Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:24, реферат
Психотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обусловливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психологического самочувствия. Психосоциотип может достаточно существенным образом влиять на состояние, поведение, уровень активности либо деструктивности сотрудников.
Типологические профили помогут не только осознать свои сильные и слабые стороны, но и справиться с теми, кто постоянно создает вам дополнительные трудности на работе. Если вы знаете или по крайней мере догадываетесь, каковы их предпочтения, то изучение типологического портрета поможет проникнуть в самую суть проблемы и найти путь к мирному обсуждению и благополучному разрешению конфликта.
Тождественные отношения
Между тождественными
партнерами складываются отношения
полного понимания, но неумения помочь
друг другу. Тождественные типы личности
одинаковыми глазами смотрят
на мир, аналогичным образом
Родственные отношения
Отношения далеких
родственников, которые говорят
о формально нужных в данных условиях
вещах, соблюдая законы вежливости и
гостеприимства, но не желают особо
вникать в подробности
Отношения суперэго
Отношения уважения друг к другу. Суперэго значит "сверх-я". Партнер воспринимается как далекий и несколько загадочный идеал. Его манеры и образ мыслей вызывают интерес. Складываются внешне довольно прохладные отношения при внутренней симпатии друг к другу. Так проявляются эти отношения на далекой дистанции. Когда произошло сближение, характер отношений приобретает новую, малоприятную сторону. На словах понимание обычно остается хорошим, особенно при совпадающих подтипах. На деле же получается так, как будто партнер делает все тебе назло. О своих намерениях либо не предупреждают, либо мало прислушиваются друг к другу. Поэтому делают противоположное тому, что от тебя ожидает партнер. Это может породить немалые споры. Внутренняя предрасположенность к партнеру при этом не исчезает. Надежда на то, что идеал все-таки достижим, не пропадает. Пример таких отношений сложился у пары Гексли и Жуков.
Деловые отношения
Это отношения равных партнеров. В полной мере дружескими их нельзя назвать, скорее товарищескими. Барьеров в общении не возникает, можно сказать друг другу все, что угодно. В этих отношениях всегда присутствует чувство безопасности: каждый из них чувствует, что от партнера не может исходить угроза. А это очень располагает, особенно если человек живет в недружественной среде. В рамках этих отношений возможно совместное деловое сотрудничество. Обычно партнеры пытаются помочь друг другу. Во всяком случае, запрос на оказание помощи воспринимается правильно. Но сама помощь оказывается недостаточно интенсивно. Подводя итог, можно сказать, что эти отношения имеют среднюю степень комфортности. Против такого партнера ничего не имеешь, но в то же время и ничего за. Возникает ощущение разумного минимума, в котором отражается удовлетворение от общения с равным тебе и не скучным партнером. Деловые отношения скложились у Драйзера и Горько.
Отношения социальной ревизии
Это второй вид ассиметричных отношений в соционе. Ревизор как бы постоянно следит за подревизным, обращая внимание на его слабое место. Создается впечатление, что ревизор постоянно хочет выяснить, что и как делает подревизный. У подревизного часто возникает впечатление, что за ним все время наблюдают, как за подопытным кроликом. Однако это не означает, что ревизор обязательно словесно указывает подревизному на его недостатки. Отношения ревизии могут быть названы отношениями опеки ревизора над подревизным, которая может быть для второго весьма навязчивой. Чувствуя свою уязвимость, подревизный на людях склонен делать попытки выйти из под этой опеки: он задевает ревизора, спорит с ним, пытается давать ему поручения. Однако такие попытки обычно ничем не заканчиваются. Ревизор, как правило, не обижается на подревизного, а продолжает дальше его "воспитывать". Ревизная пара бывает порой очень спаянной. Все дело в том, что в ней оба ощущают свою социальную значимость: ревизор как опекун-благодетель, без чьей заботы и наставлений подревизный пропадет, а подревизный - как объект опеки, чья ценность признается таким образом. Такие отношения сложились у Гюго и Есенина, Жукова и Драйзера, Гексли и Драйзера.
Отношения социального заказа
Эти отношения ассиметричные, т.е. неравные. Первый партнер относится ко второму совсем не так, как второй к первому. Первый партнер, который называется передатчиком заказа, или просто заказчиком, смотрит на второго, называемого приемником, сверху вниз, как на более низкостоящего, недооценивая его. Второй смотрит на первого (приемник на заказчика), наоборот, как на человека интересного, значимого, переоценивая его поначалу. Приемника может восхищать в заказчике, во-первых, его поведение, манера держаться, умение легко сделать то, к чему стремится приемник, и, во-вторых, стиль изложения его мыслей, его творческий почерк. Со стороны отношения социального заказа воспринимаются как ровные, бесконфликтные. Эти отношения могут быть названы отношениями покровительства при отсутствии обратной связи. Со временем они могут перерасти в почти полное игнорирование приемником заказчика. Приход к такому положению говорит о том, что заказ полностью осознан как социальный. Отношения социального заказа в нашей группе сложились у четырех пар – это Драйзер и Есенин, Горький и Бальзак, Жуков и Гюго, Гюго и Гексли.
В ходе дальнейшего исследования, мы проанализировали как ведет себя определенный психотип в конфликтной ситуации, к какой стратегии прибегает и почему (таблица 2).
Таблица 2
Соотношение психотипа и способа поведения в конфликте
Драйзер 1 |
Избегание |
Бальзак |
Компромисс |
Жуков |
Избегание |
Есенин 4 |
Соревнование |
Есенин 5 |
Компромисс; Избегание; Сотрудничество |
Горький |
Соревнование |
Есенин 7 |
Соревнование |
Гексли |
Компромисс |
Драйзер 9 |
Сотрудничество |
Гюго |
Компромисс |
Таким образом, Драйзер 1 в ситуации конфликта выбирает стратегию избегания, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Драйзер – эмоциональный человек, но предпочитает не демонстрировать свои эмоции, сохраняет дистанцию в общении, редко идет на откровенность даже с близкими людьми. Это – преданные, ответственные люди, которым необходимо чувствовать себя полезным, видеть, что их помощь нужна. Избегает ссор, неприятных людей, которые сделали ему зло. Но в случае необходимости может постоять за себя, резко поставить на место хама, не прощает зло.
Бальзак склонен проявлять себя в стремлении к компромиссу, т.е. стремится к соглашпению между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Такая стратегия выхода из конфликта вполне свойственна Бальзаку, т.к это полностью соответствует особенностям этого психосоциотипа. Бальзака называют «осмыслителем жизни». Самоуглубленное размышления в сочетании с широтой восприятия мира, с ощущением бесчисленных возможностей служат для основы принятия объективных решений, которые тщательно учитывают причины и следствия.
Жуков в конфликте старается избегать, это значит, что у него нет стремления к кооперации и нет тенденции к достижению собственных целей. Вообще такая стратегия выхода из конфликта не свойственна человеку с таким социотипом, так как он характеризуется как целеустремленный, практичный, волевой человек, а также энергичный, решительный, обязательно добьется поставленной цели. Жуков, человек который ради правоты, победы идеи, реализации плана может пойти на многочисленные человеческие жертвы, хотя в душе человек не злой и не жестокий. Полученные результаты противоречат друг другу и можно сделать вывод о том, что респондент недостаточно честно отвечал на вопросы теста.
У Есенина 4 также как и у Есенина 7 наблюдается стратегия соревнования – это наименее эффективный способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая стратегия также не соответствует данному психотипу, потому что Есенин чаще всего стремится сгладить острые ситуации, промолчать, согласиться или уступить. И это также свидетельствует о возможной неискренности отвечающих.
Есенин 5, в различных ситуациях может выходить из конфликта по разному прибегая сразу к одной из нескольких стратегий, таким как компромисс, избегание и сотрудничество. И такая позиция вполне свойственна такому социотипу, как Есенин – это человек эмоциональный, поэтому эмоции, чувства проявляются внешне заметно, хотя человек и старается вести себя с людьми учтиво, мягко, но в своей семье может быть капризным, несдержанным, бурно ругаться. Но все же чаще предпочитает согласиться, уступить, промолчать, лишь бы не ссориться. Старается никого не принуждать, не наказывать. Чувствуя эмоциональное состояние других людей, может их утешить, помочь. Такое многообразие выхода из конфликта объясняется тем, что в различных ситуациях, человек такого типа может приспособится к оппоненту. Это обусловлено тем, что Есенин податлив, умеет приноровиться к самым разным условиям, они сдержанны и добродушны, а также участливый человек, который живет по принципу: «Живи сам и давай жить другим».
Гексли идет на компромисс, потому что он готов к взаимным уступкам, хотя в этом случае обе стороны проигрывают, так как добровольно отказываются от своих интересов. Гексли старается сохранить хорошие отношения с людьми, ищет компромисс, демонстрирует дружелюбие, готовность помочь, хотя часто необязателен, легкомысленен, слишком шутлив.
А Драйзер 9, считает наилучшим для выхода из конфликта - это стратегия сотрудничества. К. Томас считает, что ситуация сотрудничества является наиболее выигрышной, потому что участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Драйзер – эмоциональный человек, но предпочитает не демонстрировать свои эмоции, сохраняет дистанцию в общении, редко идет на откровенность даже с близкими людьми. Это – преданные, ответственные люди, которым необходимо чувствовать себя полезным, видеть, что их помощь нужна. Избегает ссор, неприятных людей, которые сделали ему зло. Но в случае необходимости может постоять за себя, резко поставить на место хама, не прощает зло.
Горький склонен в большей степени к стратегии соревнования и это вполне в его стиле. Горький человек волевой, упорный, порой жесткий, хорошо знает все правила, считает, что дисциплина, порядок очень важны, требует от других соблюдения порядка порой грубо и жестко. К сильным сторонам Горького надо отнести умение действовать быстро и четко. Но с другой стороны, он отличается спокойствием и выдержкой, ему не свойственно высказывать свои взгляды выразительно и не умно. Во многих ситуациях, особенно в конфликтных, его твердость необходима. Это делает его незаменимым в разного рода непредвиденных обстоятельствах
Гюго выходят из ситуаций конфликта, идя на компромисс. Снисхдительность и любезность – вот основное, что характеризует общий стиль жизни Гюго. Он стремится избежать неприятных встреч, плохого настроения, не допустить пессимизма. Присуще обычно хорошее настроение, он доброжелателен, снисходителен и любезен к людям, счастлив, даже трудности может встречать с юмором. Их добротой, терпимостью, желанием избегать конфликтов иногда злоупотребляют окружающие. Гюго должен осознать, что разногласия и споры – в порядке вещей, и что его будут больше уважать, если он крепко удержит в руках свое оружие, не переходя на чужую сторону ради мира.
Таковы психотипы людей, которые окружают нас. Чего-то может быть в человеке больше, чего-то меньше, но всегда его можно отнести к какому-то типу, что позволяет прогнозировать, готовить отношения с ним.
Психотипы – это вершина психологической подстройки к человеку, который шел нам навстречу. Когда ясен психотип – ясен человек, но до этой ясности еще надо добраться, а потому всегда нужно читать человека по его внешним проявлениям, потом, после встречи, беседы, общения можно «прикинуть» его психологический тип.
Приложение 1
«Опросник диагностики
предрасположенности личности
к конфликтному поведению" К.Томаса
1. а. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра тить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. а. Я стараюсь найти компромиссное решение.б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. а. Я стараюсь найти компромиссное решение. б. Иногда я жертвую собственными интересами ради интере сов другого человека.
5. а. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку другого. б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря женности.
6. а. Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя. б. Я стараюсь добиться своего.
7. а. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем что бы со временем решить его окончательно. б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться дру гого.
8. а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. а. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз никающих разногласий. б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.