Эксперимент в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Эксперимент, где объектом исследования является человек, а предметом — человеческая психика, отличается тем, что его нельзя провести без включения испытуемого в совместную деятельность с экспериментатором. Испытуемый должен знать не только цели и задачи исследования (не обязательно истинные цели), но понимать, что и для чего он должен делать в ходе эксперимента, более того — личностно принимать эту деятельность.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
2. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ……………………4
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ВИДЫ…………….6
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..15
5. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………………16

Файлы: 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 44.15 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                             БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

  ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

                           КАФЕДРА   ОБЩЕСТВЕННЫХ   НАУК 
 
 

                                                                                        
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  методы соц.-психол. исследований 

студента гр. ПС 081 Павлова В.Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Работа сдана: 

                    Работа проверена: 

                                                             Рецензент: ст. преп. Серый Н. А. 
 
 
 

БЕЛОВО 2012 

       СОДЕРЖАНИЕ: 

  1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
  2. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ……………………4
  3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО  ВИДЫ…………….6
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..15
  5. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………………16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. ВВЕДЕНИЕ

       В данной работе речь пойдет только об эксперименте.

       Эксперимент, где объектом исследования является человек, а предметом — человеческая психика, отличается тем, что его  нельзя провести без включения испытуемого  в совместную деятельность с экспериментатором. Испытуемый должен знать не только цели и задачи исследования (не обязательно  истинные цели), но понимать, что и  для чего он должен делать в ходе эксперимента, более того — личностно  принимать эту деятельность.

       С точки зрения испытуемого, эксперимент  — это часть его личной жизни (времени, действий, усилий и т.д.), которую  он проводит в общении с экспериментатором  для того, чтобы решить какие-то свои личные проблемы. Испытуемый может  быть активным в учебе, игре, трудовой деятельности, общении; его активность является эмоциональной или творческой. В любом случае он должен проявлять  ее либо стихийно, либо сознательно, чтобы  экспериментатор мог решить свои исследовательские задачи. Поэтому ряд исследователей склонны определять эксперимент в психологии "с позиции испытуемого" как организованную экспериментатором деятельность испытуемого (испытуемых) по выполнению поведенческой задачи. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (возраст, пол, здоровье и т.п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т.д.

       Всегда, если смотреть на эксперимент с позиций  испытуемого, он является моделью реальной деятельности. Следовательно, в любом  эксперименте есть элемент игры, как  бы работы "понарошку", имитации жизненной ситуации. Но любой эксперимент есть также "игра всерьез", так как параллельной жизни нам не дано, процесс и результат исследования оказывают влияние на жизнь испытуемого. Общение испытуемого и экспериментатора является необходимым условием организации их совместной деятельности и регуляции деятельности испытуемого.

       Человек включается в эксперимент как  целостный объект. Следовательно, организация  эксперимента требует учета основных, т.е. известных в настоящий момент, психологических закономерностей, определяющих поведение личности в  условиях, соответствующих экспериментальным.

       Как и в любой науке, психологический  эксперимент ставится для того, чтобы  проверить теоретические выводы. Элементы психологической теории и  практики логически зависят друг от друга и дополняют друг друга. Психологический эксперимент, как  правило, играет важную роль при проведении психологических исследований. Анализу  сущности психологического эксперимента, его видов, этапов его проведения и посвящена данная работа. 
 

    1. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
 
    1. Использование эксперимента в основных отраслях психологии
 

       В соответствии со спецификой различных  отраслей психологии возникают различные  виды психологического эксперимента, различные его проведения и интерпретация  его результата.

       В рамках общей психологии – лабораторный эксперимент (изоляция испытуемых от внешних  полей и использование технических  средств).

       По  мере развития возрастной и педагогической психологии – эксперимент становится все более длительным этапом формирования личности. Появились методы поперечных и продольных срезов.

       Метод продольных срезов исследует формирование свойств личности на протяжении длительного  времени (иногда многих лет) – лонгитюдный метод. Для изучения различных факторов формирования личности в педагогической психологии был разработан метод формирующего эксперимента (для изучения различных факторов формирования личности в педагогической психологии), при котором в результате экспериментального воздействия формируются те или иные структуры личности. Метод констатирующего эксперимента – целью являются определения начального и конечного уровня формируемых свойств.

       Развитие  социальной психологии, психологии труда  и др. отраслей психологии привело  к необходимости проводить психологические  эксперименты в ролевых условиях (в реальных коллективах, в местах работы испытуемых, в местах протекания соц.явлений и т.д.). такой вид эксперимента был назван естественным. В естественном эксперименте во многих случаях можно пренебречь источников экспериментального воздействия (организовано ли оно экспериментатором или возникло естественным путем). С этой точки зрения не возможно четко разграничить метод активного наблюдения и метод естественного эксперимента.

       Наряду  с различными видами экспериментов  в современной психологии используется все более широкий круг диагностических  методик и процедур. Современное  состояние экспериментальной психологии определяется развитием в ней  идей и методологических подходов позитивизма (А.Конт, Гельмгольц).  

       2.2 Теоретические и методологические основы экспериментальной психологии 

       1. Проблема детерминизма и экспериментальная психология

       Начиная с 17 века в рамках медицины, биологии, физиологии проводятся исследования, направленные на выявление физиологических  посылок психических явлений. В  нач. 18 века была открыта рефлекторная дуга, и началось исследование рефлекторной активности человека. В нач. 19 века в исследовании Фехнера, Миллера и др. физиологов устанавливаются основные психофизиологические закономерности функционирования органов чувств человека. Психофизические и психофизиологические исследования привели к выделению в эмпирических данных проявлений психики особого вида реальности, особой формы движения материи. Сущность психофизиологических подходов к построению в психологии заключалась в том, что исследователи пытались найти материальные предпосылки, обусловливающие психические явления. Т.о. реализовывался принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений в природе.

       2. Основные принципы экспериментальной психологии

       В экспериментальной психологии используются как общепсихические, так и специальные принципы, кладущиеся в основу как теоретических, так и эмпирических исследований.

       Общепсихологические принципы:

       -детерминизма

       -исследования  в развитии

       -принцип  системности

       -единства  сознания и деятельности

       -исторической  обусловленности

       Специальные принципы:

       -соответствия  методов и структуры исследования  объекту;

       -надежности  и воспроизводимости результатов;

       -полноты  исследования объекта.

       3. Построение методологии экспериментального  исследования

       Построение  методологии ЭИ (экспериментального исследования) предполагает соответствие используемых методов и методик  основным теоретическим понятиям исследования и связанными с ними этими понятиями  принципов. Наиболее полно методологические подходы проявляются в связи  с основными научными шкалами  психологии. Наиболее сложной задачей  построения методом исследования становится в том случае, когда исследователь  использует теоретические и экспериментально-диагностический аппарат различных шкал.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И  ЕГО  ВИДЫ
 

       Выделяется несколько типов экспериментального исследования.

       Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено  уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой  и независимой переменных. Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В. В случае, если существует информация о качественной связи между двумя переменными, выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменными.

       Алгоритм  исследования в целом выглядит так:

       1. Выдвигается гипотеза о качественной  причинной связи А и В.

       2. Проводится поисковый эксперимент.

       3. В случае неподтверждения гипотезы выдвигается другая качественная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.

       4. Проводится подтверждающий эксперимент.

       5. Принимается (или отвергается)  и уточняется гипотеза о виде  связи между переменными. (8)

       В психологической исследовательской  практике для характеристики различных  видов экспериментального исследования используются также понятия «критический эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование», или «естественный  эксперимент». Критический эксперимент  проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы. Подтверждение одной из них ведет  к опровержению всех других возможных  альтернатив. Постановка критического эксперимента в психологии требует  не только тщательного его планирования, но и высокого уровня разработки научной  теории. Поскольку в нашей науке  преобладают не дедуктивные модели, а эмпирические обобщения, исследователи  крайне редко проводят критический  эксперимент.

       Термин  «пилотажное исследование» применяется  для обозначения пробного, первого  эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным  исследованием, чтобы потом не тратить  деньги и время попусту. Пилотажное исследование проводится на меньшей  выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением гипотезы, планированием исследования, контролем переменных и т. д. Кроме того, в ходе пилотажа можно сузить «зону поиска», конкретизировать гипотезу и уточнить методику проведения «большого» исследования. Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, например между статусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате. По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент) относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри них испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную. Но в некоторых случаях «полевой», или естественный, эксперимент – единственно возможный способ получения научной информации (в психологии развития, этологии, социальной психологии, в клинической психологии или психологии труда и т. д.). Сторонники «естественного эксперимента» утверждают, что лабораторный эксперимент является искусственной процедурой, дает экологически невалидные результаты, поскольку «вырывает» испытуемого из контекста повседневной жизни. Но в полевых исследованиях ошибок, помех, влияющих на точность и надежность данных, неизмеримо больше, чем в лабораторном исследовании. Поэтому психологи стремятся планировать естественный эксперимент таким образом, чтобы схема его проведения была максимально близка к схеме лабораторного эксперимента, и перепроверяют результаты, полученные «в поле», более строгими процедурами.

Информация о работе Эксперимент в социальной психологии