Анализ феноменов акме и кризис среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: сравнительный анализ феноменов акме и кризис среднего возраста.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть акмеологию как науку и феномен акме.
Изучить Феномен середины жизни в возрастной психологии.
Сопоставить понятия среднего возраста и возраста акме.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.02 Кб (Скачать файл)

Китайская пиктограмма слова кризис отражает идею кризиса. Она состоит из двух основных радикалов: один изображает возможность, другой опасность.[18, с.290]

В настоящее время можно найти множество определений кризиса. Рассмотрим некоторые из них.

В большом энциклопедическом словаре кризис определяется как резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние; острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение. Современная энциклопедия трактует кризис как острый недостаток, нехватку чего-либо. Даль считает кризисом перелом, переворот, решительную пору переходного состояния. В кратком психологическом словаре Л.А.Карпенко, А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского под кризисом понимается эмоционально-значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни. В кратком толковом психолого-психиатрическом словаре под ред. Игишева, кризис определяется как состояние, вызванное столкновением личности с препятствиями на пути удовлетворения важных жизненных целей, в случае, когда подобные препятствия не могут быть преодолены обычными способами разрешения проблем.

Головин в своем Словаре практического психолога дает определение кризиса – «это состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром». Здесь же он дает понятие возрастного кризиса: «особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. Они могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его отношений социальных, деятельности и сознания».[19]

Можно заметить, что на сегодняшний день, понятие «кризис» в психологии отличен от изначально данного греками понятия. Здесь кризис представляется в большей степени как некое эмоциональное событие, переживание, определенное состояние психики человека. Но в то же время остался и некий смысл перехода на новую ступень, поворотного пункта, перемен, изменений.

Исходя из вышеизложенного, можно развести феномены «кризиса среднего возраста» и «возраста акме» .В целом возраст акме представляется как творческий возраст. Человек в это время находится на пике своих возможностей (в основном творческих). Возраст акме определяется как наивысшая точка в развитии, вершина пути. В психологии же понятие кризиса, в частности возрастного, базируется на эмоциональных переживаниях, психических изменениях, происходящих с человеком при переходе на новый возрастной, и соответственно, психологический уровень его развития. Согласно статистическим данным, возраст, на который приходится большая часть разводов в стране, 40-45 лет. Связано ли это с кризисом середины жизни? Можно предположить, что да. Мужчины и женщины, прожившие в браке 20-25 лет, находятся в этом возрасте на пике своих эмоций и возможностей. Осознание того факта, что дети выросли и ушли из семьи, может сбить их с ног. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство опрошенных считают, что в разводе виноваты оба супруга (64%). 24% считают, что на развод толкает измена.[14]

 

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕМУ ПАРАГРАФУ

 

Феномен кризиса интересовал людей еще с древности. Изначальный вариант понятия, означающего решение, поворотный пункт, постепенно стал переходить в другие науки и получать там свой характерный оттиск и сейчас имеет множество определений.

При сопоставлении феноменов «кризис средины жизни» и «возраст акме» можно выделить следующие аспекты: возраст акме в большей степени определяется как время творческого подъема, успеха, а кризису середины жизни по большей части относят душевные, психологические, эмоциональные переживания. Кризису в большей степени подвержены женщины, чем мужчины, это связано с их психологическими особенностями. Следует отметить, что кризис переживают 80% людей, и всего лишь для 20% данный период возраста проходит незаметно. Отмечается «спад» в начале кризиса и «подъем» на пути выхода из него. После нахождения пути выхода из кризиса человек может достигнуть возраста акме, тем самым, находясь в «творческом порыве», может подняться в должности, или сменить работу и даже сферу деятельности.

Таким образом, можно прийти к выводу, что «кризис среднего возраста» и «возраст акме» все же являются разными понятиями и их следует отличать друг от друга.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, кризис среднего возраста и достижение акме являются одними из наиболее важных факторов в развитии человека и формировании его личности. Каждому человеку свойственно переживать эти периоды, различие только в степени их выраженности. На самом деле, эти феномены, хоть и являются критическими, не так страшны и опасны для человека. Это всего лишь переходный период между очередными стадиями развития. То, как воспримет эти перемены человек, зависит от него самого и от поддержки его окружающих. Данные периоды являются весьма контролируемыми, поэтому к ним можно быть готовым и, в связи с этим, контролировать весь процесс прохождения данных этапов. 

В работе были рассмотрены такие аспекты как акмеология как наука и феномен акме, изучен феномен середины жизни в возрастной психологии, сопоставлены понятия среднего возраста и возраста акме.

Подводя итог, можно сказать, что понятие акмеология было введено Н.А. Рыбниковым и означает комплексную науку о человеке, находящемся в периоде его зрелости, берущую свои начала еще в Древней Греции. Целью акмеологии является совершенствование человека. Объектом- прогрессивно развивающаяся зрелая личность. Предметом можно считать процессы и закономерности совершенствования человека как индивида. Также были сформулированы семь групп задач данной науки. Выделяются факторы, способствующие достижению акме: это социальные макро- и микрофакторы и фактор саморазвития.

Различные исследователи называют кризис среднего возраста: одни – середина жизни, другие – десятилетие роковой черты. На момент наступления кризиса человек находится в укорененном состояние, поэтому наступивший кризис может выбить его из колеи. Тогда он может оказаться перед трудностями, но это поправимо и контролируемо.

Слово кризис уходит своими корнями в Древнюю Грецию. Изначально термин «кризис» использовался в медицине и обозначал перелом болезни. Затем, постепенно, он стал переходить в другие дисциплины и получать характерные оттенки. Сегодня, понятие  кризис заметно отличается от первоначального значения.

В целом кризис среднего возраста отмечается как период психических изменений, переживаний, при которых возможны неудачи в работе, разлады в семье. В то же время в период акме были замечены творческий  и духовный подъем. Также можно отметить, что достижение акме может быть возможным непосредственно после выхода из кризиса, тогда у человека может появиться повышенная активность, он способен и хочет заняться новым ему делом, улаживает семейную жизнь или строит новые отношения.

Таким образом, можно считать, что цели и задачи, поставленные в начале работы, нами были достигнуты и успешно раскрыты. Изучение феноменов «кризиса среднего возраста» и «возраста акме» действительно являются актуальными и интересными на сегодняшний день. В связи с этим следует подробнее изучать данные вопросы, для достижения более высоких задач.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Массен П Развитие личности в среднем возрасте / Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982. –С.182-186
  2. Реан А.А Психология человека от рождения до смерти. /  Под ред. Реана А.А. //СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 276-277
  3. Стайн М.. В середине жизни. [пер. с англ. Ю. М. Донца]/М.Стайн//. М., Когнито-Центр, 2009, С.9
  4. Бодалев  А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993
  5. Бодалев  А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития/А.А. Бодалев//Мир психологии и психология в мире. 1995. №3. С.113-119.
  6. Бодалев А.А., Деркач А.А., Климов Е.А. О задачах и направлениях современных акмеологических исследований/ А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов //Акмеология. Научно-практический журнал. 2013, № 3 (47) С. 86
  7. Гусельцева  М.С. Феномен К.Юнга и современная постъюгианская психология/М.С. Гусельцева// Вопросы психологии. 2009.- № 2. С 155
  8. Деркач А.А.  Акмеология: Учебное пособие / А.А.  Деркач, В.Г.  Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003
  9. Деркач А.А. . Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С.161
  10. Косякова О.О. Возрастные кризисы./О.О. Косякова //Тверь, ТвГУ 2006. С.65
  11. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы./ Малкина-Пых И.Г// М. ЭКСМО 2004. С 548-552
  12. Мещеряков Б.Г . Большой психологический словарь./ Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. / /М.: 2003 - 672 с. С..22
  13. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях./А.А. Осипова// — Р. н/Д , 2006.
  14. Петровский А.В. .Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. // — М.: Политиздат, 1990.
  15. «Российская газета" - Неделя №6132 (156) от 18 июля 2013г.
  16. Солодников  В.В. «Кризис среднего возраста»:теоретическая интерпретация переживаемого опыта/ В.В. Солодников, И.В. Солодникова//  Мониторинг общественного мнения №4(92) июль-август 2009. С 182-183
  17. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
  18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)/И.В. Шаповаленко//М.:Гардарики.2005. С 290-292.
  19. Словари и энциклопедии на академике. [Электронный ресурс]- Электрон. дан. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/1002/%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81.- Загл. с экрана.

 

 

 


Информация о работе Анализ феноменов акме и кризис среднего возраста