Анализ психологических факторов успешного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Термином «педагогическая психология» обозначаются две существенно разные науки. Она из них является ветвью психологии, это базовая наука, призванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания, Но под названием «педагогическая психология» развивается также и прикладная наука, цель которой — использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эта прикладная часть психологии часто называется школьной психологией. Образовательный, педагогический процесс является объектом изучения многих наук: педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления, общей, социальной, возрастной, педагогической психологии и др. Он представляет собой сложное, многофункциональное, многокомпонентное явление.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………….6
1. Психологическая деятельность в процессе обучения……………………………….6
1.1 Проблематика психологии обучения…………………………………………...6
1.2 Психологические особенности учащихся……………………………………...7
2. Факторы успешного обучения……………………………………...………………..10
2.1 Мотивация…………….…...…………………………………………………….10
2.2 Прием информации органами чувств……….…………………………………12
2.3 Восприятие………………………………………………………………………16
2.4 Понимание, заучивание………………………………………………………....17
2.5 Закрепление……………………………………………………………………...21
3. Сопротивление как часть успешного обучения…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………….26
Глоссарий………………………………………………………………………………...29
Список используемых источников……………………………………………………..31
Приложения…………………………

Файлы: 1 файл

Демидова Курсовая Педагогическаяпсихология.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

 

 

        2.3 Восприятие

      

 

        Восприятие — активный процесс, связанный с выдвижением гипотез. Два человека могут увидеть разное рассматривая один и тот же объект. Это относится к слуховому восприятию и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали, или тем, что ему сказали. Существенно влияет на восприятие то, чего ждет человек, осуществляемый им вероятностный прогноз. Если перед показом учебного рисунка внимание не привлечено к тому, что на этом рисунке существенно, учащийся может просматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего педагог показал данный рисунок. Вопрос о времени экспонирования таблиц, схем, чертежей, рисунков на экране во время лекции подчас бывает очень острым: естественно желание сократить его до минимума, но недопустимо такое сокращение времени, при котором учащийся не успевает рассмотреть предлагаемый материал и проделать с ним мысленно необходимые операции, например, сравнение частей, выделение главного.

        Восприятие материала зависит от готовности восприятия его определенным образом, от ожиданий воспринимающего. Но вот назван совершенно новый для слушателей термин или незнакомая фамилия. В аудитории возникает шум, лектора просят повторить, сказать по буквам, написать на доске — возникает непредвиденная задержка. В худшем случае аудитория молчит, но в тетрадях студентов появляются неправильные записи. Это объясняется тем, что восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего

ждет субъект, осуществляющий вероятностный прогноз. Чем меньше слушатель ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным. Влияние ожидания, вероятностного прогнозирования на восприятие сказывается не только тем, как человек расслышал слово, но и более высоким уровнем восприятия смысла речи. Слушатель может не только не расслышать того, что было сказано, но и услышать не то, что было сказано. После одной и той же лекции студенты могут уверять, что преподаватель о чем-то вовсе не упоминал, хотя магнитофонная запись свидетельствует об ошибочности их мнения. Записи студентов, которые они ведут на лекциях, — не стенограмма. Составляемые ими конспекты в значительной степени являются записью их мыслей по поводу того, что говорит лектор. Между тем, студенты уверены, что это и было сказано лектором. Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами, излагался учебный материал на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников. Например, чтобы усвоить понятия теории множеств, для детей 7—8 лет нужно преподнести эти понятия в предметно-действенной форме (на языке предметов и действий), подросткам — в форме конкретных операций над математическими объектами (на языке образов и операций), для студентов же достаточно речевой и символической форм сообщения соответствующих сведений.

 

        2.4 Понимание, заучивание

      

 

        Что значит с психологической точки зрения понимание некоторого содержания? Один (самый простой) вариант ответа: понимать — значит, суметь воспроизвести, выполнить. Это простой объективированный психологический критерий понимания, но он, однако, не исчерпывает всей сложности проблемы. Оказывается, можно нечто знать, но не понимать. Понимание соотнесено с сознанием. Понимать нечто — значит, осознавать это на себе.

        Универсальный компонент любого учения — заучивание (совокупность действий обучающегося, направленных на овладение учебным материалом). Первое условие заучивания можно сформулировать так: то, что необходимо узнать и усвоить, должно быть выделено человеком из всех остальных воспринимаемых сторон внешнего и внутреннего мира. Мало смотреть — надо увидеть, мало слушать — надо услышать.

        Проявление личности человека в отборе, переработке и использовании определенных сведений психологи называют установками. В исследованиях было показано, что установка, т. е. готовность к событию, определяет сроки, прочность и характер запоминания. Учение с установкой «до экзамена» сохраняет знания лишь до выхода их экзаменационной аудитории, с установкой на приблизительное заучивание дает приблизительные знания. Восприятие информации без установки на заучивание часто вообще не дает никаких знаний. Результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношение к предмету), но и объективными (свойствами самого заучиваемого материала): — содержание учебного материала. Предметом заучивания могут быть фактические сведения, понятия, умения или навыки.

        От того, какой тип материала является предметом заучивания, в решающей степени зависят характер и методы обучения;

— форма учебного материала. Она может быть жизненной, когда обучение осуществляют на реальных предметах или видах деятельности, и дидактической, когда обучение осуществляется на специально препарированных и схематизированных ученых объектах и задачах. Она может быть предметной, образной, речевой и символической. Эффективность избранной формы изложения зависит от двух факторов: 1) от того, соответствует ли он характеру заучиваемого материала, 2) насколько учащиеся владеют данным языком и насколько он соответствует их мышлению, например, детям нужно преподнести понятия в предметно-действенной форме;

— трудность учебного материала, влияющая на эффективность заучивания, его быстроту и правильность. Трудность заучивания нового учебного материала при прочих равных условиях зависит от его связи с имеющимся у ученика опытом, знаниями и умениями. Чем больше таких связей, тем материал легче для заучивания, и наоборот (при прочих равных условиях);

— значение, важность учебного материала. Определенные сведения или действия могут быть важны сами по себе или для усвоения последующего материала. Они могут быть важны для решения задач, с которыми затем встретится учащийся. Наконец, они могут быть важны для формирования поведения или определенных черт личности. Значение некоторого материала может быть гностическим (познавательным), практическим (деловым), этическим (нравственным), эстетическим (художественным), социальным (общественным), воспитательным (педагогическим). Следует подчеркнуть, что одного объективного значения учебного материала самого по себе для успешного заучивания еще недостаточно. Для этого он должен обрести значимость для самого учащегося, т. е. отвечать его потребностям и интересам;

— осмысленность. Наблюдения и эксперименты свидетельствуют, что осмысленный материал заучивается быстрее, с меньшим числом ошибок, длительнее и полнее сохраняется. Осмысленность зависит от того, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и действия, необходимые, чтобы понять элементы учебного материала и установить связи между ними. Кроме того, осмысленность может иметь разные степени: от смутного понимания, что «нечто называется чем-то», до отчетливой реконструкции всех полученных сведений. Сама осмысленность и ее степень зависят от существенных связей между новым учебным материалом и уже имеющимися знаниями, понятиями ученика. Заучивание любого материала облегчается по мере повышения структурности, т. е. логических, семантических и синтаксических связей его частей. Чем больше в материале таких связей нового со старым, тем теснее связь каждой последующей части с предыдущей, тем легче заучивание. Недаром одним из принципов обучения является принцип последовательности и систематичности. Трудности возникают и тогда, когда связи

не выделены четко, а замаскированы в фактическом и описательном материале. Некоторую роль играет также расположение частей материала.

— объем учебного материала у т. е. количество входящих в него отдельных элементов. Измерить число элементов учебного материала еще недостаточно: ведь учащийся заучивает не то, что написано в учебнике, а то, что у него получается в результате мыслительной переработки текста и выражения этих результатов в терминах своего опыта. Объем осмысленного учебного материала можно измерить только косвенно числом новых понятий или действий, которые требуется усвоить, связей, которые в нем устанавливаются, или числом суждений, которые он содержит.

        Следует упомянуть еще один фактор заучивания — эмоциональные особенности учебного материала: привлекательность материала, его способность вызывать определенные чувства и переживания. Как показывают исследования, материал, вызывающий сильные положительные чувства, заучивается легче, чем безразличный и скучный.

               Ход научения регулируется на основе обратной связи, т. е. непрерывного или периодического контроля и учета текущих результатов. При обучении основным средством такого контроля являются ответы и действия учащихся, степень их правильности, число ошибок. Эффективность управления учебной деятельностью в значительной мере зависит от способов и форм осуществления: 1) поисков учащимися правильного ответа и действий; 2) сигнализации о допущенных ошибках; 3) их исправления; 4) реакции педагога на ошибки.

        Для активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно:

— обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким). Сюда же относится необходимость соблюдения студентами режима дня, питания, отдыха, движения;

— давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятии;

— соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения;

— полностью использовать возможности устной речи, как средства управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильными ориентирами для слушателя в содержательной стороне сообщения;

— учитывать возможность прямого управления восприятия (в случае затруднения понимания нужно специально обращать внимание на наиболее важные положения. Важно показывать, на какую часть таблицы, диаграммы или графика нужно смотреть, и что именно надо увидеть, чтобы не возникло смысловых барьеров);

— в умеренных пределах разнообразить изложение. Использовать приемы поддержания и возвращения внимания;

— учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает;

— уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации;

— использовать наглядность, графики, схемы как опорный материал для активизации восприятия и памяти;

— вводить проблемность, некоторую усложненность для активизации мышления;

— напомнить студентам о важности соблюдения режима дня, так как каждый «недоспанный» час против физиологической нормы снижает умственную работоспособность на 10—20%.[6]

 

        2.5 Закрепление.

 

 

        Важным элементом процесса усвоения является, далее, закрепление. Известно, что можно понять то или иное явление, осмыслить его, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Для прочного запоминания не обходимо повторное осмысление, неоднократное воспроизведение изучаемого в тех или иных частях его и в целом. Вот почему необходимо закрепление изучаемого осуществляется оно путем заучивания некоторых основных фактов, определений, связей, способов доказательства, путем воспроизведения некоторых особенно важных элементов изучаемого материала, обобщений и выводов, выполнения письменных и лабораторных упражнений, специально направленных на упрочение полученных знаний. Во время закрепления очень важно не зазубривать изучаемое, а обогащать его новыми подтверждениями и аргументами. Важно осуществлять закрепление на новой основе, на новых упражнениях, на новых примерах по сравнению с теми, которые использовались при объяснении учебного материала учителем или применялись в тексте учебника. Очень ценны в этом смысле задания ученикам по отысканию своих собственных примеров изучаемых явлений, законов, закономерностей, причинно-следственных зависимостей и т. д. В таком случае закрепление не просто обеспечивает прочное запоминание, а углубляет знания, осуществляет их перенос на новые ситуации, развивает учебно-познавательные умения и навыки.[7] Приложение Б

 

 

3.Сопротивление как часть успешного обучения

 

 

 

Сопротивление  — комплекс эмоциональных и поведенческих реакций, призванный защитить личные ценности, привычки и отношения от «чужеродного» влияния. Задача сопротивления — не допустить болезненных переживаний, связанных с потерей психологической безопасности и снижением самооценки, а также уменьшить напряжение, вызываемое ситуацией неопределенности, напрямую связанную с новизной информации. Чтобы выполнить свои функции, сопротивление должно помочь «хозяину» сохранить «хорошую мину при плохой игре» для окружающих, и, самое главное, не дать ему самому увидеть собственные трудности, опасения и неприятные эмоции. Сопротивление является продуктом подсознания и может принимать разнообразные формы.
Например, на семинаре рассматривается технология прохождения информации в организации. Замотивированный руководитель мысленно сравнивает процессы, происходящие в своей организации, с информацией преподавателя, задаваясь вопросом: «Как мне организовать оптимальную систему прохождения информации в своей компании?» Чем больше расхождения между рассматриваемой и «своей» схемой — тем больше возникает вопросов, связанных с конкретной ситуацией, тем шире поле неопределенности, тем больше сопротивление. Мысленно проигрывая сценарий возможных изменений (возможно, речь идет об изменениях структуры, мотивации персонала, организации работ, анализе имеющейся информации и еще о тысячи вещей, включая личное недосыпание), наш менеджер сталкивается с теми сложностями, которые придется преодолеть, чтобы добиться результата. При отсутствии сопротивления (фантастическая ситуация) он должен сказать: «Моя схема ведения бизнеса не оптимальна, у меня огромное количество трудностей в компании, с которыми, честно говоря, я не знаю, как справиться».

Информация о работе Анализ психологических факторов успешного обучения