Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка методической системы, направленной на развитие лидерских качеств у студентов.
Объект исследования – лидерские качества у студентов.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________2
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у студентов_________________________________________________________5
1.1 Понятие и типы лидерства в психологии____________________________5
1.2 Теории лидерства_______________________________________________7
1.3 Особенности личностного развития студентов_______________________13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов________________________________________________________25
2.1 Выявление лидеров в коллективе_________________________________25
Заключение______________________________________________________29
Список литературы________________________________________________31

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 60.22 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_________________________________________________________2

Глава 1. Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у студентов_________________________________________________________5

1.1 Понятие и типы лидерства  в психологии____________________________5

1.2 Теории лидерства_______________________________________________7

1.3 Особенности личностного развития студентов_______________________13

Глава 2. Экспериментальное  исследование развития личностных качеств  у студентов________________________________________________________25

2.1 Выявление лидеров в  коллективе_________________________________25

Заключение______________________________________________________29

Список литературы________________________________________________31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы. В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более  творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером это то- же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.

 Даже между специалистами,  теоретиками и практиками, до  сих пор продолжается спор  на тему: «лидерами рождаются»  или же «лидерами становятся».  Да, некоторые из них могут  убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает  некой «экстраординарной особенностью»,  которая делает его лидером,  в то время как другие убеждены, что при условии определенного  правильного сочетания образования,  подготовки и имеющегося опыта  лидера можно «создать» и сформировать.

 Можем ли мы сами  управлять своей жизнью, выбирать, реализовывать свои потребности  и делания или же нам придется  все время за кем-то идти?

Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей лидерства  всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, надежных средств в диагностике и развитии лидерских качеств по-прежнему недостаточно.

 Стремление найти пути  разрешения указанного противоречия  определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных  методов развития лидерских качеств у студентов.

Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Развитие лидерских качеств у студентов»

Цель исследования - выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка методической системы, направленной на развитие лидерских качеств у студентов.

Объект исследования – лидерские качества у студентов.

Предмет исследования – развитие лидерских качеств у студентов

Гипотеза исследования заключается  в предположении: уровень развития лидерских качеств у студентов можно повысить, если разработать и применить специальный комплекс занятий, направленных на развитие таких личностных характеристик лидеров.

 Исходя из поставленной  цели исследования, определения  его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие  задачи:

1. Рассмотреть понятие  и типы лидерства в психологии.

2. Выявить лидеров в  ученическом коллективе.

3. Проверить эффективность  использования занятий по развитию  лидерских качеств.

Теоретико-методологической основой исследования являются: работы Б.Д. Парыгина, И.П. Волкова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, А.Л. Журавлева, Р.Л. Кричевского и других. [ 30],[6].

 Для решения поставленных  задач и проверки выдвинутой  гипотезы использованы следующие  методы исследования:

-Теоретические методы: анализ  психолого-педагогической литературы;

-Эмпирические методы, формирующий эксперимент.

Организация и база исследования.

 Исследование проводилось  в ЗДОЛ «Салют» на первой  студенческой смене, в которой  участвовало 30 студентов  Шадринского Государственного Педагогического Института.

В результате исследований:

1) Выявлены особенности  личностного развития студентов.

2) Разработана методическая  система развития лидерских качеств у студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у студентов.

1.1 Понятие и  типы лидерства в психологии

 Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

 В общественной жизни,  лидера, как центральную, наиболее  авторитетную фигуру в конкретной  группе лиц, можно выделить  практически в каждом виде  деятельности, и в любой исторический  период.

 Термин «лидер» имеет  два значения ;

  • индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы)
  • лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их. [16]

 Понятие лидерства  широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде  других наук о человеке и  обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.[21]

 Очевидно, что лидерство  как явление, основывается на  определенных объективных потребностях  сложно организованных систем. К  ним относятся, прежде всего,  потребность в самоорганизации,  упорядочении поведения отдельных  элементов системы в целях  обеспечения ее жизненной и  функциональной способности. Такая  упорядоченность осуществляется  через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые  связи) распределение функций  и ролей, и, прежде всего,  через выделение управленческой  функции и осуществляющих ее  структур, которые для своей эффективной  работы требуют иерархической,  пирамидальной организации. Вершиной  такой управленческой пирамиды  выступает ни кто иной, как  лидер.

 Четкость выделения  лидирующих позиций зависит от  типа общности, составляющей систему,  ее взаимоотношений с окружающей  действительностью. В системах  с низкой групповой интеграцией,  высокой степенью автономии различных  уровней организации и свободы  отдельных элементов, функции  лидера развиты слабо. По мере  усиления потребности системы  и самих людей в сложно организованных  коллективных действиях и осознания  этих потребностей в форме  коллективных целей, потребность  в лидере и спецификация его  функций повышаются.

 

 

 

1.2 Теории лидерства

 В современной социальной  психологии существует три подхода  к изучению лидерства. Влияют  ли черты личности лидера на  его положение в группе (его  статус) или его личностные качества  не играют роли совсем? Этот  вопрос меня очень заинтересовал. 

 «Теория черт лидера»  исходит из того, что лидерами  люди рождаются. Ряд врожденных  свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных  процессов, экстравертированность, способность к эмпатии—сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера

 В жизни имеется  сколько угодно случаев, когда  лица, отмеченные сильной волей,  интеллектом и другими достоинствами,  так и не стали лидерами. По  данным Е. Дженнингс, почти  в каждой группе есть члены,  превосходящие лидеров по уму,  способностям, однако они не имеют  статуса лидера.

 В 50-х годах «теорию черт лидера» сменила концепция «лидерства как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» {Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе) [28,c. 65]

 Теория «лидерства  как функции группы» исходила  из того, что феномен лидерства  есть результат внутригруппового  развития, все члены группы в  той или иной степени участники  этого процесса, а лидер—это член  группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно  придерживается норм и ценностей  группы 

 Третья точка зрения—«теория лидерства как функции ситуации» — в настоящее время самая распространенная . Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.

 Подход к личности  с точки зрения ролей, которые  принимает она на себя, дал  повод рассматривать различные  факторы (ситуации) как моменты,  с которых и начинается выдвижение  лидера. Отсюда и тезис, что  специфика лидерства как функции  ситуации и роли заключается  в том, что эту роль лидеру  не «дают», а он ее «берет»  сам (Н. С. Жеребова)

 Лидер—это  тот, кто в определенной ситуации  берет на себя большую ответственность  за выполнение групповых задач,  чем все остальные.[15,c.58]

 В пределах одной группы всегда можно выделить студентов, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других организовать проведение вечера или выпуск стенной газеты, только с ним можно быть уверенным, что в походе быстро разобьешь палатки и т. д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры.

 Еще в 50-х годах  Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный. Функция эмоционального лидера—психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика.

 Инструментальный лидер  — тот член группы, который  берет на себя инициативу в  специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам пришли и другие американские исследователи. В советской литературе было отмечено, что, правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, американские исследователи, однако, определяют саму ситуацию лишь как сумму неких психологических ожиданий группы. Если верно, что лидер должен психологически соответствовать ожиданиям группы, то уже совершенно неправомерно сводить ситуации к психологическим состояниям (Л. Г. Сороковой).

 Исследование лидерства,  проведенное Н. С. Жеребовой, показало, что специфическая сфера деятельности (учеба, общественно-полезный труд, общественная работа, отдых) выдвигает своего инструментального (или, что одно и то же, ситуативного) лидера.[24,c.52] Такие же данные получены и в работе, выполненной под руководством В. В. Шпалинского. При исследовании студенческих и трудовых коллективов в большинстве случаев лидерами в четырех названных сферах оказались различные люди. Полное совпадение лидеров в одном лице в ситуациях совместной работы, учебы, общественно полезной деятельности и отдыха наблюдалось только в единичных случаях. В этой связи заслуживает внимания определение лидера, данное Б. Д. Парыгиным: «Лидер— это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели»

Информация о работе Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов