Анализ тревожных детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

Школьная тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающаяся в её источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определённые области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Файлы: 1 файл

Влияние игры на уровень школьной тревожности младших школьников.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

1) включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником;

2) необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»;

3) если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно;

4) игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать     только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высокотревожен, то Е.К. Лютова рекомендует начинать работу с ним с релаксационных и дыхательных упражнений, например, «Воздушный шарик», «Надувной мяч», «Корабль и ветер», «Водопад», представленных в комплексе игр и упражнений.

Чуть позднее, когда  дети начнут осваиваться, И.В Шевцова предлагает к этим упражнениям добавить следующие: «Драка», «Сосулька», «Шалтай - Болтай», «Танцующие руки», «Зайки и слоники», которые мы также включили в комплекс.

Организуя коррекцию школьной тревожности детей  младшего школьного  возраста посредством  игры, социальный педагог  должен объединить ребят  с этой проблемой  в одну группу, так им будет легче справиться со своим недостатком. При этом действия социального педагога должны быть следующими:

  1. постоянно подбадривать, поощрять, выражать уверенность в их успехах, возможностях;
  2. защищать от неприятностей, перенапряжения, лишних волнений, ненужных переживаний;
  3. расслаблять, снимать напряжение с помощью специальных подвижных игр;
  4. применять специальные игры и игровые упражнения на проявление смелости, решительности, уверенности в себе;
  5. укреплять их волю на примере сильных, мужественных людей;
  6. сопереживать вместе с детьми их успехи и неудачи, выражать постоянную готовность помочь [6, с. 47].

Готовясь к работе с младшими школьниками с использованием игры необходимо:

  • выбрать игру, соответствующую уровню развития младших школьников;
  • исключить из игр те элементы, которые могут раздражать детей;
  • игры с усложнением правил вводить постепенно;
  • участвовать в предложенных играх самому социальному педагогу, выполняя требования, как равноправный участник.

Н.Е. Аракелов в работе с тревожными подростками младшего школьного возраста рекомендует  придерживаться следующих рекомендаций:

1) выявлять детей с точки зрения профилактики или коррекции;

2) провести  анализ  имеющихся  эмоциональных  проблем   младших школьников;

3) с помощью диагностических  методик выявить уровень школьной  тревожности учащихся;

4) осуществлять  за  такими  детьми  постоянный  контроль  и  по возможности включать их в общественно-значимые виды деятельности.

Резюмируя сказанное выше, попытаемся обобщить различные подходы к феномену школьной тревожности.

По определению Р.С. Немова, школьная тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии беспокойства испытывать страх и тревогу в специфически социальных ситуациях [7, с. 364].

По определению А.В  Петровского, школьная тревожность  – склонность индивида к переживанию тревоги в условиях учебно-воспитательного процесса; один из основных параметров  индивидуальных различий [14, с. 405].

Как только возникает  тревога, в душе ребенка включается целый ряд механизмов, которые «перерабатывают» это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научиться распознавать тревожность и «под маской».

Кроме того, многочисленные источники полагают, что коррекционная работа будет эффективна, только если она опирается на основные принципы психокоррекционной работы. Такие как: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход в коррекционной работе к каждому ребенку, как к одаренному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы. Изучение уровня тревожности младших школьников

На основе теоретической  части нами была проведена исследовательская работа с целью изучения уровня школьной тревожности у учащихся третьего класса.

Наше исследование проходило  на базе МОУ «Городской психологический оздоровительно – образовательный центр» г. Омска, в группе из 10 человек учащихся третьего класса.

Цель исследования: подтвердить выдвинутую нами гипотезу.

Исследование проходило в три этапа:

  • констатирующий;
  • формирующий;
  • контрольный.

На констатирующем этапе  мы поставили цель: выявить уровень тревожности у младших школьников третьего класса.

Для достижения поставленной цели нами была проведена диагностика «Уровень школьной тревожности  младших школьников» (Приложение 1), и проективная методика «Школа зверей» (Приложение 2).

Диагностическая методика «Уровень школьной тревожности  младших школьников» состояла из 20 вопросов. Детям были розданы бланки для ответов, в которые они должны были поставить напротив суждения знак «+», если  с ним согласны или знак « - », если не согласны.

При обработке данных мы суммировали количество «плюсов» для получения общего  балла школьной тревожности у каждого учащегося третьего класса. Затем полученные суммы соотнесли с предложенными уровнями. В результате получили следующие результаты: высокий уровень школьной тревожности у 20% учащихся третьего класса; средний уровень школьной тревожности у 70% третьеклассников; низкий уровень школьной тревожности у 10% ребят.

Отразив полученные данные на гистограмме и проанализировав  их, мы пришли к выводу о том, что  действительно в данной группе детей  младшего школьного возраста наблюдается  проблема школьной тревожности. У детей с высоким и средним уровнем школьная тревожность легко может стать доминирующей.

Уровень школьной тревожности  учащихся третьего класса (%)

Констатирующий этап

Проективная методика «Школа зверей» (Приложение 3).

Для проведения проективной методики «Школа зверей» детям было предложено представить школу, где учатся лесные звери. Детям были розданы цветные карандаши и бумага, после чего ребята с удовольствием преступили к работе, которая длилась 20 минут. После того как все дети справились с заданием им было предложено обозначить среди всех нарисованных ими животных учителя и себя.

Анализируя рисунки, мы увидели, что у детей есть разные настроения по отношению к школе, одноклассникам и своему учителю.

1) Б.М. относится к  школе хорошо, невидно негативных  проявлений к одноклассникам  и учителю. Учитель изображен  улыбающимся и размерами равен  ученице - это значит что учитель  любим и не вызывает у учащейся  страха и соответственно тревожности;

2) Н.М. относится к школе нейтрально, мало ярких цветов, сама же ученица изображена в виде ёжика, а это значит, что она закрыта и агрессивна по отношению к окружающим её одноклассникам. Учитель же изображен большим по сравнению к ученикам из этого можем сделать вывод о его главенствующем положении.

3) А.Э. изобразила своего  учителя ярко и по сравнению  с учениками большим, а значит, что учитель любим и главная  фигура в школе, сама девочка  изображена ярко и жизнерадостно  из чего можно сделать вывод:  в школе Э. чувствует себя довольно комфортно;

4) Н.Г. изобразила всё  достаточно ярко и на лицах  всех одноклассников присутствует  улыбка. Однако школа заштрихована  и на окнах изображены решетки,  а это значит, что существует  боязнь или негатив к школе,  учитель самый высокий, что показывает его главенствующее положение. Школьная тревожность присутствует.

5) Г.Д. использовал  достаточно светлые цвета, что  говорит, о его положительном  отношении к школе. Мальчик  изобразил себя, совсем маленьким, это значит - он неуверен в себе. Учитель же изображен в виде небольшого поросёнка в шляпе, это указывает о незначительной роли учителя в классе.

6) З.Н. изобразил школу  неохотно и на фоне зверей, деревьев она теряется, это говорит о незначительном месте школы в жизни мальчика. Учитель так же мал и отдалённо нарисован от учеников из чего следует, что он не авторитетен и не уделяет учащимся достаточного внимания, так же нарисовал себя маленьким, это говорит о его неуверенности и зажатости, то есть присутствует школьная тревожность.

7) Ш.А. изобразила всё ярко и красиво, её работа отличалась от других обилием цветов и травы на рисунке, что говорит о том, что ей нравится, находится в школе, учитель нарисован в нежно голубом цвете и с улыбкой из чего следует, что он любим и авторитетен для Насти;

8) Е.С. изобразил школу в тёмных тонах и с решетками на окнах что свидетельствует о негативном отношении к школе, так же на рисунке ученик  изобразил себя в виде бегемота, это значит, что среди одноклассников он чувствует своё превосходство. Учитель изображен в тёмных танах, в качестве большой птицы показывая этим самым её главенствующую роль в классе и тоталитарный стиль общения. Есть школьная тревожность.

9) Е.С. нарисовал школу  яркой, но учитель изображен  в тёмных тонах это значит, что школьник без всякой тревоги ходит в школу, но по некоторым причинам боится своего учителя. Себя же он изобразил маленьким по сравнению с одноклассниками - это говорит нам о его неуверенности в себе.

10) П.Ж. нарисовал школу  достаточно мрачно, он долгое  время не хотел рисовать животных, увлекаясь изображением только деревьев. Когда же он всё - таки изобразил себя и учителя то, мы не увидели какой либо замкнутости и негатива, а наоборот животные получились достаточно яркими и жизнерадостными, учитель нарисован выше, что говорит о его главной роли в школе.

 По итогам проведённого  анализа было выяснено, что некоторые  дети не считают учителя главным  и вовсе не любят школу, так  же много учеников с заниженной  самооценкой, что явно указывает  на развитие школьной тревожности  у учащихся третьих классов.

Проанализировав результаты, полученные при обработке методик, мы увидели, что у большей части  учеников третьего класса присутствует школьная тревожность, однако у всех она выражена в разной степени.

2.2. Реализация игр, направленных на снижение уровня школьной тревожности младших школьников

На формирующем этапе  мы проводили  игры на коррекцию  школьной тревожности детей младшего школьного возраста третьего класса. Как уже было сказано выше, для  коррекции в работе с детьми младшего школьного возраста лучше всего использовать игру. Во время игры ученику проще всего раскрыться и выплеснуть свои эмоции, обыграть тревожные ситуации и найти выход в тех или иных случаях возникновения проблем, которые могут вызвать у ребёнка неоправданную школьную тревожность.

Первые игры, которые  мы реализовали – это игры на знакомство. Они помогли нам познакомиться  с детьми, а ребятам больше узнать о своих товарищах.

Например, игра «Снежный ком» способствовала знакомству и помогла  узнать об увлечениях ребят. Было видно, что в неё дети играли уже не первый раз, и каких - либо затруднений не возникло, а наоборот некоторые из учащихся старались как можно красочней описать своё увлечение.

После знакомство с ребятами им было предложено поиграть в очень  увлекательную и забавную игру «Надувной мяч», где они могли сплотиться, более лучше узнать друг друга и расслабить максимальное количество мышц тела.

Игры «Танцующие руки», «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Зайки и слоники» дали детям возможность  проявить свои чувства и снять излишнее напряжение, успокоиться, настроиться на рабочий лад, повысить самооценку.

Информация о работе Анализ тревожных детей младшего школьного возраста