Эксперимент в психологии активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ результатов исследований активности человека, накопленных в отечественной и зарубежной психологии, а также собственного психологического исследования обобщающей модели генезиса, структуры и механизмов активности личности, обладающей объяснительным и прогностирующим потенциалом широкого диапазона проявлений личностной активности. Объектом исследования является активность человека. Предмет исследования - механизмы зарождения, развития и проявлений активности на разных уровнях.

Содержание работы

Введение
1.Понятие активности
2. Формы активности.
3. Этапы активности (по В.А.Петровскому)
4.Эксперименты в психологии активности
5. Суицидальная активность среди подростков
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Эксперимент в психологии активности курсовая.docx

— 37.02 Кб (Скачать файл)

 

4. Этапы активности (по В.А.Петровскому)

 В истории становления деятельности В.А. Петровский выделяет три последовательных этапа:

1-й этап - функционирование (или жизнедеятельность особи как предпосылка деятельности). Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров;

2-й этап — деятельность  как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие  предыдущей ступени развития  ограничения. Посредством деятельности  субъект получает возможность достичь предмет, прежде удаленный от него, но необходимый для функционирования.

3-й этап - активность как  высшая форма развития деятельности. В процессе развития человека  возникают новые, вспомогательные  формы взаимодействия с миром,  нацеленные на обеспечение и  поддержание самой возможности  деятельности субъекта. Эти формы  движения складываются внутри  предшествующих деятельностей и,  перерастая в деятельность, носящую  самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.

В.А. Петровский и А.В. Петровский также ввели в психологию новое понятие «надситуативная активность», определяя ее в качестве движущего момента деятельности: «В актах выхода субъекта за рамки ситуации через преодоление обусловленных ею ограничений, иначе говоря, в явлениях надситуативной активности, с отчетливостью выступает момент движения деятельности, то есть то, что мы обозначаем как собственно активность субъекта». Здесь речь идет о надситуативной активности, в которой преодолевается ситуация за счет повышения активности субъекта, обеспечивающей «выход за пределы ситуации».

 

5. Эксперименты в психологии активности

Каким образом происходит изучение психологии активности? В исследованиях, проводящихся в рамках психологии активности и поведения, могут быть использованы все те же методы, которые применяются и в других направлениях психологии. А именно:

- Лабораторный эксперимент;

- Естественный эксперимент;

- Констатирующий эксперимент;

- Формирующий, или психолого-педагогический  эксперимент.

Также для изучения активности с помощью экспериментального исследования обычно применяются такие методики, как: метод самооценки, шкала активности MMPI, 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла, опросник акцентуированных свойств личности Леонарда-Шмишека, шкала локуса контроля Дж Роттера, методика САН.

Используются методы статистической обработки экспериментальных данных.

Рассмотрим такой метод  исследования психологии активности, как «Локус контроля» поподробнее.

Появление понятия «локус контроля» в психологической  литературе связано с работой  Дж. Роттера (1954), который предложил различать между собой людей в соответствии с тем, как они локализуют контроль над значимыми для себя сообщениями. Локус контроля называют также локализацией контроля волевого усилия. Существуют два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный и экстернальный.

Интернальный тип - человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом собственной активности.

Экстернальный тип - человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружения, другие люди и т. п.

Любой индивид, как считает  Дж. Роттер, занимает определенную позицию задаваемом этими полярными типами локуса контроля.Локус контроля рассматривается Роттером и его последователями как особый, фундаментальный тип обобщенных ожиданий, как «степень понимания человеком причинных взяимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого». По мнению Роттера, интернальность и экстернальность локуса контроля выступают устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе ее социализации.

Экспериментальные данные констатируют, что интерналы проявляют большую соцальную активность, они, в отличие от экстерналов, более последовательны в своем поведении. Интерналы проявляют большую когнитивную активность. Они более продуктивны в ситуациях принятия решения и ситуациях, связанных с риском, проявляют большую готовность отсрочить сиюминутное, легкодоступное удовольствие ради достижения отдаленного, но более ценного блага. Экстернальным людям чаще свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, комформность, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману.

Интересна также фрустрационная теории С. Розенцвейга, согласно которой, в частности, люди различаются по типу поведения. В обычных житейских ситуациях они склонны реагировать на трудности по-разному:

- Интрапунитивная реакция - человек постоянно обвиняет себя;

- Экстрапунитивная реакция - приписывают ответственность внешним обстоятельствам, окружающим;

- Импунитивная реакция - придерживаются примирительной позиции, не обвиняя ни себя, ни других.

Итак, понятие локуса контроля позволяет проследить значимые моменты  проявления активности в поведении, отношениях, ориентации и деятельности людей.

 

6. Суицидальная активность среди подростков. Причины.

Понимая диалектику активности - контрактивности, может быть, мы лучше поймем потерю смысла жизнедеятельности современными людьми в современном цивилизованном мире. Количество деятельности растет, а ее смысл уменьшается. Разве это не парадокс? В.Франкл пишет,что современный человек утрачивает ясное представление о том, что он хочет. У нас растет суицидальная активность среди подростков. Подавляющее большинство физически и психически здоровы, живут в хороших материальных условиях, полном согласии со своей семьей, активно участвуют в общественной жизни и имеют все основания быть довольными своими успехами. При этом 85 процентов из них не видят в своей жизни смысла.

На основании теоретико-экспериментальные  исследования, проведимых в школах психологии лишь подтверждают эти печальные выводы. Изучение типа ценностной направленности личности в структуре и развитии интегральной индивидуальности на материале 618 юношей и девушек в возрасте от 15,5 до 23,5, проведенное Е.Г.Ермоленко под руководством А.А.Волочкова показало, что наиболее ярко и резко проявляется тип ценностной направленности с низкой выраженностью принятия ценностей самоактуализации и активной жизни. Этот тип, по мнению исследователей, близок к депрессивному и суицидальному типам направленности личности. Мы видим, что речь здесь не идет о социальной пассивности. Речь идет осоциальном бегстве, то есть об активности, противоположной активности социальной, а по сути витальной. И в третий раз зададим себе все тот же вопрос: какой ценой? Сколько детских и подростковых жизней нужно еще положить на алтарь знаний, чтобы понять, что учебная активность - это еще не вся жизнь? Что развивать ее всеми возможными способами, не думая о последствиях нельзя. Что "всякая чрезмерность содержит в себе зародыш самоуничтожения". Что если подросток, приходя сегодня домой, говорит: "Нам столько задали, что застрелиться можно" то это не только гипербола, которой можно улыбнуться и забыть, но и эмпирически данный мотивационно-когнитивный процесс, имеющий четкую направленность и четкое содержание. Что, если мы видим (а чаще всего не видим) в данном случае на секунду показавшийся искомый нами корень суицидальной активности? Этот корень можно найти и извлечь лишь понимая сложную двойную диалектику активности - контрактивности и активности - деятельности.

 

   

7. Заключение

В заключение следует отметить, что несмотря на солидный накопленный научный материал, проблема активности остается центральной проблемой современной психологии. Требуются дальнейшие исследования всех уровней проявления активности. Дальнейшей разработки требуют проявления субъектной психической активности, типологии активности, психофизиологические механизмы саморегуляции психической активности. Необходимо продолжить поиски механизмов, позволяющие воздействовать на проявления активности, с целью найти эффективные средства и пути повышения необходимых для субъекта и общества проявлений активности человека. Психология активности в целом может быть определена как отрасль психологии, изучающая основные виды человеческой активности с точки зрения выделения в них психических механизмов, функционирующих в них и регулирующих их.

 

8. Библиография:

  1. Вагин Ю.Р. Диалектика активности
  2. Гальперин П.Я., Ждан А. И. История психологии.

3. Гинецинский В. И.  «Пропедевтический курс общей психологии»

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология личности. Тексты.

5. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы.

6. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека.

7. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности.

8. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности

 

 


Информация о работе Эксперимент в психологии активности