Эффективность педагогический приемов для развития мелкой моторики для детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.
Данная работа направлена на исследование мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста. Подобраны ряд диагностических методик на выявление уровня развития мелкой моторики, а так же разработана коррекционная работа по повышению уровня развития мелкой моторики.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
1.1 Мелкая моторика и ее значение в жизни человека
.2 Психофизические основы развития мелкой моторики
Глава 2.Особенности развития движения рук в онтогенезе
2.1 Развитие произвольных движений в онтогенезе
.2 Направления работы по развитию мелкой моторики в средней группе детского сада
.3 Направление работы по развитию мелкой моторики в средней группе массового детского сада
Глава 3. Определение методов и способов, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников
3.1 Констатирующий этап эксперимента
.2 Развивающий этап эксперимента
.3 Контрольный этап эксперимента
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 61.29 Кб (Скачать файл)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

1.1 Мелкая моторика и ее значение  в жизни человека

.2 Психофизические основы развития  мелкой моторики

Глава 2.Особенности развития движения рук в онтогенезе

2.1 Развитие произвольных движений  в онтогенезе

.2 Направления работы по развитию  мелкой моторики в средней  группе детского сада

.3 Направление работы по развитию  мелкой моторики в средней  группе массового детского сада

Глава 3. Определение методов и  способов, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников

3.1 Констатирующий этап эксперимента

.2 Развивающий этап эксперимента

.3 Контрольный этап эксперимента

Заключение

Список литературы

ПриложениЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

На всех этапах жизни ребенка  движения рук очень важны. Самый  благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших  полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует  с такими высшими психическими функциями  и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся  дальнейшая жизнь ребенка потребует  использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые  необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять  множество разнообразных бытовых  и учебных действий.

Исследованиями ученых института  физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

В литературе последних лет описаны  приемы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Несмотря на многочисленные исследования, выявляющие значение развития у детей  мелкой моторики, а также многочисленные издания развивающих упражнений для этой цели, на наш взгляд, недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и  особенности развития у дошкольников тонких движений кистей и пальцев  рук.

Это и определило выбор проблемы исследования. В качестве диагностического материала мы отобрали несколько упражнений из числа развивающих «пальчиковых игр», таких, каждое из которых объединяет разные виды движений, что позволяет отследить развитие моторики рук более полно, чем в заданиях с изолированными движениями.

Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: мелкая моторика детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования.

1. Проанализировать научную литературу  по теме исследования и рассмотреть  понятие мелкой моторики, ее значение  в жизни человека.

. Рассмотреть психофизические  основы развития мелкой моторики;

. Изучить особенности развития  произвольных движений в онтогенезе;

. Проанализировать направления  работы по развитию мелкой  моторики в средней группе  детского сада;

. Изучить характеристику нарушений  мелкой моторики.

. Подобрать диагностические задания  для индивидуальных экспериментов  по мелкой моторике рук, адекватных  среднему дошкольному возрасту.

. Провести диагностику мелкой  моторики рук и выявить уровни  и особенности её развития  у испытуемых среднего дошкольного  возраста.

Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы теоретических методов: анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта; диагностический эксперимемент.

Метод эмпирического исследования: диагностический эксперимент.

В ходе выполнения работы мы опирались  на научные труды таких исследователей, как Н.А. Берштейн, Е.П. Ильина, М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко, Л.В. Фомина, и др.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

.1 Мелкая моторика и  ее значение в жизни человека

 

Мелкая моторика - совокупность скоординированных  действий нервной, мышечной и костной  систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук  и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится  большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как  захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Учёные доказали, что с анатомической  точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень  близко от речевой зоны. Поэтому  развитие речи ребёнка неразрывно связано  с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой  функции была подтверждена исследователями  Института физиологии детей и  подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с  первых месяцев жизни и завершается  к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу  всех уровней построения движений.

Развитие мелкой моторики имеет  значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных  исследований:

) в связи с развитием познавательных  способностей;

) в связи с развитием речи;

) развитие собственных движений  рук для осуществления предметных  и орудийных действий, в том  числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает  в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный  практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).

С развитием мелкой моторики тесно  связано развитие речи. Если внимательно  посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена  рядом с двигательной областью, являясь  её частью. Около трети всей площади  двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

Вопрос о развитии собственных  движений рук для осуществления  предметных и орудийных действий будет рассмотрен при освещении  особенностей развития мелкой моторики в онтогенезе. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими  предметами, письмо, рисование и  т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

 

.2 Психофизические основы  развития мелкой моторики

 

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого  возраста на базе общей моторики. Сначала  ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам  он уже способен рисовать, правильно  держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных  действий обеих рук.

Ребёнок, нормально развивающийся  в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное  развитие начинается с не специфической  манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. В сознательную деятельность включается вторая сигнальная система - речь, которая  совершенствует деятельность и развитие ребёнка (А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, и др.). Недостаточность двигательных средств, несформированность психомоторики в целом, равно как и различные нарушения речи, будут негативно сказываться на активности и характере общения и двигательного поведения человека, на возможностях осуществления многих видов деятельности, требующих определенного уровня моторного и речевого развития.

Известно, что первые поведенческие  реакции ребенка в раннем онтогенезе, как и все его последующее  психофизическое развитие, в дошкольном возрасте во многом определяются своевременным  поэтапным становлением как двигательной, так и речевой функциональной системы, каждая из которых характеризуется  определенными закономерностями развития на каждом возрастном этапе нормального  онтогенеза. Внешнее выражение активного  функционирования этих двух систем как  раз и предстает в виде тех  или иных двигательных и речевых  реакций, носящих вначале непроизвольный характер, а затем обретающих все  большую произвольность в силу их социальной обусловленности.

Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон  и налаживанием работы координационных  уровней. Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (новейших органов моторики - пирамидной моторной системы и надстроенных над ней  фронтальных систем полушарий) заканчивается  к 2 - 2,5 годам (Е.П. Ильин, 2003).

Об этом же пишет Н.А. Бернштейн: «Естественный онтогенез моторики складывается из двух резко разновременных фаз. Первой фазой является анатомическое  дозревание центрально-нервных субстратов, которое заканчивается к 2-2,5 годам. Вторая же фаза, переходящая иногда далеко за пределы возраста полового созревания, - это фаза функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней. В этой фазе развитие моторики не всегда идет прямо прогрессивно: в некоторые моменты и по отношению к некоторым классам движений (т.е. уровням) могут происходить временные остановки и даже регрессы, создающие сложные колебания пропорций и равновесия между координационными уровнями» (1966, с.139). Развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения.

Наряду с этим, как подчеркивает Н.А.Бернштейн, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

По данным Е.П. Ильина (2003) дети рождаются  с рядом готовых двигательных рефлексов , которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания.

Рефлекс «поиска груди»: если погладить  ребенка по щеке около уголка рта, он повернет голову в сторону поглаживающей  его руки. Если младенец очень голоден, в ответ на такое раздражение  он будет поворачивать голову в ту и другую сторону несколько раз, открывая при этом рот и вытягивая  губы.

Сосательный рефлекс: движения губами для схватывания соска матери.

Рефлекс шагания - если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, он производит ногами движения, похожие на ходьбу.

Хватательный рефлекс - ребенок  крепко схватывает любой предмет, коснувшийся  его ладони; при этом он может держаться на весу целую минуту.

Шейно-тонический рефлекс - при повороте в сторону головы лежащего на спине  ребенка он принимает позу, похожую  на позу фехтовальщика.

Рефлекс Моро - если голове ребенка  придать некоторое ускорение, например слегка подтолкнуть подушку под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы, как будто бы, падая, хочет за что-то ухватиться.

К 4 месяцам некоторые из этих безусловных  рефлексов исчезают (например, рефлекс  шагания) или превращаются в условные рефлексы. Например, у младенца сосательные движения появляются каждый раз, как ему придают позу кормления, независимо от того, кто его держит на руках - мать или отец. Раньше же эти сосательные движения появлялись лишь при прикосновении груди к губам младенца. В то же время, если ребенка держат в вертикальном положении, он не начинает сосать и тогда, когда его подносят к материнской груди.

Информация о работе Эффективность педагогический приемов для развития мелкой моторики для детей среднего дошкольного возраста