Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка методической системы, направленной на развитие лидерских качеств у студентов.
Объект исследования – лидерские качества у студентов.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________2
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у студентов_________________________________________________________5
1.1 Понятие и типы лидерства в психологии____________________________5
1.2 Теории лидерства_______________________________________________7
1.3 Особенности личностного развития студентов_______________________13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов________________________________________________________25
2.1 Выявление лидеров в коллективе_________________________________25
Заключение______________________________________________________29
Список литературы________________________________________________31

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 60.22 Кб (Скачать файл)

Недостаток  мужества.

Соединитель: Мужество связывает нас с нашей силой и волей к жизни. Мужество стимулирует нашу потребность в экспрессии, поиске, побуждает нас рисковать и двигаться за пределы того, что нам преподносили как истину. Не имея доступа к мужеству, мы остаемся ограниченными и потерянными среди созданных нами страхов.

Неумение  фантазировать и мечтать.

Соединитель: Наша мечта и фантазия связаны с глубочайшими движениями эволюционных циклов. Эти инструменты работают рука об руку, направляя нас в русло динамических и созидательных жизненных ритмов, в движении и развитии которых принимаем участие мы все.

Отсутствие  любви к себе.

Соединитель: Чтобы полюбить себя, мы должны, во-первых, обрести интерес и любопытство по отношению к себе. К тому, что и как мы делаем. К своим чертам характера и возможностям. Во-вторых, мы должны стать своим собственным другом и научиться уважению и лояльности. Следующим шагом будет любовь к себе.

Тщеславие .

 Соединитель: Подлинная гордость заключается в том, чтобы знать себя и верить в себя. Тщеславие, в действительности, - всего лишь маска, за которой мы скрываем отсутствие в себе тех качеств, которые мы хотели бы иметь, но не особенно потрудились, чтобы развить их. Подлинная гордость возникает тогда, когда можем быть собой, такими, какие мы есть, и делаем это с уверенностью.

 В психологической  литературе зачастую отмечается, что руководитель, будучи тесно  связан с официальной организацией  группы, может справиться с ее  руководством только в том  случае, если члены группы будут  воспринимать его в качестве  лидера (в этом случае лидерство  служит важным дополняющим фактором  процесса руководства). Учитывая, что  деятельность руководителя шире  и охватывает такие области,  где лидер бы не справился,  эффективность руководства зависит  от того, насколько руководитель в своей работе опирается на лидеров, а они поддерживают его. Искусство руководства—это в известном смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них, т. е. укреплять устойчивость и жизненность официальной организации, умело, используя и направляя в нужное русло межличностные связи и отношения (Н. С. Жеребова).

Формальное  и неформальное.

Различают «формальное» и  «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство  возникает на основе личных взаимоотношений  участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах  официальный лидер, занимающий руководящие  должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его  выдвигают не столько сами студенты сколько куратор, заместитель декана, или же сам декан ; вот почему куратор либо должен очень хорошо знать своих студентов, либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту группы. Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, чтобы кураторы имели представления о том, кто же является лидером группы. [16,c.56]

Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могут подразделяться ещё  и по следующим критериям:

По содержанию деятельности:

 а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; 

б) лидер-исполнитель, организатор  выполнения уже заданной программы;

в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.

 

По стилю  руководства:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

По характеру  деятельности:

 а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера.

 б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.

Говоря о такой типологии  как стиль руководства, необходимо сказать, что этот тип лидерства  может быть отнесён только к «формальным» лидерам. Так как авторитарность руководства строится на запугивании, т.е. это такой лидер, который владеет  какой-либо властью, данной, к примеру, учителем, или же просто силой способной  подчинять себе других. В теории Карделла такие лидеры упоминались, как потерянные.

Так как лидер в процессе взаимоотношений влияет на общество, в котором он находится, то важно  узнать какое значение для юноши  или подростка имеет общество сверстников. Общество сверстников - это, во-первых, важный канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых  по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, во-вторых, это вид деятельности и межличностных отношений. Совместные деятельности вырабатывают у ребенка  необходимые навыки социального  взаимодействия, умения подчиняться  коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В–третьих, это вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. На все эти факторы непосредственно влияет личность лидера, так как он пользуется огромным авторитетом и влиянием.

Так как «неформальные» лидеры выявляются в процессе межличностных  взаимоотношений, то, как пример можно  привести спонтанно образовавшуюся группу людей. В стихийных группах  часто бывает так, что вожаком  является тот, кто обладает реальным авторитетом. Лидерами в стихийных  группах становятся чаще всего юноши не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе. И.С. Полонский изучил с помощью социометрии положение 30 неформальных лидеров (имеющих самый высокий статус на своих улицах) в тех классах, где они учатся. Выяснилось, что в 10-х классах ощутимо просматривается тенденция расхождения статусов: чем выше социометрический статус юноши стихийной группы, тем ниже он в официальном классном коллективе.

Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый  процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Как  мы уже знаем, статус определённого  человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента  образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем  определяется влияние человека на эту  группу.

 Спонтанные группы  существуют всегда и везде.  В зависимости от направленности  они могут быть как дополнением  организованных коллективов, так  и их антиподом. По характеру  социальной направленности спонтанные  группы (компании) можно классифицировать  на просоциальные (социально положительные), асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, и антисоциальные (социально отрицательные).

Просоциальные компании, способствующие развитию у своих членов положительных  социально-нравственных качеств, отличаются широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким  нравственным уровнем личных взаимоотношений. Члены такой компании не только совместно  развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решения жизненных проблем.

Асоциальные компании формируются  главным образом на базе совместных развлечений. Межличностные контакты в такой компании, будучи эмоционально значимыми, ограничены по содержанию и  потому остаются поверхностными. Качество совместного времяпрепровождения  может быть разным, но часто невысоко. Таких компаний, к сожалению, много, причем некоторые из них перерастают  в антисоциальные (от случайной выпивки  — к пьянству, от веселого озорства — к хулиганству).

Антисоциальные компании также связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит  деятельность, направленная во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения. Молодежная преступность является, как  правило, групповой, и истоки ее часто  лежат именно в безнадзорности уличных  компаний, лидерами которых становятся так называемые трудные подростки  или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности перерождается здесь в опасный  групповой эгоизм, некритическую  гиперидентификацию с группой и  ее лидером, в неумение и нежелание  сознательно взвесить и оценить  частные групповые нормы и  ценности в свете более общих  социальных и нравственных критериев. В большинстве случаев наблюдалось, что направленность антисоциальной группы создаётся в основном за счёт характера личности лидера, то есть здесь в большей степени влияет лидер на группу, чем группа на лидера.

 Положение индивида  в группе и его отношение  к ней зависят от многих  факторов, куда входят как свойства  индивида, так и свойства группы. Психологи принципиально разграничивают  коллективистическое самоопределение  личности, которая сознательно идентифицируется  с коллективом, принимая его  нормы и ценности в качестве  своих собственных, и конформность, т. е. склонность индивида уступать психологическому давлению группы, изменять свое мнение в угоду большинству.

 Анализируя психолого-методическую литературы можно сделать выводы:

  1. «Теория лидерства как функции ситуации» самая распространенная, где лидерство – это не столько функция личности, сколько результата сложного влияния различных факторов и ситуаций. Н.С.Жеребова пришла к определенному выводу: лидер – это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.
  2. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает студенту важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости – это важный психологический аспект в становлении подрастающей личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование развития личностных качеств  у студентов.

2.1 Выявление лидеров в  ученическом коллективе

 Целью  первой студенческой  смены являлось выявление наиболее  активных студентов ШГПИ а так же развитие самоуправления в ВУЗе. В исследовании принимали участие 30 студентов. Мы разделили их на два отряда: «Баб совет»,  чисто девичий коллектив и «Виноград» в котором среди девушек находился всего лишь один юноша . На первом этапе « смены – эксперимента » мы провели диагностику на выявление лидерских качеств каждого испытуемого. Для этого мы использовали игровую форму, именно благодаря игре  произошло знакомство  ребят, и мы смогли увидеть проявление именно тех качеств ,которые мы и  должны были  развивать в течении смены.

 С помощью упражнений  на доверие [31],предназначенного для диагностики эмоциональных симпатий между членами группы, мы провели измерение степени сплоченности – разобщенности в группах, выявили соотносительный авторитет членов групп по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые).

Следующей методикой, которую  мы использовали для выявления лидерских качеств у испытуемых была коллективная работа, в течение которой они должны были  научиться высказывать своё мнение, слушать, а самое главное слышать других членов команды. В процессе коллективной работы в каждом отряде выделялись несколько людей, проявлявших наиболее активную позицию в отношении каждого из заданий.

Для более точного определения  качеств, характерных для лидера, оба отряда были   объединены  на одном мероприятии, при этом  всех студентов лишили  зрения , в данном эксперименте мы надеялись выявить как сильно сплотились студенты и как они будут проявлять свои лидерские качества в экстремальных условиях. В итоге мы увидели ,что в самом начале игры у нас появился один лидер, который своими действиями собрал всех участников в единую цепочку для выполнения задания, но в последствии каждый начал высказывать своё мнение, начался шум, и ребята перестали слышать друг друга , и к концу игры, в зале , где она проводилась не было уже единой цепи и все участники передвигались  по залу собравшись в цепочки по три- четыре человека.

Из этого следует, что  для лидера в нашем коллективе и в данной ситуации   необходимы интеллектуальные и эмоционально-волевые  особенности личности т.к. лидер  должен был логически думать и  при этом убедить людей делать именно то, что он считал верным, что бы найти выход из  стрессовой ситуации.

Так же на смене  проводились  различные тренинги, направленные на раскрытие  лидерских качеств  и в целом на  развитие личности каждого из студентов. На одном из таких тренингов  студентам был  предложен тест «Личностный дифференциал». Однако данный текст был немного изменён, тестируемым предложили написать ответы  самостоятельно, а не выбрать из предложенных вариантов так же изменения теста коснулись того, что листы, на которых студенты писали свои личные качества прикреплялись к их одежде, таким образом, что положительные были прикреплены к груди, а негативные к спине. Цель данного теста сводилась к тому, что бы студенты  открыто говорили о своих положительных и негативных чертах характера, а следовательно объективно смотрели на себя в целом. Так же на этом тренинге студентов разбили в группы по 5-6 человек , им было дано задание – написать черты, которыми должен обладать лидер, но черты не должны были повторяться. В итоге мы выяснили что наиболее повторяемой чертами были : коммуникабельность, креатив, воля, честность и ораторские способности. Исходя из этих данных ,мы смогли сделать вывод, что студенты видят образ лидера как человека, который  может принять  волевое решение,  он честен в своих словах и действиях а одной  из главных черт является то что, лидер легко находит общий язык с незнакомыми людьми умеет слушать а так же правильно и аргументировано  отвечать на вопросы, если они ему заданы.

Ещё одним методом развития и раскрытия своего потенциала  на смене  являлся  тренинг,  посвящённый  ораторскому искусству. На этом тренинге  ребятам объясняли почему лидер должен  красиво  и грамотно высказывать своё мнение и мысли, так же рассказывали как побороть страх перед аудиторией  и  на практике попробовали  сделать несколько упражнений. Такие как «Прыжки и скороговорка» а так же «кричалка- призыв» , на первом  из которых студенты должны были прыгать через скакалку и говорить скороговорку, а на втором же привлечь внимания воображаемого перевозчика,  естественной реакцией ребят был страх и волнение. Как они будут выглядеть со стороны? А смогут ли верно сказать все слова и не сбиться? Однако все с успехом справились с заданиями. После тренинга мы провели анонимный письменный  опрос «как вы считаете, нужно ли заниматься ораторским искусством и хотели бы вы дальше продолжить занятия?» из всех опрошенных  лишь  три человека сказали что не видят смылся в этом , остальная же часть студентов дали положительный ответ на заданные вопросы.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов