Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:03, курсовая работа
Цель исследования - выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка методической системы, направленной на развитие лидерских качеств у студентов.
Объект исследования – лидерские качества у студентов.
Введение_________________________________________________________2
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у студентов_________________________________________________________5
1.1 Понятие и типы лидерства в психологии____________________________5
1.2 Теории лидерства_______________________________________________7
1.3 Особенности личностного развития студентов_______________________13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов________________________________________________________25
2.1 Выявление лидеров в коллективе_________________________________25
Заключение______________________________________________________29
Список литературы________________________________________________31
Недостаток мужества.
Соединитель: Мужество связывает нас с нашей силой и волей к жизни. Мужество стимулирует нашу потребность в экспрессии, поиске, побуждает нас рисковать и двигаться за пределы того, что нам преподносили как истину. Не имея доступа к мужеству, мы остаемся ограниченными и потерянными среди созданных нами страхов.
Неумение фантазировать и мечтать.
Соединитель: Наша мечта и фантазия связаны с глубочайшими движениями эволюционных циклов. Эти инструменты работают рука об руку, направляя нас в русло динамических и созидательных жизненных ритмов, в движении и развитии которых принимаем участие мы все.
Отсутствие любви к себе.
Соединитель: Чтобы полюбить себя, мы должны, во-первых, обрести интерес и любопытство по отношению к себе. К тому, что и как мы делаем. К своим чертам характера и возможностям. Во-вторых, мы должны стать своим собственным другом и научиться уважению и лояльности. Следующим шагом будет любовь к себе.
Тщеславие .
Соединитель: Подлинная гордость заключается в том, чтобы знать себя и верить в себя. Тщеславие, в действительности, - всего лишь маска, за которой мы скрываем отсутствие в себе тех качеств, которые мы хотели бы иметь, но не особенно потрудились, чтобы развить их. Подлинная гордость возникает тогда, когда можем быть собой, такими, какие мы есть, и делаем это с уверенностью.
В психологической
литературе зачастую
Формальное и неформальное.
Различают «формальное» и
«неформальное» лидерство. «Формальное»
лидерство связано с
Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могут подразделяться ещё и по следующим критериям:
По содержанию деятельности:
а) лидер-вдохновитель,
предлагающий программу
б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.
По стилю руководства:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
По характеру деятельности:
а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера.
б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.
Говоря о такой типологии как стиль руководства, необходимо сказать, что этот тип лидерства может быть отнесён только к «формальным» лидерам. Так как авторитарность руководства строится на запугивании, т.е. это такой лидер, который владеет какой-либо властью, данной, к примеру, учителем, или же просто силой способной подчинять себе других. В теории Карделла такие лидеры упоминались, как потерянные.
Так как лидер в процессе взаимоотношений влияет на общество, в котором он находится, то важно узнать какое значение для юноши или подростка имеет общество сверстников. Общество сверстников - это, во-первых, важный канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, во-вторых, это вид деятельности и межличностных отношений. Совместные деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В–третьих, это вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. На все эти факторы непосредственно влияет личность лидера, так как он пользуется огромным авторитетом и влиянием.
Так как «неформальные» лидеры выявляются в процессе межличностных взаимоотношений, то, как пример можно привести спонтанно образовавшуюся группу людей. В стихийных группах часто бывает так, что вожаком является тот, кто обладает реальным авторитетом. Лидерами в стихийных группах становятся чаще всего юноши не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе. И.С. Полонский изучил с помощью социометрии положение 30 неформальных лидеров (имеющих самый высокий статус на своих улицах) в тех классах, где они учатся. Выяснилось, что в 10-х классах ощутимо просматривается тенденция расхождения статусов: чем выше социометрический статус юноши стихийной группы, тем ниже он в официальном классном коллективе.
Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Как мы уже знаем, статус определённого человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.
Спонтанные группы
существуют всегда и везде.
В зависимости от
Просоциальные компании, способствующие
развитию у своих членов положительных
социально-нравственных качеств, отличаются
широтой диапазона совместной деятельности
и обсуждаемых вопросов, высоким
нравственным уровнем личных взаимоотношений.
Члены такой компании не только совместно
развлекаются, но и мечтают, спорят,
обсуждают мировоззренческие
Асоциальные компании формируются
главным образом на базе совместных
развлечений. Межличностные контакты
в такой компании, будучи эмоционально
значимыми, ограничены по содержанию и
потому остаются поверхностными. Качество
совместного
Антисоциальные компании
также связаны с развлечением
и общением, но в основе их лежит
деятельность, направленная во вред обществу:
пьянство, хулиганство, правонарушения.
Молодежная преступность является, как
правило, групповой, и истоки ее часто
лежат именно в безнадзорности уличных
компаний, лидерами которых становятся
так называемые трудные подростки
или взрослые правонарушители. Здоровая
юношеская тяга к коллективности
перерождается здесь в опасный
групповой эгоизм, некритическую
гиперидентификацию с группой и
ее лидером, в неумение и нежелание
сознательно взвесить и оценить
частные групповые нормы и
ценности в свете более общих
социальных и нравственных критериев.
В большинстве случаев
Положение индивида
в группе и его отношение
к ней зависят от многих
факторов, куда входят как свойства
индивида, так и свойства группы.
Психологи принципиально
Анализируя психолого-
Глава 2. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов.
2.1 Выявление лидеров в ученическом коллективе
Целью первой студенческой
смены являлось выявление
С помощью упражнений
на доверие [31],
Следующей методикой, которую мы использовали для выявления лидерских качеств у испытуемых была коллективная работа, в течение которой они должны были научиться высказывать своё мнение, слушать, а самое главное слышать других членов команды. В процессе коллективной работы в каждом отряде выделялись несколько людей, проявлявших наиболее активную позицию в отношении каждого из заданий.
Для более точного определения качеств, характерных для лидера, оба отряда были объединены на одном мероприятии, при этом всех студентов лишили зрения , в данном эксперименте мы надеялись выявить как сильно сплотились студенты и как они будут проявлять свои лидерские качества в экстремальных условиях. В итоге мы увидели ,что в самом начале игры у нас появился один лидер, который своими действиями собрал всех участников в единую цепочку для выполнения задания, но в последствии каждый начал высказывать своё мнение, начался шум, и ребята перестали слышать друг друга , и к концу игры, в зале , где она проводилась не было уже единой цепи и все участники передвигались по залу собравшись в цепочки по три- четыре человека.
Из этого следует, что для лидера в нашем коллективе и в данной ситуации необходимы интеллектуальные и эмоционально-волевые особенности личности т.к. лидер должен был логически думать и при этом убедить людей делать именно то, что он считал верным, что бы найти выход из стрессовой ситуации.
Так же на смене проводились различные тренинги, направленные на раскрытие лидерских качеств и в целом на развитие личности каждого из студентов. На одном из таких тренингов студентам был предложен тест «Личностный дифференциал». Однако данный текст был немного изменён, тестируемым предложили написать ответы самостоятельно, а не выбрать из предложенных вариантов так же изменения теста коснулись того, что листы, на которых студенты писали свои личные качества прикреплялись к их одежде, таким образом, что положительные были прикреплены к груди, а негативные к спине. Цель данного теста сводилась к тому, что бы студенты открыто говорили о своих положительных и негативных чертах характера, а следовательно объективно смотрели на себя в целом. Так же на этом тренинге студентов разбили в группы по 5-6 человек , им было дано задание – написать черты, которыми должен обладать лидер, но черты не должны были повторяться. В итоге мы выяснили что наиболее повторяемой чертами были : коммуникабельность, креатив, воля, честность и ораторские способности. Исходя из этих данных ,мы смогли сделать вывод, что студенты видят образ лидера как человека, который может принять волевое решение, он честен в своих словах и действиях а одной из главных черт является то что, лидер легко находит общий язык с незнакомыми людьми умеет слушать а так же правильно и аргументировано отвечать на вопросы, если они ему заданы.
Ещё одним методом развития и раскрытия своего потенциала на смене являлся тренинг, посвящённый ораторскому искусству. На этом тренинге ребятам объясняли почему лидер должен красиво и грамотно высказывать своё мнение и мысли, так же рассказывали как побороть страх перед аудиторией и на практике попробовали сделать несколько упражнений. Такие как «Прыжки и скороговорка» а так же «кричалка- призыв» , на первом из которых студенты должны были прыгать через скакалку и говорить скороговорку, а на втором же привлечь внимания воображаемого перевозчика, естественной реакцией ребят был страх и волнение. Как они будут выглядеть со стороны? А смогут ли верно сказать все слова и не сбиться? Однако все с успехом справились с заданиями. После тренинга мы провели анонимный письменный опрос «как вы считаете, нужно ли заниматься ораторским искусством и хотели бы вы дальше продолжить занятия?» из всех опрошенных лишь три человека сказали что не видят смылся в этом , остальная же часть студентов дали положительный ответ на заданные вопросы.
Информация о работе Экспериментальное исследование развития личностных качеств у студентов