Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка методической системы, направленной на развитие лидерских качеств у студентов.
Объект исследования – лидерские качества у студентов.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________2
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у студентов_________________________________________________________5
1.1 Понятие и типы лидерства в психологии____________________________5
1.2 Теории лидерства_______________________________________________7
1.3 Особенности личностного развития студентов_______________________13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов________________________________________________________25
2.1 Выявление лидеров в коллективе_________________________________25
Заключение______________________________________________________29
Список литературы________________________________________________31

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 60.22 Кб (Скачать файл)

В экспериментальной смене  принимали участие  студенты, которые обладают лидерскими качествами и считающиеся активом своих факультетов и лидерами своих групп, однако не только от них зависело, как пройдёт наш эксперимент. Одним из условий развития лидерского потенциала учащихся  является подготовленность педагогов к работе с лидерами. Знания педагогов об особенностях работы с лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал студента и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога. В курсах педагогики и психологии педагогических институтов и университетов этим вопросам отводится мало места, на практику в детские оздоровительные лагеря ездят не все студенты, хотя именно там, при работе с детьми, наиболее  сильно раскрываются лидерские качества, студент - вожатый примеряет на себя роль учителя и воспитателя, так необходимые  в будущей профессиональной деятельности, именно на смене  студент учится видеть те лидерские задатки в детях, которые потом ,ему придётся развивать , так же  не учитываются новые политические и социально-экономические условия, оказывающие мощное воздействие на общее состояние воспитательной системы и на лидерство в ученических группах в частности. Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовательской работе, тема которой «Развитие лидерских  качеств у студентов» были рассмотрены  в теоретической части работы по данному вопросу таких авторов  Р. Крачфилд, Д.Креч, Г.Хоманс концепция «лидерства как функции группы».

«Теория лидерства как  функции ситуации» Р.БеЙлс, Т.Ньюком, А.Харе рассматривали лидерство как сложный социально -психологический процесс группового развития.

Р.Крачфилд исходил из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, где лидер - это член группы с наибольшим статусом.

Р.Бейлс считал, что лидерство-это не только функция личности или группы, а результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций. Выдвигает два типа лидеров эмоциональный и инструментальный.

Н.Жеребова показала, что специфическая сфера деятельности выдвигает своего ситуативного лидера.

Б.Парыгин определяет, что лидер это неофициальный руководитель в условиях специфической ситуации.

На основе существующих теорий анализа теоретических аспектов по вопросу понятие лидерства  была поставлена цель исследовательской  части работы - сформировать представление  о личности лидера и определений  набора тех или иных качеств, которые  делают человека лидером.

На основании изученных  материалов теоретическая часть  перед практической составляющей работы, в соответствии с поставленной целью  была выдвинута следующая гипотеза: уровень лидерских качеств студентов  можно повысить, если способствовать формированию компонентов лидерских качеств.

Итак, сделан обзор одной  из теорий лидерства, где сформировано представление о личности лидера в социальной группе, а также определено как лидеры группы влияют друг на друга. В практической части выявлены черты  личности, которыми должен обладать лидер с точки зрения студентов и организаторов данной смены.

 Лидерам присущи черты: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная, мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект, воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы, стремление к информированности, независимость, но в жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали, лидерами. Надо сказать что, выявленные качества характерны для лидеров только испытуемых на смене , и нигде больше они не будут являться гарантом того, что статус того или иного человека повысится.

Результаты работы позволяют кое-что сказать испытуемой группе.

Не только то, кто является в нем лидером, но и, рассмотрев черты  лидеров, судить о тех качествах, которые ценятся в испытуемой группе. Это: высокий интеллект, эмпатия, умение понять окружающих, а также уверенность в себе, независимость, воля. Т.е. установлены черты личности, которые способны влиять на становление статуса лидера или приближенного к нему статуса «звезды» в коллективе. Таким образом, существует возможность для «отвергаемых» повысить свой статус. Исследование может помочь ребятам лучше понять себя и задуматься о тех качествах личности, которые могут положительно сказаться на их положении в классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] /В.Г.Асеев - М.:Мысль,1976.
  2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] /М.М.Бахтин. – М.:Просвещение, 1980
  3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения[Текст] /Г.М.Бреслав. – М.:Просвещение, 1990.
  4. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности[Текст] /П.Вайнцвайг. –М.:Прогресс, 1990.
  5. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология[Текст] /Л.С.Выгодский. –М.:Педагогика, 1991.
  6. Гуревич, К.М. Что такое психодиагностика[Текст] /К.М.Гуревич. – М.:Просвещение, 1985.
  7. Гроховский, В.В. Пути профилактики психопатии и психопатоподобных расстройств у детей[Текст] /В.В.Гроховский. -Харьков, 1980.
  8. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения[Текст] /А.Б.Добрович. – М.:Просвещение, 1987
  9. Дунаев, В.Ю. Общение и личность[Текст] /В.Ю.Дунаев. – М.:Просвещение, 1996.
  10. Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации[Текст] /В.Е.Каган//Вопросы психологии.- 1984.- №4.
  11. Коротаева, Е. Хочу, могу, умею! [Текст] /Е.Коротаева. – М.: КСП, 1997.
  12. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шести летнего возраста: книга для учителя [Текст] /Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. – М.:Просвещение, 1988.
  13. Кондратьева, С.В. Учитель – ученик [Текст] /С.В.Кондратьева. – М.:Просвещение, 1984.
  14. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника[Текст] /А.А.Люблинская. – М.:Просвещение, 1977.
  15. Личность, семья, школа. (под редакцией ВешловскогоС.Г.), -С.-Питербург,1996.
  16. Менчинская, М.А. Приёмы самоуправления позновательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблеммы управления познавательной деятельностью человека[Текст] /М.А.Менчинская. – М.:Просвещение, 1978.
  17. Матюхин, М.В. Мотивация учения младших школьников[Текст] /М.В.Матюхин. – М.:Просвещение, 1984.
  18. Немов, Р. Психология[Текст] /Р.Немов. – М.:Просвещение, 1998.
  19. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации, собрание научных трудов (под редакцией Бодалева) – М.:Просвещение, 1987.
  20. Общение и личностный рост (сборник научно-методических пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей). - Барнаул: АКИПКРО, 1994.
  21. Общение и оптимизация совместной деятельности(под редакцией Андреева М., Якоуше К. и др.) – М.: МГУ, 1987.
  22. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации, сборник научных трудов, – М.:Просвещение, 1987.
  23. Пивоварова, Г.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей у детей[Текст] /Г.Н.Пивоварова. – М.:Просвещение, 1978.
  24. Проблема общения в психологии, – М.:Просвещение, 1981.
  25. Петровский, А.В. и др. Проблема личности в современной психологии [Текст] /А.В.Петровский. – М.:Просвещение, 1982.- №4.
  26. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив[Текст] /А.В.Петровский. – М.:Просвещение, 1982.
  27. Рейнвальд, Н.И. Психология личности[Текст] /Н.И.Ренвальд. – М.:Просвещение, 1987.
  28. Теории личности в западно-европейской и американской психологии.(под редакцией РайгородскогоД.Я.).- Самара: Бахрах, 1996.
  29. Формирование личности школьника в коллективе (под редакцией Гуровой), – М.:Просвещение, 1959.
  30. Фресс, П., Пиаже, Ж. Экспериментальная психология[Текст] /П.Фресс, Ж.Пиаже. – М.:Просвещение, 1975.
  31. Проект первой студенческой смены «Двор 2»[Текст] / А.Петров, Е.Михайлова, А.Винокурова, Д.Соловьёв.- Шадринск, 2012.

 

 

 


Информация о работе Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов