Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:03, курсовая работа
Цель исследования - выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка методической системы, направленной на развитие лидерских качеств у студентов.
Объект исследования – лидерские качества у студентов.
Введение_________________________________________________________2
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у студентов_________________________________________________________5
1.1 Понятие и типы лидерства в психологии____________________________5
1.2 Теории лидерства_______________________________________________7
1.3 Особенности личностного развития студентов_______________________13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов________________________________________________________25
2.1 Выявление лидеров в коллективе_________________________________25
Заключение______________________________________________________29
Список литературы________________________________________________31
В экспериментальной смене принимали участие студенты, которые обладают лидерскими качествами и считающиеся активом своих факультетов и лидерами своих групп, однако не только от них зависело, как пройдёт наш эксперимент. Одним из условий развития лидерского потенциала учащихся является подготовленность педагогов к работе с лидерами. Знания педагогов об особенностях работы с лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал студента и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога. В курсах педагогики и психологии педагогических институтов и университетов этим вопросам отводится мало места, на практику в детские оздоровительные лагеря ездят не все студенты, хотя именно там, при работе с детьми, наиболее сильно раскрываются лидерские качества, студент - вожатый примеряет на себя роль учителя и воспитателя, так необходимые в будущей профессиональной деятельности, именно на смене студент учится видеть те лидерские задатки в детях, которые потом ,ему придётся развивать , так же не учитываются новые политические и социально-экономические условия, оказывающие мощное воздействие на общее состояние воспитательной системы и на лидерство в ученических группах в частности. Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовательской работе, тема которой «Развитие лидерских качеств у студентов» были рассмотрены в теоретической части работы по данному вопросу таких авторов Р. Крачфилд, Д.Креч, Г.Хоманс концепция «лидерства как функции группы».
«Теория лидерства как функции ситуации» Р.БеЙлс, Т.Ньюком, А.Харе рассматривали лидерство как сложный социально -психологический процесс группового развития.
Р.Крачфилд исходил из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, где лидер - это член группы с наибольшим статусом.
Р.Бейлс считал, что лидерство-это не только функция личности или группы, а результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций. Выдвигает два типа лидеров эмоциональный и инструментальный.
Н.Жеребова показала, что специфическая сфера деятельности выдвигает своего ситуативного лидера.
Б.Парыгин определяет, что лидер это неофициальный руководитель в условиях специфической ситуации.
На основе существующих теорий анализа теоретических аспектов по вопросу понятие лидерства была поставлена цель исследовательской части работы - сформировать представление о личности лидера и определений набора тех или иных качеств, которые делают человека лидером.
На основании изученных материалов теоретическая часть перед практической составляющей работы, в соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза: уровень лидерских качеств студентов можно повысить, если способствовать формированию компонентов лидерских качеств.
Итак, сделан обзор одной из теорий лидерства, где сформировано представление о личности лидера в социальной группе, а также определено как лидеры группы влияют друг на друга. В практической части выявлены черты личности, которыми должен обладать лидер с точки зрения студентов и организаторов данной смены.
Лидерам присущи черты: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная, мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект, воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы, стремление к информированности, независимость, но в жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали, лидерами. Надо сказать что, выявленные качества характерны для лидеров только испытуемых на смене , и нигде больше они не будут являться гарантом того, что статус того или иного человека повысится.
Результаты работы позволяют кое-что сказать испытуемой группе.
Не только то, кто является в нем лидером, но и, рассмотрев черты лидеров, судить о тех качествах, которые ценятся в испытуемой группе. Это: высокий интеллект, эмпатия, умение понять окружающих, а также уверенность в себе, независимость, воля. Т.е. установлены черты личности, которые способны влиять на становление статуса лидера или приближенного к нему статуса «звезды» в коллективе. Таким образом, существует возможность для «отвергаемых» повысить свой статус. Исследование может помочь ребятам лучше понять себя и задуматься о тех качествах личности, которые могут положительно сказаться на их положении в классе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов