Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:20, реферат
Целью данной работы является анализ результатов исследований активности человека, накопленных в отечественной и зарубежной психологии, а также собственного психологического исследования обобщающей модели генезиса, структуры и механизмов активности личности, обладающей объяснительным и прогностирующим потенциалом широкого диапазона проявлений личностной активности. Объектом исследования является активность человека. Предмет исследования - механизмы зарождения, развития и проявлений активности на разных уровнях.
Введение
1.Понятие активности
2. Формы активности.
3. Этапы активности (по В.А.Петровскому)
4.Эксперименты в психологии активности
5. Суицидальная активность среди подростков
Заключение
Библиография
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет педагогики и практической психологии
Отделение психологии образования
Кафедра психологии образования
«ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
на тему: ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ АКТИВНОСТИ
Специальность – 050400.6201 Психология образования
Факультета педагогики и практической психологии
Оглавление:
1. Введение
2. Понятие активности
3. Формы активности.
4. Этапы активности (по В.А.Петровскому)
5.Эксперименты в психологии активности
6. Суицидальная активность среди подростков
7. Заключение
8. Библиография
1. Введение
Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория активности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности. Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию активности личности, направленной на улучшение собственного благосостояния и благополучия общества. Современное представление о природе, источниках, формах и видах, содержании и механизмах, формировании и проявлениях активности человека складывается на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем поведения, деятельности, общения, познания, действий и их мотивации. Развитие представлений об активности происходило в течение многих веков, начиная со времен Древней Греции и до наших дней. Непосредственное отношение к проблеме активности имеют положения философского учения об иерархии способностей в виде чувственно-двигательных и разумных функций души (Аристотель, 384-322 до н.э.); представления о реакции организма на внешний стимул (Р. Декарт, 1596-1650), побудительных силах поведения, активности человека в виде его чувств, аффектов (Б. Спиноза, 1632-1677); понятие о бессознательном, которое впоследствии во фрейдизме стало рассматриваться как основной источник активности человека (Г. Лейбниц, 1646-1716), об ассоциации как источнике активности человека (Т. Гоббс, 1588-1679); признание источником активности ощущений (Э. Кондильяк, 1715-1780); объяснение активности машинообразными движениями организма человека без участия души (Ж. Ламетри, 1709-1751); позиция наделения «человека-машины» Ламетри психикой и рассмотрения его активности как следствия внешних воздействий и зависящей от исторического опыта человечества (К. Гельвеций, 1715-1771; П. Гольбах, 1723-1789; Д. Дидро, 1713-1784). Исследования в области психофизики естествоиспытателями Э. Вебером (1795-1878), Г. Фехнером (1801-1887), Ф. Дондерсом (18181889), Г. Гельмгольцем (1821-1894) заложили основу для изучения психофизиологии активности человека. Особо сильное влияние на развитие психологической мысли в XIX в. оказала влияние эволюционная теория о происхождении видов путем естественного отбора Ч.Дарвина (1809-1882), в частности на формирование представлений об адаптивных механизмах проявления активности человека.
К началу XX в. в психологии был накоплен большой экспериментальный материал, имеющий отношение к проблеме активности, например о поведении животных и человека. В то же время имели место значительные затруднения в объяснении природы и проявлений активности, роли сознания в регуляции активности в поведении. Расхождения во взглядах исследователей на природу активности привели к возникновению различных направлений в изучении активности личности. Они нашли отражение в различных психологических школах, в пределах которых происходит дальнейшее развитие представлений об активности человека. Концептуальные положения о поведении животных и человека, сформулированные в основных психологических школах Запада и США (бихевиоризме, психоанализе, гештальтизме и гуманистической психологии) и во многих других ответвлениях от этих направлений значительно расширили представления об источниках, механизмах регуляции и проявления активности человека.
В гуманистической психологии модель активности выражается краткой формулой: «Потребность - активность». Высшей потребностью гуманистическая психология признает стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, самоактуализации (А. Маслоу).
В России наука о поведении начинается с работ И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева, которые пришли к представлению об активной установке организма по отношению к окружающей среде. Следует особо указать, что павловское учение об условных рефлексах оказало серьезное влияние на исследования многих зарубежных физиологов и психологов, занимавшихся проблемами поведения и активности животных и человека.
Психологических проблем активности человека касались работы многих отечественных психологов разных времен. Однако основы современного понимания природы активности человека заложены прежде всего в работах М.Я. Басова, Л.C. Выготского, C.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе. У М.Я. Басова человек выступает как активный деятель в среде. Л.С. Выготский (1960), развивая идею активности индивида, рассматривает влияние исторического опыта человечества, сконцентрированного в знаках, на формирование активности человека. C.Л. Рубинштейн (1934) сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Он рассматривал деятельность как специфическую для человека форму активности. В теории установки, разработанной Д.Н. Узнадзе (1961), на основе рассмотрения развития установки субъекта анализируются закономерности психической активности. Проблеме психофизиологической природы активности посвящены работы Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии и ряда других ученых.
Проблема активности в
течение многих лет не теряет своей
актуальности и практической значимости.
Еще А.Н. Леонтьев в одной из своих
последних публикаций писал: «Наряду
с проблемой установки в
Активность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях. Такой многоаспектный подход к изучению активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью. По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности. Отечественные и зарубежные психологи продолжают интенсивно разрабатывать различные аспекты проблемы активности.
Несмотря на многочисленные
теоретические и
Целью данной работы является анализ результатов исследований активности человека, накопленных в отечественной и зарубежной психологии, а также собственного психологического исследования обобщающей модели генезиса, структуры и механизмов активности личности, обладающей объяснительным и прогностирующим потенциалом широкого диапазона проявлений личностной активности. Объектом исследования является активность человека. Предмет исследования - механизмы зарождения, развития и проявлений активности на разных уровнях.
Экспериментальные исследования активности человека в отечественной и зарубежной психологии помогают:
1) построить обобщающую модель активности человека, способную объяснить зарождение, развитие и проявления активности на разных уровнях - психофизиологическом, психическом, личностном;
2) найти подтверждение тому, что зарождение и развитие активности происходит в определенной последовательности: изменение активации нервной системы в результате воздействия внутренних или внешних факторов - психофизиологическая активность, изменение психического состояния индивида - психическая активность, проявление внешней активности в виде поведения в деятельности, общении или познании;
Исходя из поставленной цели исследования и сформулированных гипотез, решались следующие задачи:
- Проведение системного анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований активности человека, накопленных в отечественной и зарубежной психологии, чтобы:
- Выработать целостное представление о природе активности человека на основе моделирования структуры и проявлений активности на разных уровнях: психофизиологическом, психическом и личностном;
- Систематизировать разработанные в психологической науке классификации форм и видов активности человека;
- Проведение экспериментального исследования зависимости проявлений активности от типологических особенностей личности.
2. Понятие активности
Понятие «активность» в сфере
научных знаний неоднозначно, и в
должной мере не освещается ни в
общенаучных, ни в философских, ни в
специальных психологических
Активность - это основное свойство и в то же время постоянное состояние любого живого организма, в том числе и человека, обеспечивающие жизнедеятельность организма, психики и сознания путем непрерывного изменения внутренних и внешних функций индивида в соответствии с ситуативной и личностной позициями.
В психологии понятие «активность» применяется для обозначения трех неодинаковых явлений:
1) определенная, конкретная деятельность индивида;
2) состояние, противоположное
пассивности (это не всегда
актуальная деятельность, а порой
только лишь готовность к
3) инициативность, или явление, противоположное реактивности (действие субъекта внутренне вовлеченно, а не бездумное реагирование).
3. Формы активности.
В. И. Гинецинский в «Пропедевтическом курсе общей психологии» разделяет психологию активности на такие формы, как:
- психология игры;
- психология общения;
- психология познания и
- психология труда.
Борис Ананьев, помимо указанных, причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, управление людьми, самодеятельность. Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности. Т.е, мы видим, что активность тесно связана с деятельностью.
Кроме того, формы активности можно определять как осознаваемые и неосознаваемые (например, порыв), соответственно как произвольные и непроизвольные.
Разделение активности человека на произвольные и непроизвольные происходит в зависимости от их соответствия намерению переживающего или действующего субъекта, от возможности контроля их целесообразности и коррекции.
Если субъект проявляет активность, осознавая преследуемую цель и возможности контроля за ходом происходящих процессов , когда отдельные стадии проявления активности согласуются с меняющимися условиями ситуации и их продолжительность соответствует необходимому для достижения намеченного результата времени, то активность такого рода может быть названа произвольной.
Произвольная активность руководствуется ожиданиями предполагаемого результата деятельности или возможными последствиями этого результата и предполагает волевые действия. Однако регулирующая роль ожиданий проявляется и в импульсивных реакциях при нарушении автоматизма действий в виде навыков, образовавшихся при многократном повторении волевых действий. Произвольная активность проявляется в единицах поведения в виде действий и навыков. Действия человека, имея присущую поведению животных целенаправленность, обладают исключительно характерной человеку рефлексивностью, осознанием субъектом своего действия. Рефлексивность выражается в оценивании намеченной цели с точки зрения перспектив успеха, корректировании ее с учетом социальных требований, в проявлении чувства ответственности за возможные результаты. Произвольный характер активности проявляется, когда действия становятся индивидуально окрашенными. Произвольная активность выражается в индивидуальных действиях, когда внешние обстоятельства, принуждения, ожидаемые отрицательные последствия не могут заставить человека отклониться от намеченной цели, когда он в привычных ситуациях ведет себя по-новому. Таким образом, можно отметить, что произвольная активность зависит от личностных качеств субъекта, от его желаний, влечений, стремлений, намерений, мотивов и т.п. Непроизвольная активность выражается в действиях без намерений. Однако она не беспричинна и не нецелесообразна. Непроизвольная активность проявляется во время сна или в грезах, в рефлекторных актах типа мигания, в условных сигнальных реакциях, в ошибочных действиях и т.п.