Эксперимент в психологии активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ результатов исследований активности человека, накопленных в отечественной и зарубежной психологии, а также собственного психологического исследования обобщающей модели генезиса, структуры и механизмов активности личности, обладающей объяснительным и прогностирующим потенциалом широкого диапазона проявлений личностной активности. Объектом исследования является активность человека. Предмет исследования - механизмы зарождения, развития и проявлений активности на разных уровнях.

Содержание работы

Введение
1.Понятие активности
2. Формы активности.
3. Этапы активности (по В.А.Петровскому)
4.Эксперименты в психологии активности
5. Суицидальная активность среди подростков
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Эксперимент в психологии активности курсовая.docx

— 37.02 Кб (Скачать файл)

                                   МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

                  «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                           ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

                Факультет педагогики и практической психологии

                          Отделение психологии образования

                               Кафедра психологии образования

                                        РЕФЕРАТ ПО КУРСУ

            «ОБЩАЯ И  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ»

      на тему: ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ АКТИВНОСТИ

          Специальность – 050400.6201 Психология образования

 

                                                                                                                 Исполнитель:

                                                                                               Студентка 1 курса ОЗО

                                              Факультета педагогики и практической психологии

                                                            Отделения психологического образования

                                                                                  Корецкая Ольга Александровна

                                                                                              Научный руководитель:

                                                                                           к.пс.н., ст. преподаватель

                                                                                                           Молохина Г.А.

                      

 

                                                    

                                          Ростов-на-Дону

                                                 2012 год

 

Оглавление:

     1. Введение

     2. Понятие активности

     3. Формы активности.

     4. Этапы активности (по В.А.Петровскому)

     5.Эксперименты  в психологии активности

    6. Суицидальная  активность среди подростков

    7. Заключение

    8. Библиография

    

        1. Введение

 Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория активности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности. Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию активности личности, направленной на улучшение собственного благосостояния и благополучия общества. Современное представление о природе, источниках, формах и видах, содержании и механизмах, формировании и проявлениях активности человека складывается на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем поведения, деятельности, общения, познания, действий и их мотивации. Развитие представлений об активности происходило в течение многих веков, начиная со времен Древней Греции и до наших дней. Непосредственное отношение к проблеме активности имеют положения философского учения об иерархии способностей в виде чувственно-двигательных и разумных функций души (Аристотель, 384-322 до н.э.); представления о реакции организма на внешний стимул (Р. Декарт, 1596-1650), побудительных силах поведения, активности человека в виде его чувств, аффектов (Б. Спиноза, 1632-1677); понятие о бессознательном, которое впоследствии во фрейдизме стало рассматриваться как основной источник активности человека (Г. Лейбниц, 1646-1716), об ассоциации как источнике активности человека (Т. Гоббс, 1588-1679); признание источником активности ощущений (Э. Кондильяк, 1715-1780); объяснение активности машинообразными движениями организма человека без участия души (Ж. Ламетри, 1709-1751); позиция наделения «человека-машины» Ламетри психикой и рассмотрения его активности как следствия внешних воздействий и зависящей от исторического опыта человечества (К. Гельвеций, 1715-1771; П. Гольбах, 1723-1789; Д. Дидро, 1713-1784). Исследования в области психофизики естествоиспытателями Э. Вебером (1795-1878), Г. Фехнером (1801-1887), Ф. Дондерсом (18181889), Г. Гельмгольцем (1821-1894) заложили основу для изучения психофизиологии активности человека. Особо сильное влияние на развитие психологической мысли в XIX в. оказала влияние эволюционная теория о происхождении видов путем естественного отбора Ч.Дарвина (1809-1882), в частности на формирование представлений об адаптивных механизмах проявления активности человека.

К началу XX в. в психологии был накоплен большой экспериментальный  материал, имеющий отношение к  проблеме активности, например о поведении животных и человека. В то же время имели место значительные затруднения в объяснении природы и проявлений активности, роли сознания в регуляции активности в поведении. Расхождения во взглядах исследователей на природу активности привели к возникновению различных направлений в изучении активности личности. Они нашли отражение в различных психологических школах, в пределах которых происходит дальнейшее развитие представлений об активности человека. Концептуальные положения о поведении животных и человека, сформулированные в основных психологических школах Запада и США (бихевиоризме, психоанализе, гештальтизме и гуманистической психологии) и во многих других ответвлениях от этих направлений значительно расширили представления об источниках, механизмах регуляции и проявления активности человека.

В гуманистической психологии  модель активности выражается краткой  формулой: «Потребность - активность». Высшей потребностью гуманистическая  психология признает стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, самоактуализации (А. Маслоу).

В России наука о поведении  начинается с работ И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева, которые пришли к представлению об активной установке организма по отношению к окружающей среде. Следует особо указать, что павловское учение об условных рефлексах оказало серьезное влияние на исследования многих зарубежных физиологов и психологов, занимавшихся проблемами поведения и активности животных и человека.

Психологических проблем  активности человека касались работы многих отечественных психологов разных времен. Однако основы современного понимания  природы активности человека заложены прежде всего в работах М.Я. Басова, Л.C. Выготского, C.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе. У М.Я. Басова человек выступает как активный деятель в среде. Л.С. Выготский (1960), развивая идею активности индивида, рассматривает влияние исторического опыта человечества, сконцентрированного в знаках, на формирование активности человека. C.Л. Рубинштейн (1934) сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Он рассматривал деятельность как специфическую для человека форму активности. В теории установки, разработанной Д.Н. Узнадзе (1961), на основе рассмотрения развития установки субъекта анализируются закономерности психической активности. Проблеме психофизиологической природы активности посвящены работы Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии и ряда других ученых.

Проблема активности в  течение многих лет не теряет своей  актуальности и практической значимости. Еще А.Н. Леонтьев в одной из своих  последних публикаций писал: «Наряду  с проблемой установки в психологическом  анализе открылась и еще одна, пожалуй, самая сложная проблема. Это проблема явлений активности, которые образуют трудно улавливаемые в эксперименте, но, тем не менее, реальные моменты человеческой деятельности, возвышающие ее над функцией прямой или косвенной адаптации к наличным или предполагаемым требованием ситуации. Моменты эти составляют как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражение. Но эта проблема, на которую мы постоянно наталкиваемся в живой человеческой жизни, остается сейчас едва затронутой экспериментальным исследованием, и ее разработка в огромной степени остается делом будущего»

Активность изучается  на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях. Такой многоаспектный подход к изучению активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью. По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности. Отечественные и зарубежные психологи продолжают интенсивно разрабатывать различные аспекты проблемы активности.

Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные  исследования различных направлений  и различного уровня, проблема активности в психологии все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных в психологии концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях и механизмах проявления активности на разных уровнях, нет единства взглядов на источники, формы и виды активности. Системный анализ научного знания об активности необходим для выявления современного состояния знаний об активности, что важно для разработки достоверных практических рекомендаций по повышению эффективности, продуктивности деятельности человека. Следовательно, важно обобщить положения основных концепции активности и определить наиболее актуальные направления и тенденции исследования активности человека. Отсюда вытекает актуальность теоретического анализа концепций активности человека и дальнейшего экспериментального исследования проявлений активности на разных уровнях и в различных ситуациях действия внутренних и внешних факторов, побуждающих активность.

Целью данной работы является анализ результатов исследований активности человека, накопленных в отечественной  и зарубежной психологии, а также  собственного психологического исследования обобщающей модели генезиса, структуры и механизмов активности личности, обладающей объяснительным и прогностирующим потенциалом широкого диапазона проявлений личностной активности. Объектом исследования является активность человека. Предмет исследования - механизмы зарождения, развития и проявлений активности на разных уровнях.

Экспериментальные исследования активности человека в отечественной и зарубежной психологии помогают:

1) построить обобщающую модель активности человека, способную объяснить зарождение, развитие и проявления активности на разных уровнях - психофизиологическом, психическом, личностном;

2) найти подтверждение тому, что зарождение и развитие активности происходит в определенной последовательности: изменение активации нервной системы в результате воздействия внутренних или внешних факторов - психофизиологическая активность, изменение психического состояния индивида - психическая активность, проявление внешней активности в виде поведения в деятельности, общении или познании;

Исходя из поставленной цели исследования и сформулированных гипотез, решались следующие задачи:

- Проведение системного анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований активности человека, накопленных в отечественной и зарубежной психологии, чтобы:

- Выработать целостное представление о природе активности человека на основе моделирования структуры и проявлений активности на разных уровнях: психофизиологическом, психическом и личностном;

- Систематизировать разработанные в психологической науке классификации форм и видов активности человека;

- Проведение экспериментального исследования зависимости проявлений активности от типологических особенностей личности.

2. Понятие активности

Понятие «активность» в сфере  научных знаний неоднозначно, и в  должной мере не освещается ни в  общенаучных, ни в философских, ни в  специальных психологических энциклопедиях  и словарях. Однако практически всегда активность выступает как универсальное свойство, присущее всему живому. Но в одних случаях она соотносится с поведением; в других сопоставляется с деятельностью; в третьих определяется по составляющим ее компонентам. Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Такие, как активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. В «Кратком психологическом словаре» термин «активность» обозначается как «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, способность к самостоятельной силе реагирования... Она характеризуется в большой степенью обусловленностью производимых действий, спецификой внутреннего состояния субъекта». Итак, попытаемся дать определение активности:

Активность - это  основное свойство и в то же время  постоянное состояние любого живого организма, в том числе и человека, обеспечивающие жизнедеятельность  организма, психики и сознания путем  непрерывного изменения внутренних и внешних функций индивида в  соответствии с ситуативной и личностной позициями.

В психологии понятие «активность» применяется для обозначения  трех неодинаковых явлений:

1) определенная, конкретная  деятельность индивида;

2) состояние, противоположное  пассивности (это не всегда  актуальная деятельность, а порой  только лишь готовность к деятельности, состояние, близкое к тому, что  обозначается термином «уровень  бодрствования»);

3) инициативность, или явление,  противоположное реактивности (действие  субъекта внутренне вовлеченно, а не бездумное реагирование).

 

 3. Формы активности.

 В. И. Гинецинский в «Пропедевтическом курсе общей психологии» разделяет психологию активности на такие формы, как:

- психология игры;

- психология общения;

- психология познания  и

- психология труда.

Борис Ананьев, помимо указанных, причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, управление людьми, самодеятельность. Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности. Т.е, мы видим, что активность тесно связана с деятельностью.

Кроме того, формы активности можно определять как осознаваемые и неосознаваемые (например, порыв), соответственно как произвольные и непроизвольные.

Разделение активности человека на произвольные и непроизвольные происходит в зависимости от их соответствия намерению переживающего или  действующего субъекта, от возможности  контроля их целесообразности и коррекции.

Если субъект проявляет  активность, осознавая преследуемую цель и возможности контроля за ходом  происходящих процессов , когда отдельные стадии проявления активности согласуются с меняющимися условиями ситуации и их продолжительность соответствует необходимому для достижения намеченного результата времени, то активность такого рода может быть названа произвольной.

Произвольная активность руководствуется ожиданиями предполагаемого  результата деятельности или возможными последствиями этого результата и предполагает волевые действия. Однако регулирующая роль ожиданий проявляется  и в импульсивных реакциях при  нарушении автоматизма действий в виде навыков, образовавшихся при  многократном повторении волевых действий. Произвольная активность проявляется в единицах поведения в виде действий и навыков. Действия человека, имея присущую поведению животных целенаправленность, обладают исключительно характерной человеку рефлексивностью, осознанием субъектом своего действия. Рефлексивность выражается в оценивании намеченной цели с точки зрения перспектив успеха, корректировании ее с учетом социальных требований, в проявлении чувства ответственности за возможные результаты. Произвольный характер активности проявляется, когда действия становятся индивидуально окрашенными. Произвольная активность выражается в индивидуальных действиях, когда внешние обстоятельства, принуждения, ожидаемые отрицательные последствия не могут заставить человека отклониться от намеченной цели, когда он в привычных ситуациях ведет себя по-новому. Таким образом, можно отметить, что произвольная активность зависит от личностных качеств субъекта, от его желаний, влечений, стремлений, намерений, мотивов и т.п. Непроизвольная активность выражается в действиях без намерений. Однако она не беспричинна и не нецелесообразна. Непроизвольная активность проявляется во время сна или в грезах, в рефлекторных актах типа мигания, в условных сигнальных реакциях, в ошибочных действиях и т.п.

Информация о работе Эксперимент в психологии активности