойдет человек с гуманитарным, правополушарным мышлением.

Развитие творческого  потенциала личности учащегося сегодня  ведущими учеными психологами и  педагогами рассматривается как  цель образования. Актуальность проблемы творческого развития личности сегодня  возрастает в связи с изменениями  в нашей системе образования  – введением профильного обучения. [5,9].

Таким образом, перед каждым молодым человеком встает вопрос: кем быть? Какую специальность  выбрать? Выбор профессии сейчас осуществляется в большей степени  свободно, и молодые люди выбирают жизненный путь согласно своим интересам  и способностям. И можно предположить, что люди с гуманитарным складом  ума, как правило, выбирают профессии  типа Ч-Ч и Ч-Х. Однако, не всегда бывает так, что молодой человек осознанно выбирает профессию, а если это происходит, ему не всегда удается реализовать свой выбор.

Если принять точку  зрения о том, что творческие способности  развиваются под влиянием среды, то логично предположить, что больше возможностей для их развития дает среда гуманитарная. Соответственно, у студентов гуманитарных специальностей уровень креативности должен быть выше. Но так ли это?

Проблема творческих способностей в современных условиях становится особенно актуальной, поскольку все  больше механической трудовой деятельности автоматизируется, и необходимость  в простых исполнителях медленно, но верно отпадает. Обществу нужны  люди творческие, незаменимые. Без творчества никуда. Но что это такое, творчество?

Творчество – довольно сложное и объемное понятие. В  науке нет такого определения  творчества, с которым были бы согласны все. Однако, ученые и исследователи сходятся в одном – творчество предполагает выход за рамки, создание чего-то нового и ценного для общества.

По поводу того, от чего же зависят творческие способности, было проведено огромное количество исследований. Однако, и здесь ученые, как это  очень часто происходит, разошлись  во мнениях: одни считают, что творческие способности – фактор врожденный и наследственный, другие – что  креативность формируется под влиянием среды. И те, и другие теории не раз подтверждались и опровергались.

В современных условиях развитие способности к творчеству считается  одной из целей образования. Тем  не менее, выделяют профессии гуманитарные и технические. В первых есть больше возможностей проявить себя как творческого  человека, выходя за существующие рамки  и создавая что-то новое и ценное. Можно предположить, что молодые  люди, в частности, студенты, выбравшие  гуманитарные профессии (типа Ч-Ч и  Ч-Х), имеют больший уровень креативности, чем студенты-«технари». Но так ли это на самом деле? Попытке ответить на этот вопрос посвящена данная работа. 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  изучение творческих способностей у  студентов гуманитарной и технической  специальностей

С целью проверки выдвинутых теоретических предположений, а  также для решения поставленных в ходе планирования практических задач, было проведено эмпирическое исследование, классифицировать которое можно  как уточняющее.

Целью уточняющего исследования является установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты  и эмпирические закономерности. [16].

Также данное исследование является корреляционным, т.к. направлено на изучение связи между зависимой  и независимой переменными. Т.к. исследование применяется для установления сходства или различия двух групп по степени выраженности психологического свойства, оно соответствует плану сравнения двух групп:

R'— О1  

R" —  О2 [8].

Зависимая переменная: Уровень творческих способностей.

В качестве независимой переменной в данном случае выступает специальность испытуемого, так называемая «константная» переменная. На специальность, по которой обучается студент, мы воздействовать не можем, а можем лишь учесть ее как критерий при формировании групп испытуемых. Это означает, что данное исследование является также квазиэкспериментальным [8].

В качестве внешних переменных можно выделить такие факторы, как  личные особенности испытуемого, его  эмоциональное и физическое состояние  во время эксперимента, а также  его мотивацию и условия тестирования.

Эмпирическая  гипотеза исследования будет звучать следующим образом: Уровень творческих способностей у студентов гуманитарных специальностей выше, чем у студентов технических специальностей.

Исследование было проведено 25 марта 2011 года. Контроль внешних переменных таких, как мотивация испытуемых и условия тестирования, осуществлялся  за счет создания константных условий (тестирование испытуемых обеих групп  проходило в один день, в групповой  форме, одновременно).

Перейдем к более подробному описанию хода исследования, его результатов  и формированию выводов по работе.  

 

2.1 Описание выбранных  методик

В данном исследовании был  использован Модифицированный и  адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса (САР), а точнее, такие его методики, как Тест Дивергентного Мышления и Опросник личностных творческих характеристик. САР был разработан первоначально для отбора одаренных и талантливых детей в школы, работавшие по федеральным, государственным и местным программам развития творческих способностей. В настоящее время САР доступен для измерения творческого потенциала всех детей. Креативные тесты Вильямса, несомненно, могут быть использованы и для оценки творческих способностей взрослых людей

Тест дивергентного  мышления направлен на диагностику комбинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Также можно получить оценку для названия, отражающую вербальные способности. Таким образом, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга.

Тестовая тетрадь состоит  из трех отдельных листов, стандартного формата А4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Испытуемым предлагается дорисовать картинки в квадратах и придумать для каждой картинки название. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи. Испытуемым дается инструкция, после чего они начинают работу над тестом. Более подробно инструкция и стимульный материал представлены в приложении А.

В результате мы получаем пять показателей, выраженных в сырых  баллах:

·  Беглость (Б);

·  Гибкость (Г);

·  Оригинальность (О);

·  Разработанность (Р);

·  Название (Н).

1. Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных испытуемым, независимо от их содержания. Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).

Информация о работе Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей