Анализ феноменов акме и кризис среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: сравнительный анализ феноменов акме и кризис среднего возраста.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть акмеологию как науку и феномен акме.
Изучить Феномен середины жизни в возрастной психологии.
Сопоставить понятия среднего возраста и возраста акме.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.02 Кб (Скачать файл)

Проявление акме может быть выраженным в узкой области или же более широким, затрагивающим несколько спектров. В связи с этим были выделены факторы, способствующие достижению акме: социальные макро- и микрофакторы и фактор саморазвития.

 

 

 

 

§2 ФЕНОМЕН СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

М. Стайн начинает свою книгу «В середине жизни» следующими словами: «Середина жизни является периодом глубокой психологической трансформации». Он говорит, «что люди, имеющие представление о значении и динамике этого процесса, способны лучше справляться с кризисом, чем неосведомленные люди. […] Часто говорят, что кризис заключает в себе возможность перемен  и роста. Особую актуальность эта мысль приобретает в середине жизни.».[3, с. 9]Но стоит разобраться, что же такое на самом деле кризис середины жизни.

Кризис середины жизни, прежде всего, описывается как кризис идентичности, выражается в чувстве нетождественности самому себе, между тем, кем хотел стать, и тем, кем стал. Возрастные рамки кризиса колеблются в среднем от 35 до 45 лет.

Многие известные люди писали о замеченных за собой переменах в данный период времени. Данте описывал свое собственное состояние в середине жизни таким образом: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины» (Данте, 1968). Элеонора Рузвельт через шесть дней после своего 35-летия выразила свое ощущение хотя и не так поэтично, но не менее сильно: «Не думаю, что я еще когда-нибудь испытаю столь странные чувства, как в минувшем году... Вся моя самоуверенность исчезла вдруг...» (Лэш, 1971). Адвокат Оливер Уэндель Холмс-младший закончил свою юридическую практику. «Неужели это и будет моей жизнью и впредь, — спросил он себя, — год за годом?» (Боуэн, 1943).

Э. Эриксон называл эту стадию «десятилетием роковой черты». Одной из ее главных характеристик, по его мнению, является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты практически всегда имеют некоторые нереалистические черты, а иногда даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена в отрицательные и эмоционально-тягостные тона. Заполняя различные опросники, люди в возрасте 35—40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как «есть еще много времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что-либо изменить в моей жизни» (Гоулд, 1975).

Было замечено, что многие творческие люди (художники, артисты) переживают драматические изменения в своем творчестве в 35-40 лет. Некоторые же из них, как например Гоген, начали творческую работу в это время. Другие, наоборот, около 35 лет утратили свои творческие способности или мотивации, и многие из них умерли. Частота смерти среди художников и артистов между 35 и 39 годами значительно возрастает. Те же из них, кто переживает это свое десятилетие роковой черты, сохранив творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. В основном эти изменения касаются интенсивности их работы. [1, с.182]

Задачи в жизни человека в период средней взрослости (по Хейвигхерсту (1953)):

  • Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности.
  • Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня.
  • Выбор подходящих способов проведения досуга.
  • Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми.
  • Усиление личностного аспекта супружеских отношений.
  • Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним.
  • Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.         [2, с.276]

События и процессы, происходящие во время кризиса (по В.В. Солодников и И.В. Солодникова):

  • «выпадение» из некого культурно нормированного «жизненного расписания», предписывающего достижение «общепринятого» брачно-семейного, профессионального и в целом социального статуса к определенному возрасту;
  • быстрота изменения самого «жизненного расписания», т.е. социальных норм, ценностей и критериев успешности человека определенного возраста и пола, что произошло с изучаемым нами поколением;
  • достижение профессионального «потолка» (не только административно-должностного), вынужденная смена или потеря работы;
  • более или менее вынужденная миграция (смена места жительства);
  • смерть близких и/или родителей;
  • отделение взрослых детей и/или развод;
  • биологические (телесные) изменения, свидетельствующие о возрастной перестройке организма (которые значительно отличаются у мужчин и женщин) и/или болезни;
  • cоциально-экономическое положение человека и сопутствующее ему качество медицинской помощи.[15]

Исследователи выделяют следующие проблемы, с которыми сталкивается человек, переживающий кризис среднего возраста.

Убывание физических сил и привлекательности. Для тех, кто в молодом возраст полагался на свои физические качества, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии.

Сексуальность. У человека среднего возраста часто происходят сексуальные изменения, потребности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети.

Эмоциональная гибкость. Это способность изменять эмоциональный вклад в отношения с разными людьми и разными видами деятельности. Эмоциональная гибкость необходима в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того, как умирают родители, подрастают и покидают дом дети.

Духовная гибкость. Жесткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Среди людей зрелого возраста существует тенденция к росту ригидности во взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эту умственную закрытость следует преодолеть до того момента, как она перерастет в фанатизм и нетерпимость.[1, с.183]

В среднем возрасте мужчины и женщины пересматривают свои цели и размышляют о выполнении ранее поставленных перед собой задачах. Малкина-Пых выделяет различные модели поведения мужчин и женщин.

У мужчин различают следующие пути развития:

Трансцендентно-генеративный. Мужчина проходит мотивационный кризис практически незаметно в связи с тем, что значительная часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. В этом случае середина жизни может быть временем реализации своих возможностей и достижения новых целей.

Псевдоразвитый. Мужчина внешне справляется со своими проблемами и делает вид, что все происходящее его удовлетворяет и находится под его контролем. На самом деле он, чувствует, что потерял направление и зашел в тупик.

Мужчина, находящийся в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии соответствовать предъявляемым ему требованиям, а с другой - его собственные потребности все еще остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот кризис может быть временным периодом неудач, для других же может стать началом непрерывного падения.

Обездоленный судьбой.  Мужчина был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами.

Многие проблемы возникают у мужчин в середине жизни потому, что их не покидает мысль о несоответствии их с единым образцом успеха и мужественности, которому вынуждает соответствовать общество.

Переходный период у большей части женщин приходится на постродительский этап жизни, на то время, когда дети выросли. Анализ структуры мотивационной сферы женщины среднего возраста демонстрирует изменения в жизненных целях, установках и ценностях, связанных с семейным циклом и с этапами профессионального пути. Это означает, что наступление ключевых событий в семейном и профессиональном циклах мотивирует выбор определенного статуса и образа жизни женщин, переживающих период среднего возраста - их основных занятий, радостей и горестей, сферы общения.

Замечено, что женщины значительнее чем мужчины реагируют на физическое старение. Так сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы являются одними из основных потребностей многих женщин после сорока лет.[11, с.548]

Как уже говорилось ранее, Мюррей Стайн называет середину жизни психологической трансформацией. В свою очередь он выделяет три стадии этого процесса. С первой стадией  он связывает  безвозвратную утрату и требование расстаться с прошлым - бывшими мечтами, мифами, идеалами, иллюзиями. По его мнению, их надо оплакать и похоронить. Следующую стадию он представляет как период «подвешенности», неуверенности: в этот момент возникает множество вопросов, главными из которых является вопрос о своей прежней идентичности и понимании самого себя.  Данную  критическую стадию Стайн называет лиминальность. Это третья стадия. Попытка преждевременно завершить этот период приводит к прекращению реализации творческого потенциала, заключенного в хаосе, ставит под угрозу его существование и переход к следующему жизненному этапу. В этот период происходит формирование нового мира. Появляетсяновая личность, и ей также требуется время, чтобы проявить свои особенности и обрести устойчивое положение в жизни. В глубинах бессознательного зарождаются сильные и новые черты личности. Трансформация на каждой стадии развития призвана обеспечить наиболее вероятное для данного индивида раскрытие его личного потенциала.[3, с.9]

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ ПАРАГРАФУ

 

Исследователи по-разному называют период 35-45 лет. Кто-то называет его «середина жизни», кто-то «десятилетием роковой черты». Дж. Холлис назвал этот период «перевал в середине пути». Для него это возможность самоопределения и смены жизненных ориентиров между «первой взрослостью» и «старостью». «В современной культуре человек выступает творцом собственной жизни, в связи с этим меняется и содержание кризиса среднего возраста. В прежние времена жизненные кризисы трактовались как смена архетипов.», пишет М.С. Гусельцева. [7, с.155]

Кризис среднего возраста - период критической самооценки: анализируется аутентичность образа жизни; решаются проблемы морали; человек испытывает неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровня служебного роста.[10, с.65]

На момент приближения кризиса человек находится в укорененном состоянии, уютно устроен в семье и на работе. В момент наступления кризиса он оказывается обессиленным. В этот период его подстерегают расторжение и изнашивание связей и отношений с друзьями, коллегами, родителями. Кризис может сопровождаться депрессивными переживаниями, апатией. В этот момент важно не «выпасть из колеи» и сохранить равновесие.

Но правильно ли мы понимаем суть самого понятия кризиса? Что на самом деле подразумевается под этим определением? Сохранилось ли сегодня то значение, которое было заложено изначально? Этот вопрос остается открытым.

 

 §3 СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТА АКМЕ.

 

Сравнивая данные понятия можно найти как различия, так и сходства. Например, гендерные различия в данный период возраста в большей степени выделяются в среднем возрасте. Женщины, в отличие от мужчин, чаще переживают период среднего возраста. Это может быть связано с наибольшей чувствительностью, переживаниями. В то же время, период середины жизни может протекать и незаметно для человека.

Акме могут достичь как женщины, так и мужчины. Этот возраст выделяется как наиболее творческий, плодотворный, успешный. Средний же возраст, в свою очередь, отмечается в большей степени как период переживаний, неких спадов. В связи с этим его еще можно назвать кризисным. Пути выхода из кризиса среднего возраста находятся человеком индивидуально. У кого-то это не занимает особых усилий, у других же период выхода может затянуться. По нахождению путей выхода из кризиса, у человека начинается так называемый «подъём». Его дела налаживаются, он может перейти на новую работу, порой совершенно другой сферы деятельности, налаживается обстановка в семье. Можно предположить, что у человека, вышедшего из кризиса, наступает возраст акме. Таким образом, период переживаний, спадов, «падений» и неудач, плавно может перерасти в период творчества, красок, «взлетов» и радости. Женщины, как правило, начинают усовершенствоваться в карьере, а мужчины жаждут чего-то нового, отличного от прежней повседневной жизни.

В данном контексте кризис среднего возраста следует понимать не как возрастной кризис, а как внутренний. Это явление присуще не всем в данном возрасте, его переживают лишь некоторые. Поэтому следует выяснить, что такое кризисный возраст. Что следует понимать под определением кризиса? Можно найти множество определений этого понятия. Но какой смысл был в него вложен изначально, и что от него осталось на сегодняшний день?

Изучение феномена кризиса приводит своими истоками к древним грекам периода античности. От греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход. В свою очередь, греческое κρίσις происходит от глагола κρίων, означающего ежедневное состояние жизни, требующее что-либо проверять и выбирать, решаться на что-то. Существительное «кризис», происходящее от глагола проверять/выбирать, приводит к различным вариантам перевода этого слова: различия, разные возможности, выбор/отбор, разрыв, недостаток, решение. Одно из самых содержательных значений слова «кризис» переводится как «точка изменений», «переменный момент». Изначально этот термин греки использовали в медицине и обозначали как перелом болезни, день, когда болезнь усиливается или уменьшается, принимает другой вид и характер[16, с.182]. В настоящее время в медицине под этим понятием подразумевается разрешение болезни, наступающее быстро и определяющееся характерными признаками. В XVII-XVIII веках это понятие, взятое из медицины и практически не измененное по смыслу, стало постепенно применяться в других науках. Сейчас его можно встретить в таких науках как психология, социология, философия, экономика. Выделяют экономический, финансовый, энергетический, социально-демографический, военно-политический, психологический, философский, экологический и другие виды кризисов.

Информация о работе Анализ феноменов акме и кризис среднего возраста