Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:03, курсовая работа
Цель исследования - выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка методической системы, направленной на развитие лидерских качеств у студентов.
Объект исследования – лидерские качества у студентов.
Введение_________________________________________________________2
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у студентов_________________________________________________________5
1.1 Понятие и типы лидерства в психологии____________________________5
1.2 Теории лидерства_______________________________________________7
1.3 Особенности личностного развития студентов_______________________13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов________________________________________________________25
2.1 Выявление лидеров в коллективе_________________________________25
Заключение______________________________________________________29
Список литературы________________________________________________31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
Глава 1. Теоретические основы
проблем развития лидерских качеств
у студентов_____________________
1.1 Понятие и типы лидерства
в психологии__________________
1.2 Теории лидерства______________
1.3 Особенности личностного
развития студентов_____________________
Глава 2. Экспериментальное
исследование развития личностных качеств
у студентов___________________
2.1 Выявление лидеров в
коллективе____________________
Заключение____________________
Список литературы_____________
Введение
Актуальность темы. В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером это то- же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.
Даже между специалистами,
теоретиками и практиками, до
сих пор продолжается спор
на тему: «лидерами рождаются»
или же «лидерами становятся».
Да, некоторые из них могут
убедить нас в том, что кто-то,
несомненно, от рождения обладает
некой «экстраординарной
Можем ли мы сами
управлять своей жизнью, выбирать,
реализовывать свои
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей лидерства всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, надежных средств в диагностике и развитии лидерских качеств по-прежнему недостаточно.
Стремление найти пути
разрешения указанного
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Развитие лидерских качеств у студентов»
Цель исследования - выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка методической системы, направленной на развитие лидерских качеств у студентов.
Объект исследования – лидерские качества у студентов.
Предмет исследования – развитие лидерских качеств у студентов
Гипотеза исследования заключается в предположении: уровень развития лидерских качеств у студентов можно повысить, если разработать и применить специальный комплекс занятий, направленных на развитие таких личностных характеристик лидеров.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и типы лидерства в психологии.
2. Выявить лидеров в ученическом коллективе.
3. Проверить эффективность
использования занятий по
Теоретико-методологической основой исследования являются: работы Б.Д. Парыгина, И.П. Волкова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, А.Л. Журавлева, Р.Л. Кричевского и других. [ 30],[6].
Для решения поставленных
задач и проверки выдвинутой
гипотезы использованы
-Теоретические методы: анализ
психолого-педагогической
-Эмпирические методы, формирующий эксперимент.
Организация и база исследования.
Исследование проводилось в ЗДОЛ «Салют» на первой студенческой смене, в которой участвовало 30 студентов Шадринского Государственного Педагогического Института.
В результате исследований:
1) Выявлены особенности личностного развития студентов.
2) Разработана методическая система развития лидерских качеств у студентов.
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у студентов.
1.1 Понятие и типы лидерства в психологии
Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни,
лидера, как центральную, наиболее
авторитетную фигуру в
Термин «лидер» имеет два значения ;
Понятие лидерства
широко распространено в
Очевидно, что лидерство
как явление, основывается на
определенных объективных
Четкость выделения
лидирующих позиций зависит от
типа общности, составляющей систему,
ее взаимоотношений с
1.2 Теории лидерства
В современной социальной
психологии существует три
«Теория черт лидера»
исходит из того, что лидерами
люди рождаются. Ряд
В жизни имеется
сколько угодно случаев, когда
лица, отмеченные сильной волей,
интеллектом и другими
В 50-х годах «теорию черт лидера» сменила концепция «лидерства как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» {Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе) [28,c. 65]
Теория «лидерства
как функции группы» исходила
из того, что феномен лидерства
есть результат
Третья точка зрения—«теория лидерства как функции ситуации» — в настоящее время самая распространенная . Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.
Подход к личности
с точки зрения ролей, которые
принимает она на себя, дал
повод рассматривать различные
факторы (ситуации) как моменты,
с которых и начинается
Лидер—это
тот, кто в определенной
В пределах одной группы всегда можно выделить студентов, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других организовать проведение вечера или выпуск стенной газеты, только с ним можно быть уверенным, что в походе быстро разобьешь палатки и т. д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры.
Еще в 50-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный. Функция эмоционального лидера—психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика.
Инструментальный лидер
— тот член группы, который
берет на себя инициативу в
специфических видах
Исследование лидерства, проведенное Н. С. Жеребовой, показало, что специфическая сфера деятельности (учеба, общественно-полезный труд, общественная работа, отдых) выдвигает своего инструментального (или, что одно и то же, ситуативного) лидера.[24,c.52] Такие же данные получены и в работе, выполненной под руководством В. В. Шпалинского. При исследовании студенческих и трудовых коллективов в большинстве случаев лидерами в четырех названных сферах оказались различные люди. Полное совпадение лидеров в одном лице в ситуациях совместной работы, учебы, общественно полезной деятельности и отдыха наблюдалось только в единичных случаях. В этой связи заслуживает внимания определение лидера, данное Б. Д. Парыгиным: «Лидер— это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели»
Информация о работе Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов