Экспериментальное исследование формирования психологической культуры учащихся и старшеклассника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить особенности формирования психологической культуры старшеклассника.
Объект исследования: психологическая культура старшеклассника.
Предмет исследования: психологическая грамотность и общительность старшеклассников как структурный компонент психологической культуры.
Гипотеза исследования: если систематически целенаправленно формировать психологическую грамотность и общительность старшеклассника, то, возможно, уровень психологической культуры повысится.

Содержание работы

Введение
4
1 Научно – теоретические основы психологической культуры учащихся

1.1
Основы изучения психологической культуры человека в современных научных исследованиях
8
1.2
Общительность и психологическая грамотность как «азы» психологической культуры старшеклассников
24
Экспериментальное исследование формирования психологической культуры старшеклассника

2.1
Организация, процедура и методы исследования
48
2.2
Анализ и интерпретация результатов исследования
51

Заключение

65

Список использованной литературы
67
Приложение А Результаты исследования по методике «Психологическая грамотность» до начала эксперимента контрольной и экспериментальной группы

Приложение Б Результаты исследования контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе по опроснику «Общительный ли я человек?»

Приложение В Программа тренинговых упражнений по формированию психологической культуры

Приложение Г Результаты исследования по методике «Психологическая грамотность» на контрольном этапе эксперимента контрольной и экспериментальной группы

Приложение Д Результаты исследования контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента по опроснику «Общительный ли я человек?»

Приложение Е Математико-статистическая обработка результатов

Приложение Ж Математико-статистическая обработка результатов

Файлы: 1 файл

Диплом Экспериментальное исследование формирования психологической культуры учащихся и старшеклассника.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение

4

1 Научно –  теоретические основы психологической  культуры учащихся 

 

1.1

Основы изучения психологической  культуры человека в современных научных исследованиях

8

1.2

Общительность и психологическая  грамотность как «азы» психологической культуры старшеклассников

24

  1. Экспериментальное исследование формирования психологической культуры старшеклассника
 

2.1

Организация, процедура  и методы исследования

48

2.2

Анализ и интерпретация  результатов исследования

51

 

Заключение

 

65

   

Список использованной литературы

67

Приложение  А Результаты исследования по методике «Психологическая грамотность» до начала эксперимента контрольной и экспериментальной группы

 

Приложение  Б Результаты исследования контрольной и экспериментальной группы на  констатирующем этапе по опроснику «Общительный ли я человек?»

 

Приложение  В Программа тренинговых упражнений по  формированию психологической культуры

 

Приложение  Г  Результаты исследования по методике «Психологическая грамотность» на контрольном этапе эксперимента контрольной и экспериментальной группы

 

Приложение Д  Результаты исследования контрольной и экспериментальной группы на   контрольном этапе эксперимента по опроснику «Общительный ли я человек?»

 

Приложение  Е Математико-статистическая обработка результатов

 

Приложение  Ж  Математико-статистическая обработка результатов

 
   

   

 

 

 

 

 

 

Введение


 

 

На рубеже  XXI века становится особенно актуальной проблема повышения общего «фона» гуманитарной  культуры общества и отдельной личности (включая психологическую культуру), особенно у подрастающего поколения.

 Становление психологической  культуры  школьников обусловлено  многочисленными факторами: этническим, семейным (образовательный уровень  родителей, состав семьи, условия  жизни в семье), влияние других образовательных учреждений, интересов и направлением самообразования.

Поступательное развитие общества невозможно без воспитания нового поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого процесса является формирование у подрастающего поколения психологической культуры. Она представляет собой сложное системное образование личности, определяющее способы общения человека с другими людьми и с самим с собой: способы понимания и воздействия, формы отношений. На основе усвоения психологической культуры ребенок становится субъектом и личностью, способной к полноценной самореализации.

Школьная подготовка в настоящее время не может  ограничиваться  только формированием  у учащихся заданной суммы знаний, умений, навыков по освоению внешнего предметного мира. Согласно Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года содержание обучения в современной общеобразовательной школе остается фактологическим. Государственные стандарты, основанные на предметном подходе, морально устарели. Отсутствует компетентностный подход, ориентированный на индивидуальность ученика. Обучение в школе недостаточно дает ученику четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30% старшеклассников выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. Следовательно, 70% старшеклассников имеют низкие шансы успеха самореализации в жизни [1].

Работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию психологической культуры  учащихся, её показателей и уровней, достигаемых в целенаправленной деятельности школы по её повышению.

Существующие противоречия между потребностями в реализации учащимися знаний о самих себе и реальными условиями современной школы, недостаточны для освоения ими психологической культуры. Свое исследование мы строим на понимании психологической культуры как  личностного образования, где  интегрируется субъектный опыт ученика по восприятию им окружающего, происходит принятие им общественно значимых ценностей [2].

В работах В.С. Библера, Л.С. Выгодского, М.К. Мамардашвили образование рассматривается как один из способов становления человека в культуре. Л.С. Выготским отмечалась важность поворота образования «от безличной образовательной системы к судьбе каждой личности». Многие ученые (А.Г. Асмолов, Ш.А. Амонашвили, В.П. Зинченко, Д.С.Лихачев,      Б.Г.Мещеряков, В.А. Сухомлинский.) отмечали, что современное образование недостаточно гуманитаризировано и слабо ориентировано на подготовку к решению жизненно важных и личностно значимых психологических, нравственных, медико-гигиенических проблем, с которыми предстоит столкнуться подрастающему поколению.

Естественный интерес  учащихся к самим себе, собственному  внутреннему миру, потребность в самопознании практически не удовлетворяются в рамках существующей системы образования – это суть нашей проблемы. На дефицит психологических знаний, психологической культуры учащихся указывали А.А. Бодалев, А.А. Востриков, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, Б.Г. Мещеряков.

Проблема психологической культуры прямо или косвенно затрагивается в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Современные отечественные психологи периодически издают учебники и учебно-методические пособия по психологии, ведут работу по разработке и внедрению предмета «Самопознание» для всех общеобразовательных учреждений страны [3].

Несмотря на то, что  это понятие всё чаще используется психологами и педагогами, его теоретический анализ, определение функций, содержания и структуры в научной и учебной литературе встречается лишь у отдельных авторов: А.А. Бодалёв, Е.А. Климов, О.И. Мотков, А.Б. Орлов, Н.Т. Селезнёва, Л.Д. Дёмина. Многочисленные исследования в возрастной, педагогической, социальной психологии посвящены изучению отдельных компонентов психологической культуры учащихся. Они требуют продолжения, систематизации и дальнейшего выявления возрастных возможностей детей в условиях педагогического процесса, направленного на освоение ими психологической культуры.

Таким образом, в современном  образовании существуют противоречия:

а) между задачей повышения  культуры школьников во всех ее основных составляющих как ключевого ориентира  современного образования и содержанием  образования, не создающим в полной мере условий для становления гуманитарной культуры, в частности, психологической;

б) между осмыслением  целей и задач образования  в понятиях и терминах культуры (образование «человека культуры») и неразработанностью, содержания понятия «психологическая культура школьника», основных составляющих;

в) между потребностью школы в образовательных программах по человекознанию и недостаточной  изученностью сензетивности возрастных периодов, возможностей становления  психологической культуры. В условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена система казахстанского образования (знаниецентризм) Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно  добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).

Общую теоретико-методологическую основу  исследования составили: основные положения культурно – исторической теории   Л. С. Выгодского, теоретическое обоснование возрастных  закономерностей развития психики, соотношения обучения и развития психики и сензитивности отдельных возрастных периодов: Б.Г Ананьев, Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, А.Н Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубенштеин,  Д.Б. Эльконин.

Актуальность исследования заключается в том, что в связи с нарастающим социально-экономическим кризисом и изменяющимися условиями жизни, люди должны психологически грамотно уметь приспосабливаться к изменениям. Зачастую психологически неграмотные, некультурные люди не могут преподнести себя в обществе. Если мы не знаем как правильно общаться с другими, то в этом случае дальнейшее развитие общества без психологической культуры невозможно. Именно этим и определяется актуальность данной проблемы.

Цель исследования:  определить особенности формирования психологической культуры  старшеклассника.

Объект исследования: психологическая культура старшеклассника.

Предмет исследования: психологическая грамотность и общительность старшеклассников    как структурный компонент психологической культуры.

Гипотеза исследования: если систематически целенаправленно формировать психологическую грамотность и общительность старшеклассника, то, возможно, уровень психологической культуры повысится.

Задачи исследования:

- конкретизировать  содержание понятий «психологическая культура»,    «психологическая грамотность», «общительность»;

- проанализировать исследования современных и зарубежных  ученых по     проблеме психологической культуры  старшеклассников;

- изучить возрастные закономерности, возможности и особенности  становления психологической культуры учащихся в условиях систематического     психологического образования в школе;

- подобрать методики для изучения психологической грамотности,     общительности старшеклассников;

- провести анализ и интерпретацию полученных результатов;

- составить методические рекомендации по формированию     психологической грамотности, общительности.

Методы научного исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- психодиагностический метод: методика «Психологическая грамотность» Колмогорова Л.С., опросник «Общительный ли я человек?»;

- метод математико-статистической обработки данных; 

Научная новизна  исследования заключается в том, что впервые на базе средней школы № 2 г.Мамлютки были исследованы особенности психологической культуры старшеклассников.

Практическая значимость заключается в том, что внедрение в образовательных школах всех типов составленной программы  по повышению психологической грамотности старшеклассников,   повлияет на повышение уровня психологической культуры старшеклассников. 

База исследования: СШ №2 г.  Мамлютка, выборку составили учащиеся  10 А и 10 В классов, в количестве 50 человек.

Положения, выносимые  на защиту:

1. Теоретическое обоснование психологической культуры старшеклассников на основании  концепции Л.С.Колмогоровой.

2. Повышение уровня психологической грамотности и общительности влияет на повышение психологической культуры;

3. Результаты исследования являются основанием для составления программы тренинговых упражнений по повышению психологической культуры  старшеклассников, для учителей, педагогов – психологов в общеобразовательных школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научно – теоретические   основы        психологической    культуры учащихся 
    1. Основы   изучения     психологической   культуры       человека в современных научных исследованиях

 

 

Понятие «культура» характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, что затрудняет создание универсального определения этого понятия. К настоящему времени определений понятия «культура» насчитывается несколько сотен. В большинстве из них оно раскрывается как способ бытия человека в мире, форма духовного развития человека. Понятие «культура» применительно как к уровню развития исторических эпох, цивилизаций, конкретных обществ, так и к степени совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности. В самом широком смысле термин «культуру» охватывает все то, что определяет специфику человеческого существования в мире, в более узком смысле – им обозначают только сферу духовной жизни людей. Следовательно, под культурой объединяется все то, что, так или иначе, попадает под влияние человека, в отличие от дикой природы [4].

Информация о работе Экспериментальное исследование формирования психологической культуры учащихся и старшеклассника