Анализ тревожных детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

Школьная тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающаяся в её источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определённые области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Файлы: 1 файл

Влияние игры на уровень школьной тревожности младших школьников.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

По мнению А.М. Прихожан, тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Таким образом, мы видим, что существует несколько определений  понятия «школьная тревожность». Хотя они схожи, но есть и различия. Это обусловлено тем, что различные  ученые, используя различные подходы, дают разные определения данному феномену.

Мы считаем, что данные выше определения можно объединить. Таким образом, школьная тревожность  – это устойчивое психологическое  состояние ребенка, проявляющееся  в различных поведенческих проявлениях (страх, агрессивность) и негативно влияющее как на социальную адаптацию и интеграцию, так и на успеваемость младшего школьника.

В процессе работы мы изучили  теоретические основы возникновения  школьной тревожности и ее причины.

Одной из причин можно считать неадекватно высокую самооценку ребенку, так как этот фактор способствует осознанию ребенком собственной несостоятельности при столкновении с трудностями и новыми потребностями.

Еще одна причина, по которой  возникает школьная тревожность  – переход ребенка в новую социальную среду, вследствие чего он испытывает потребность в адаптации и приспособлении к новым условиям, людям.

Также одной из причин возникновения школьной тревожности  можно считать неправильное воспитание и неблагоприятные отношения  с окружающими.

В ходе работы мы выявили  уровень школьной тревожности учащихся третьего класса МОУ «Городской психологический  оздоровительно-образовательный центр» г. Омска. Обработав результаты, выяснили, что высокий уровень школьной тревожности имеют довольно большое количество опрошенных третьеклассников, средний уровень отмечен у большинства, низкий уровень у незначительной части ребят.

Исходя из особенностей возраста детей, принимавших участие  в эксперименте, мы подобрали комплекс игр и игровых упражнений, направленных на снижение уровня тревожности, потому как именно игра является наиболее простым и эффективным методом коррекции для младших школьников.

После реализации комплекса  мы провели повторное диагностирование детей. Оказалось, что высокий уровень  школьной тревожности снизился, средний остался без изменений, низкий уровень повысился.

Таким образом, если в  работе по коррекции школьной тревожности  у учащихся третьего класса использовать специально подобранные игры, то уровень  тревожности младших школьников можно частично снизить.

 

 

 

 

 

 

Библиография 

    1. Аракелов Н.Е, Шишкова А.Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология, 1998. -  №1. - 18 с.
    2. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал, 1997. - №2. -  19 с.
    3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование). -  М.: Просвещение, 2001. – 378 с.
    4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М. : Просвещение, 1997. – 423 с.
    5. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000. - № 5. -  22 с.
    6. Мэй Р. Проблема тревоги/ Пер. с англ. Гладкова А. Г. - М. – 2001. – 227 с.
    7. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М. – 1998. – 601 с.
  1. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - М. - 1996. – 352 с.
    1. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А.И. Щербанова. - М. - 1987. – 317 с.
    2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
    3. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Ж. «Психологическая наука и образование», 1998. -  №2. – 39 с.
    4. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. Кн. Для учащихся, М.: Просвещение, 1994. – 342 с.
    5. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор Радугин А.А. М.: – 2003. – 542 с.
    6. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, 2-е изд., испр и доп. М.: Политиздат, 1990. – 437 с.
    7. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И.В., М.: Просвещение, 1991. – 273 с.
    8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие., М.: Владос, 1996. – 529 с.
    9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
    10. Савина Е. Тревожные дети. // Дошк. воспитание. 1996. - № 4. – 376 с.
    11. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети.// Ж. Дошкольное воспитание, 1996. - №4 – 21 с.
    12. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. М. – 1995. – 138 с.
    13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. Ред. Т.В. Бурменской, М.: Изд-кая группа «Прогресс», 1993. – 329 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уровень школьной тревожности  младших школьников

С целью выявления уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста используется опросник (Г.П. Лаврентьева,                   Т.М. Титаренко)

Инструкция:

Прочитайте суждения и поставьте на против него знак «+», если вы с ним согласны или  знак «-», если вы с ним не согласны.

1. Не могу долго работать, не уставая.

2. Трудно сосредоточится  на одном задании.

3. Любое задание вызывает  излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.

5. Смущаюсь чаще других.

6. Часто говорю о напряжённых ситуациях.

7. Краснею в незнакомой обстановке.

8. Снятся страшные  сны.

9. Руки  обычно холодные и влажные.

10. Нередко расстраиваюсь  из-за незапланированной работы.

11. Сильно потею, когда волнуюсь.

12. Не обладаю хорошим аппетитом.

13. Сплю беспокойно, засыпаю с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраиваюсь.

16. Часто не могу  сдержать слезы.

17. Плохо переношу ожидание.

18. Не люблю браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боюсь сталкиваться с трудностями.

При обработке данных суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл школьной тревожности и выявить ее уровень.

Высокий уровень школьной тревожности - 15-20 баллов.

Средний уровень школьной тревожности  - 7-14 баллов.

Низкий уровень школьной тревожности  - 1-6 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Проективная методика «Школа зверей»

Оборудование: Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий: Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция:

Ведущий: Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

Дети выполняют  задание.

Посмотрите  внимательно на свой рисунок и  найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте крестик или букву «я».

Интерпретация

1. Положение  рисунка на листе.

Положение рисунка  ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.

Положение рисунка  в нижней части — неуверенность  в себе, низкая самооценка.

Если рисунок  расположен на средней линии, то у  ребенка все в норме.

2. Контуры  фигур.

Контуры фигур  анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий  необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие  деталей, соответствующих органам  чувств, — глаза, уши, рот.

Отсутствие  глаз свидетельствует о неприятии  информации, изображение ушей (тем  более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества  и взаимодействия персонажей  показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения  друг с другом (играют, изображены в  учебной деятельности и т.д.) и  отсутствие разделяющих линий между  ними говорит о благоприятных  взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер  отношений между животным-учителем  и животным, изображающим ребенка.

Необходимо  проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение  учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа  привлекает ребенка внеучебными  сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая  гамма. 

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном  эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ тревожных детей младшего школьного возраста