Эффективность педагогический приемов для развития мелкой моторики для детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.
Данная работа направлена на исследование мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста. Подобраны ряд диагностических методик на выявление уровня развития мелкой моторики, а так же разработана коррекционная работа по повышению уровня развития мелкой моторики.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
1.1 Мелкая моторика и ее значение в жизни человека
.2 Психофизические основы развития мелкой моторики
Глава 2.Особенности развития движения рук в онтогенезе
2.1 Развитие произвольных движений в онтогенезе
.2 Направления работы по развитию мелкой моторики в средней группе детского сада
.3 Направление работы по развитию мелкой моторики в средней группе массового детского сада
Глава 3. Определение методов и способов, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников
3.1 Констатирующий этап эксперимента
.2 Развивающий этап эксперимента
.3 Контрольный этап эксперимента
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 61.29 Кб (Скачать файл)

Развитие произвольной регуляции  в данном случае связано с совершенствованием подражательной деятельности, означающим включение в подражание элементов  самостоятельности. Ребенок, имеющий  достаточный зрительный, слуховой, двигательный опыт, способен выполнять  движения по словесной инструкции без  показа воспитателем танцевальных движений.

Успешность освоения произвольных движений зависит от степени их осознанности. Я. 3. Неверович, изучавшая предметные движения детей, пришла к следующим выводам: в возрасте 2 лет ребенок осознает результат действия, но способ действия и отдельные движения им не осознаются. Дети младшего детского возраста сознают результат и способ действий с предметом, но отдельные операции, движения также еще не осознают.

Дети среднего детского возраста в  некоторых случаях осознают собственные  движения и преднамеренно воспроизводят  их при повторении действий с предметом. В старшем детском возрасте движения становятся объектом сознательной волевой  деятельности.

Возрастающее умение анализировать  собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят  о психологической готовности ребенка  к обучению в условиях школы, о  возможности сознательно приобретать  двигательные умения уже трудового  порядка, сложные формы умений и  навыков типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т. д.

мелкий моторика дошкольный психический

2.2 Характеристика нарушений  мелкой моторики у детей

 

Существует три основных типа нарушений  мелкой моторики:

·Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)

·Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона <#"justify">Нарушения общей и мелкой моторики у детей с ДЦП связаны с особенностями самого заболевания - преимущественным поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. Дети с ДЦП резко ограничены в движениях: у них с трудом формируются навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Нарушения мелкой моторики в раннем и младенческом возрасте включают в  себя, прежде всего, нарушения созревания большого моторного акта и тонкой моторики, а также разнообразные  стереотипии, тики, расстройства по типу кататонических. Задержка становления моторики отмечается еще с периода развития зрительно-моторной координации. При этом запаздывает формирование ручной умелости. Дети с запаздыванием начинают захватывать игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычных сроков. Иногда дети начинают ползать уже после овладения ходьбой, долго не могут освоить функции вставания. Таким образом, отмечается нарушение последовательности формирования функции моторики.

На примере нарушений становления  моторики особенно наглядно прослеживается такое довольно часто выделяемое в психическом развитии детей  первых лет жизни явление как  псевдоретардация. Она проявляется в том, что на определенных этапах онтогенеза ребенок как бы производит впечатление задержанного в моторном развитии, тогда как на последующих этапах или даже в иных условиях при повторном обследовании в тот же период эти проявления задержки могут компенсироваться или не обнаруживаться.

Поражение двигательной сферы при  церебральном параличе может быть выражено в различной степени. Особенностью двигательных нарушений у детей  с ДЦП является не только трудность  или невозможность выполнения тех  или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, в связи с чем у ребенка не формируются правильные представления о движении.

В результате поражения мышечного  аппарата глаза согласованные движения руки и глаза развиваются недостаточно. Ребенок с церебральным параличом  часто не следит глазами за движениями своей руки, что препятствует выработке  навыков самообслуживания, а также  затрудняет развитие учебных навыков (чтения и письма) и познавательной деятельности.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, способствуют формированию у ребенка  пассивности, безынициативности, нарушению  развития мотивационной и волевой  сферы.

Для детей с церебральным параличом  характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми, раздражительными, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес  к работе, возникает двигательное беспокойство, у них легко возникают  реакции недовольства, упрямства  и негативизма.

Также нарушения мелкой моторики могут  наблюдаться при СДВГ, при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме и т.д.

По исследованиям Л.В. Лопатиной  у дошкольников со стертой формой дизартрии имеются нарушения  ручной моторики, проявляющиеся в  основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряженно, по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде всего, кинетическую организацию движений.

Наиболее ярко недостаточность  общей моторики у дошкольников с  дизартрией проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих  четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации  движений. Также характерны нарушения  ручной моторики, которые проявляются  преимущественно в нарушении  точности, быстроты и координации  движений. Пальцевые пробы полноценно не проявляются, так как снижена  кинестетическая память. Между уровнем  несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная корреляция (М. М. Кольцова, Л. В. Лопатина и др.).

Большинство детей имеет нарушение  или недоразвитие мелкой моторики и  зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая  рука. Дети порой не в состоянии  одновременно действовать двумя  руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой  основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет  и т.п.

Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что  ребенок часто промахивается  при попытке взять предмет, так  как неверно оценивает направление.

Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:

·Пальчиковая гимнастика (театр  на руке, теневой театр, игры с пальцами).

·Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).

·Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

·Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

·Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

·Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

·Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических  заданий, графический диктант).

·Игры в сухом бассейне, наполненном  мячиками разной величины или цветными крышками:

oнахождение заданных предметов,

oугадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

·Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):

oсортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия  на биологически активные точки, расположенные  на пальцах рук.

 

.3 Направления работы  по развитию мелкой моторики  в средней группе массового  детского сада

 

Для развития мелкой моторики руки разработано  много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие  материалы. В дошкольных учреждениях  педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:

·систематичность проведения игр  и упражнений. Не следует ожидать  немедленных результатов, так как  автоматизация навыка развивается  многократным его повторением. В  связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

·последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

·все игры и упражнения должны проводиться  по желанию ребенка, на положительном  эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и  оцененным;

·если ребенок постоянно требует  продолжения игры, необходимо постараться  переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление  ребенка в игре, которое также  может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр  и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить  на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой  и песком, фольклорные пальчиковые  игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

В группах уже с младшего, среднего и старшего дошкольного возраста используется в работе и ниткопись. Сначала выполняются простые контуры: Круг, Солнышко, Грибок, далее усложняется работа: Дом, Ракета и т.д. В средней и старшей группе используется ниткопись на занятиях по математике и обучению грамоте (например, выкладывается буква или цифра, уже без образца). Далее задача усложняется: например, предлагается детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток.

Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата  тремя пальцами - щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в  интересной, непринужденной игровой  форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также  различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Начиная с младшей группы, можно организовывать специальную полочку по изодеятельности. Он должна быть оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере того, как дети взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки - на маленькие, гуашь - на акварель, увеличивалась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).

Необходимо привить детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая  работа, которая также развивает  силу руки и пальцев, обеспечивает смену  тонуса мускулатуры рук, учить работать с бросовым материалом. Не менее  интересными и полезными для  развития пальцев рук являются занятия  с использованием бумаги. Ее можно  мять, рвать, разглаживать, резать - эти  упражнения имеют терапевтический  характер, положительно влияют на нервную  систему, успокаивают детей. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и  т.д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра Золушка (дети перебирают перемешанную крупу), Письмо на крупе.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу  держания и действия к ручке, которой  пишут в школе. По рисункам детей  можно проследить, как развивается  мелкая моторика, какого уровня она  достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу привлекают родителей: Работы выходного дня, конкурсы рисунков, выставки семейных работ  и т.д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей  инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию  связи рука-глаз. Все это будет  ему хорошим помощником в школе.

Итак, начиная работу с детьми и  ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно  идут вперед к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная  динамика, а главное - будет развиваться  умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагоги ДОУ продолжают добиваться поставленной цели.

При совершенствовании у детей  ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится  к успешному школьному обучению (к письму). Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при  неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают педагогам  ДОУ добиться хороших результатов.

Информация о работе Эффективность педагогический приемов для развития мелкой моторики для детей среднего дошкольного возраста